Топ-3 моих личных художественных впечатлений ноября
Музеи не люблю, если честно! Ну, разве что тогда, когда они – картинные галереи. Да и то хорошие, отличные: Прадо (Museo Nacional del Prado) там, Уффици (Galleria degli Uffizi) или Эрмитаж… И в наш Художественный только из-за эрмитажной выставки и пошла, а точнее, чтобы встретиться с хорошей знакомой, которая там теперь работает. Билет купила за 500 рублей и – вперед!
Это не снобизм, нет, а просто экономия усилий. Уже. Исключительно экономия усилий – слишком часто сталкивалась с тем, что неинтересно, не нужно. Видимо, профессиональная журналистская деформация. Но сейчас вдруг на входе, у кассы, внутри меня что-то встрепенулось: оказалось, что там теперь не так скучно, и, кроме билетов и книжек о музейных ценностях, которые, наверное, важны и нужны, продают платки и подушки, кошельки и сумочки, оформленные картинами мастеров – глаз разбежался!
И дело вовсе, как вы понимаете, не в шопинг-зависимости, в которой упрекает меня муж. Просто так всё визуально уместно и – неожиданно эстетично…
Экспозиция тоже порадовала! Оригиналы и авторские копии известных картин Саврасова, Шишкина, Сурикова, Маковского, Крамского, Поленова, Брюллова. Есть варианты для слабовидящих.
Этот портрет не только можно, но и нужно трогать
Прикасаясь к этой копии можно ощутить под пальцами разные фактуры
Из эрмитажной коллекции понравился черпачок, вот нам бы с Аней и Катей (лепшими иркутскими подругами автора – прим. ред.) такой, чтоб в день рождения Пушкина любимый напиток поэта – пунш – разливать по бокалам! И этот экспонат в моем рейтинге идёт под № 3.
Плавно перетекла в следующий зал, а там – персональная выставка землячки, ангарчанки Ольги Белозеровой, живущей сейчас в Листвянке. И у нее такаааая вкусная графика! И акварельные работы хороши.
Но особенно приглянулась расписная тарелка. В моем личном рейтинге она занимает второе место прочно!
Там, где выставлены мускулистые женщины Церетели, я разговорилась с бабушкой и внучками. Сестры Таня и Ульяна очень довольные, вдохновленные! Девчонки учатся в художественной школе, приехали на выходные из Тайшета к бабушке-иркутянке, она к искусству прямого отношения не имеет, бухгалтер на пенсии, но из тех, которым всё интересно.
В зале, посвященном иркутским мастерам, познакомилась с группой молодых женщин: они впервые в музее и очевидно в предвкушении: только-только начали смотреть экспозицию. Меня же в этом зале зацепил стильный, какой-то очень современный портрет механизатора Алексеева кисти Ивана Ивановича Несынова.
А ещё – сияющая работа под названием «Хлеб». И… Это мой фаворит на сегодня! №1! Безусловно.
Владимир Петрович Томиловский (1901-1991). Его даже называют солнцепоклонником, настолько сочные у него картины!
Но не так всё просто, друзья, не так всё однозначно. Первое место с этой работой разделяет картина «Зимний закат в еловом лесу», художник Юлий Юльевич Клевер. Слов нет, чтоб описать это величие и спокойствие! Не поверите, даже фотоаппарат застыл в этот момент, отказался действовать, попав под воздействие живописи. И я его понимаю, потому что это – непередаваемо! Нужно идти и смотреть своими глазами!!!
В общем, убедилась, что музей наш стал живым, наполненным людьми: молодыми и не очень, детьми, преподавателями. И кто-то, быть может, скажет: «Понятно, выходные же»! Выходные, да. Но были времена, когда и в выходные не чувствовалось того, что чувствуется сейчас: жизнь, какое-то внутреннее движение – как дыхание.
Я знаю многих, кому Иркутский Художественный музей не нравится, и они давно не ходят туда. Говорят: «Да это всё, наверное, по-прежнему нафталин, совок». Нет, уже нет. Совершенно точно нет! Даже атмосфера другая. Фотографировать – можно. Разговаривать – пожалуйста. Смеяться – разумеется! Получать эстетическое удовольствие – конечно!
Только… Вот признаюсь, не поинтересовалась я, есть ли там буфет. Да-да, такая не духовная, а вполне себе приземлённая, бытовая вещь, штука. Она бы пригодилась, по моему глубокому убеждению. Потому что после насыщенного созерцанием времяпрепровождения, когда несколько залов, несколько интересных, содержательных, эмоциональных выставок, буквально втягивающих в себя и вызывающих массу ощущений, хочется обычно подкрепиться. Да и наверняка нужно. Правда же?! А юным, растущим организмам (и умам) – нужно тем более.
Чтобы духовное, эстетическое изначально воспринималось ими максимально комфортно и становилось естественной частью их жизни… Как думаете? В музее Прадо, кстати, буфет – а точнее, кафе, – есть.
Светлана Фомина
Фото автора
Я СЛЕЖУ ЗА ВЫХОДОМ ЖУРНАЛА «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ» НЕ ПОТОМУ, ЧТО Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН СО ВСЕМ, ЧТО ВЫ ПИШЕТЕ И ЧТО ГОВОРЯТ ВАШИ ГОСТИ. СКОРЕЙ, НАОБОРОТ. ИНЫЕ МНЕНИЯ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ОБЩЕПРИНЯТЫХ, РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ТЕМЫ – ВОТ ТО, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННО. ЖУРНАЛ ЭТИМ И ИНТЕРЕСЕН. РЕАЛЬНО ИНТЕРЕСЕН.
Тимур Сагдеев, депутат Законодательного Собрания Иркутской области