Актёров начали "воскрешать" на компьютере, чтобы исполнить роли в "Звёздных войнах". Как мы к этому пришли и когда стоит ожидать первого полностью компьютерного актёрского состава в "Форсаже"?
Дракула из открытого космоса
В середине пятидесятых режиссёр Эд Вуд — младший снимал очень плохие фильмы. Через сорок лет по его биографии снимут хороший фильм с Джонни Деппом и окажется, что лучший фильм Эда Вуда — тот, к которому он не имел никакого отношения.
На пике карьеры Вуд был занят съёмками фантастического ужастика "План 9 из открытого космоса". Звездой ленты был актёр Бела Лугоши — настоящий динозавр Голливуда, игравший в легендарном фильме "Дракула" 1931 года.
Лугоши умер в начале съёмок и поставил команду в сложное положение: на момент смерти с Лугоши было отснято лишь 10 минут материала и Вуду надо было либо переснимать весь материал и терять кассовое имя на афишах, либо выкручиваться. Он решил выкручиваться и пригласил на площадку массажиста жены в качестве дублёра Лугоши, попросил его скрывать лицо плащом на крупных планах, а в остальные сцены вставил фрагменты архивных материалов, где Лугоши был в образе Дракулы.
Так у деятелей Голливуда появилась идея, что смерть актёра не должна убивать ещё и фильм, в котором он не успел сняться.
Игра смерти
"Игру смерти" переделывали на коленке пять лет. Переписали сценарий, добавив туда ранение героя в лицо и смену внешности. Это немного оправдывало то, что героя Ли с середины фильма играют совсем непохожие на него дублёры. Иногда на дублёров не хватало денег, поэтому в общих планах иногда можно увидеть картонную фигуру Ли с приклеенным лицом.
Сын Брюса Брендон погиб прямо на площадке — пуля в пистолете оказалась настоящей, а ранение — смертельным. Оставшиеся пять сцен "Ворона", на съёмках которого и случилась трагедия, доснимали уже с дублёрами.
Фантастика и реклама
Прошло десятилетие, в Голливуде научились делать убедительные спецэффекты. После этого смерть актёра перестала быть уважительной причиной не играть в новом блокбастере.
Так, Лоуренс Оливье появился в фантастическом боевике "Небесный капитан и мир будущего" 2004 года, где сыграл главного злодея доктора Тотенкопфа, несмотря на то что умер за 13 лет до выхода фильма. Марлон Брандо спустя два года после гибели появился в облике отца Супермена Джор-Эла в "Возвращении Супермена" в 2006 году.
В обоих случаях актёры появлялись лишь фигурами на экранах. Ни Тотенкопф, ни Джор-Эл не появлялись в полный рост и были собраны из архивных записей или интервью и оживлены при помощи спецэффектов.
Если умерших стало можно снимать в кино, почему бы не привлечь их к рекламе? Цифровая Одри Хепбёрн появилась в рекламе шоколада Galaxy (в России производится под маркой Dove), а Грейс Келли и Мерилин Монро сыграли вместе с Шарлиз Терон в ролике, посвящённом выходу аромата J’adore от Dior.
Никого не удивило, что героини этих рекламных роликов мертвы уже десятилетия.
Смертельный форсаж
После этого индустрию было уже не остановить. Пол Уокер разбился за рулём "порше" во время съёмок "Форсажа-7" и должен был унести всю франшизу за собой — как можно показывать гонки и трюкачества в фильме, главная звезда которого сгорела заживо после аварии на скорости около 180 км/ч?
Но режиссёр Джастин Лин, как и Вуд в своё время, решил выкручиваться. Для неснятых сцен привлекли братьев актёра — Коди и Калеба, а для цифровых спецэффектов — студию WETA, ответственную за Горлума и обезьяну Цезаря из серии "Планета обезьян". Многие зрители даже и не заметили подлога — настолько убедительно выглядел компьютерный Уокер.
После этого стало понятно, что актёру даже необязательно жить, чтобы играть в современном кино. Можно поставить дублёра в кадр, а потом студия спецэффектов превратит его в кого угодно, хоть в Патрика Стюарта, хоть в Лесли Нильсена.
Этим и воспользовались создатели прошлогоднего фильма "Изгой-один. Звёздные войны: Истории". В их ленте вновь появляется генерал-губернатор Таркин, которого в классическом фильме "Звёздные войны" сыграл английский актёр Питер Кушинг, умерший в 1994 году.
В этот раз киноделы не ограничились архивными записями и не стали привлекать к съёмкам родственников актёра. Кушинг появился на экране в полный рост, его компьютерная модель разговаривала, ходила и была ключевым персонажем в сюжете фильма.
В Интернете поднялся гомон по поводу морального аспекта такого "оживления". Многие посчитали такой подход надругательством над усопшим актёром — ведь он даже не мог отказаться от роли. Другие цинично отмечали силу "Звёздных войн" как франшизы — она может даже поднимать людей из могилы, чтобы они снимались дальше.
В самой последней сцене "Изгоя-один" появлялась созданная на компьютере принцесса Лея, которую сорок лет назад играла Кэрри Фишер. Омолодить 60-летнюю Фишер было невозможно даже с помощью новейших технологий, поэтому актрису решили, как и Кушинга, "отпечатать на компьютере". Фишер скончалась от сердечного приступа спустя 12 дней после премьеры "Изгоя-один".
К моменту своей смерти она уже полностью отснялась в восьмом эпизоде саги под названием "Последние джедаи", однако несколько сцен девятого с её участием не были ещё готовы.
Что будет дальше — понятно. Авторы "Звёздных войн" перепишут сценарий, приклеят где-нибудь компьютерную копию Фишер — и новая фантастическая трилогия закончится посвящением в её честь.
А вот что будет дальше с кино, где смерть окончательно перестала убирать имена актёров с афиш, не ясно. С одной стороны, такие способы могли помочь отдать последние почести великим актёрам прошлого. Но в итоге оказывается, что герои просто должны жить вечно: киномеханизм по производству новых частей не должен останавливаться. И не будет, пока новые детали к нему можно делать на компьютере. Лет через десять-двадцать какой-нибудь пятнадцатый "Форсаж" выйдет без единого живого актёра в кадре.
- Без лести вам говорю: "Иркутские кулуары" придают нашему городу дополнительную уникальность.
Виктор Кузеванов, кандидат биологических наук, советник мэра г. Иркутска, председатель Общественной палаты третьего созыва