вверх
Сегодня: 29.03.24
13.png

Белгород

 

 

 

Современная проза… Она и вот такая! Новый рассказ Анжелы Базарон. Ее дед по маме Базыр Турбянов в Великую Отечественную войну погиб в Шляхово, числился пропавшим без вести и бабушка всю жизнь его ждала. Через 40 лет их взвод нашли поисковики. И теперь Белгород, где могила предка, для Анжелы и ее семьи – родной.  Писательница недавно вернулась из Улан-Удэ, там она участвовала в драматургической лаборатории Анастасии Букреевой при Бурятском драматическом академическом театре имени Хоца Намсараева. 

 

 

Теперь новости слушали всей семьёй, сводки с Донбаса и Луганска. Сегодня по радио сказали, что снаряды прилетели в российский Белгород. Папа с мамой насторожились, нашли новость на компе, папа читал вслух – снаряды попали в нефтебазу на окраине города. Пятиклассник Булат навострил уши. Мама замерла, наливая чай по чашкам, и выдохнула: «Жертв нет, Ом мани падме  хум». Папа открыл старую карту: Белгород на границе с Украиной, нашел село Шляхово, оно выше и севернее города: «Я ездил в Белгород и Шляхово, когда поисковики нашли взвод Деда, 40 лет назад это было, в 1982-ом». 

 

Булат выскочил из подъезда, Ромка ждал во дворе: «Что так долго?» Пока бежали до школы, Булат пересказал новости про войну, и про Деда, который погиб в 1942-ом и числился без вести пропавшим. Бойцов откопали, нашли документы и похоронили, как героев, в Шляхово установили памятник  с бурятскими и русскими именами-фамилиями, «здесь сражались и погибли в ВОВ бойцы из Бурятии». 

 

На перемене мальчишки заходили в интернет, смотрели новости, новости были разные, страшные и героические. Вчера хоронили совсем молодого парня с детским лицом. Он с командиром прикрывал отход бригады, командир выжил, сейчас в госпитале.  Оба представлены к наградам. 

 

После школы друзья пошли на площадь. Здесь с военным оркестром встречали дивизию, вернувшуюся с фронта спецоперации. А сборный коллектив из артистов и музыкантов давал концерт перед поездкой на Донбасс. Ребята переглянулись – едем!   

 

Они побежали домой к Булату, сели за стол писать план. Первое – им нужны деньги. Второе – бинокль есть у Ромки;  карта, компас и фонарик у Булата. И третье – еда и сухари на дорогу. Булат вытряс копилку, купюры застревали, вытащили пинцетом, оказалось 8 тысяч 121 рубль. 

 

Дома у Ромки пообедали борщом с деревенской сметаной, бабушка специально ходит на рынок за бурятской сметаной, сливками и творогом. Её дома не было.  Трясли Ромкину копилку, бумажка не хотела вылезать, пришлось разбить молотком, оказалось 7 тысяч 778 рублей, копил на самокат.  Вместе 15  тысяч 899 рублей! На поезд бы хватило, но их быстро найдут и отправят домой. 

 

Надо двигаться на электричках, говорить, что едут к бабушке, дядьке и т.д. Ещё можно петь и играть, собирать деньги с пассажиров. У Ромки – аккордеон, у Булата – голос. С антресолей достали маленький аккордеон «Малыш», Ромка в музыкальной школе давно занимается на «Вельтмайстере» из ГДР (фирму открыли после Победы). Решили ехать в субботу, сегодня среда, до субботы накопить сухарей и шоколадок на дорогу.

 

У Булата родители киноманы, «Иваново детство» Булату показали ещё в 1 классе, а Ромка не видел. В конце фильма Рома заплакал, Булат отвернулся. Они оба станут разведчиками, но  не погибнут, как Ваня, потому что будут всегда вместе, спасать и выручать друг друга. А в свободное время играть и петь для бойцов. 

 

Утром в субботу с рюкзаками двинулись на вокзал Улан-Удэ. До Иркутска поехали на маршрутке, 8 часов пути смотрели в окно на ярко-синий Байкал, горные прозрачные речки. В горах лиловым цвел багульник. Маршрутка пришла на вокзал Иркутска, родители ещё не хватились. На  табло в западном направлении  горела надпись «Иркутск-Зима», ждать  всего полчаса! Купили билеты и поехали, ужинали с аппетитом бутербродами с колбасой и сыром, запивали сладким чаем из термоса. На них никто не обращал внимания. Они смотрели карту железной дороги, станции, спали по очереди. Перед выходом умывались, чистили зубы и причёсывались в туалете, чтоб не походить на беспризорников.

 

Утром слезли в Зиме, тут же пересели на другую электричку в западном направлении, следующий большой город Тайшет, но до него нет прямой электрички.  Вышли через час в Саянске, теперь надо ехать на машинах или автобусом.  Уютный светлый город встретил солнцем, позавтракали в привокзальном кафе горячими пышками и кофе 3 в 1, вышло недорого. 

 

Куда дальше? На автовокзал доехали на маршрутке, внимательно изучали направление, есть автобус до Тайшета, купили 2 билета. Он приходит как раз на железнодорожный вокзал. 

 

В Тайшете вокзал оказался многолюдным, с кафе и киосками. В кассе узнали самый дальний перегон электрички, купили билеты. В зале ожидания Булат и Ромка сели недалеко от группы подростков 15-16 лет, слышали их разговоры, те собрались в лесной поход с палатками и рюкзаками.  

 

Как объявили электричку, компания ринулась в тоннель и на перрон.  Булат и Рома сели в вагон за ними. Ребята рядом зашумели, достали бутерброды, колу, один из них расчехлил гитару, стал наигрывать. Остальные весело болтали и жевали.

 

Булат предложил пойти по электричке играть и петь. Ромка достал аккордеон, стал подыгрывать гитаристу. Гитарист услышал, заулыбался и пересел к ним, доиграли Цоя «Группу крови на рукаве», Булат подпевал. Булат признался, что хотят пройти по электричке, денег на еду заработать, но в первый раз ... Гитарист смеясь: «Научить вас? Ну, давайте. Что играть будем?» Быстро набросали программу, как на 9 мая, «Синий платочек», «Идёт солдат по городу», «Тёмная ночь», «Землянка»… Ромка предложил начать в своём вагоне, чтоб сыграться, типа репетиция. 

 

Пассажиры стали прислушиваться, оглядываться, некоторые подпевали…

Встали и пошли в другой вагон. Гитарист объявил: «Мы сыграем для вас, скрасим дорогу. Поддержите музыкантов!». Переглянулись и начали, всё получилось, они старались, играли хорошо, Булат звонко пел.  Люди давали денег, конфет и пирожков.  Контролёры не гоняли, а слушали с удовольствием. Весёлые они вернулись в свой вагон, Гитарист поздравил мальчишек с дебютом. Поделили на троих заработок. Гитарист унёс своим конфет и вернулся с минералкой: «Съедайте эти пироги, пока не испортились, вот вам запивать». Скоро компания попрощалась с Булатом и Ромкой, вышла на станции в тайге с большими соснами и кедрами.   

 

Следующая электричка была  почти полной. Друзья еле нашли место в последнем вагоне, но пришлось уступить бабушке и деду, те благодарили. Оставив рюкзаки под их присмотром, пошли играть по электричке, начали в своём вагоне. Сначала намного стеснялись, но музыка брала своё, песни захватывали наших исполнителей и слушателей. За час прошли всю электричку, однажды даже попросили на бис. Денег собралось не много, около полутора тысяч, зато фрукты и шоколадки. Вернувшись в свой вагон с удовольствием поели, соседей стало меньше.  

 

Вот и конечная остановка, уже вечереет, ребята вышли к кассе. Им нужно ждать часов 6, решили найти компьютерный клуб или хостел, а значит, аккордеон лучше оставить в камере хранения. Усталость копилась, хотелось нормально поспать, хотя не признавались в этом друг другу. Камеры хранения стояли в другом зале, через переход – виадук и лестница. 

 

На виадуке  какой-то Турист фотографировал пейзаж, город и закат. Булат заметил, что он снял несколько раз железнодорожные пути, толкнул в бок Рому. Рома наклонился завязать шнурок, это дало ещё несколько секунд для наблюдения. Турист с рюкзаком и сумкой через плечо направился в камеры хранения, он бережно уложил сумку в ячейку. Мальчишки сунули аккордеон в ячейку через секцию и вышли на улицу. 

 

За киоском они тихо заспорили, следить за Туристом или идти в полицию. Следить интереснее, пока спорили, Туриста и след простыл. Что дальше? Если сообщить в полицию – их сразу вернут домой, если не сообщать – упустить шпиона. Тут к ним подошёл полицейский, они бежать, но навстречу им выпрыгнул ещё полицейский. В отделе им пришлось всё рассказать. Дежурный тут же позвонил в Улан-Удэ, сообщил родителям. 

 

Но главное, они рассказали про Туриста, назвали номер ячейки. Там нашли взрывчатку. Туриста поймали, оказалось террорист. 

Булата и Рому накормили, положили спать в отделе. Наутро Начальник отдела хвалил их за бдительность, наградил грамотами, ещё шутил, что всыпал бы ремня. Домой они ехали в пассажирском вагоне начальника поезда. Почти сутки ребята спали, а на вторые опять пели песни.     

В родном Улан-Удэ на перроне их встречали родители. Мальчишкам и радостно и страшно, достали грамоты, чтоб держать перед собой как щит. Конечно, никто их не бил, мамы обнимали, папы смотрели строго и улыбались одновременно. 

Булат и Роман на следующий день пошли в школу, встретили как героев. А дома они нашли сайт поисковиков и записались в отряд. 



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Ваш журнал не для любителей балов и гламура, а для интересующихся и думающих. К людям, которые говорят неудобную правду - к таким, как вы и ваши авторы, я отношусь очень уважительно. И сама, признаюсь, так не умею. Не всегда умею.

 

Лариса Егорова, депутат Думы г. Иркутска