вверх
Сегодня: 29.03.24
15.png

Третья культура

 

 

 

Цитируем одного нашего автора:

 

- Когда я предложил главному редактору «Кулуаров» подготовить для журнала и опубликовать на его страницах материал о «Третьей Культуре», Андрей Фомин не сразу понял, о чём идёт речь-то. Ничего удивительного, ведь в отличие от явления сам термин «Третья Культура» - это моя собственная «фишечка».

 

Так написал Роман Днепровский и… Он, судя по всему, знает, о чем говорит. А в свежих «Иркутских кулуарах вас, уважаемые читатели, ждёт его исследование. И да! Ещё этот автор написал:

 

- Сейчас коллекционеры, социологи и все прочие только начинают изучать это явление по-настоящему, и общепринятой терминологии ещё не сложилось. Несмотря на это, с устными образцами и материальными артефактами «Третьей Культуры» в своей жизни сталкивался, наверное, каждый из нас – по крайней мере, те, кому сегодня 50+, сталкивались непременно, но… проходили мимо, зачастую, небрежно и даже брезгливо отмахиваясь, и не думая, что когда-то этот культурный пласт окажется интересен и востребован. Вот и Фомин поначалу не понял, о какой это «Третьей Культуре» я ему вещаю – а когда понял, хлопнул себя ладонью по колену и воскликнул: «Ха!... Да это же… это же самые настоящие «Культурные Кулуары»! Действуй! Берём!»».

 

Мы действительно взяли. И продолжение, как говорят в таких случаях, следует. 

 

- Вот я и действую. Приглашаю всех читателей вместе со мной прогуляться по Культурным Кулуарам. По Культурным Закоулкам. Заглянуть в Культурные Подворотни и прошвырнуться по Культурным Предместьям. Но для начала – о том, что это за «Третья Культура» такая.

 

Роман поведал, что когда-то в СССР существовала своя «Первая Культура», официальная, и – её противоположность, контркультура, или «Вторая Культура», параллельная – культура диссидентских полночных кухонь и рокерских подвалов. «Вторая Культура» претендовала – и часто заслуженно – на роль той, настоящей, истинной, которая должна сменить «первую», официальную. Там, правда, тоже было много всего и всякого – от Бунина, Гумилёва и Солженицына, до Шемякина и Лимонова, и от Галича до «Роллингов»... Но это была именно Культура – правда, зажатая тисками цензуры и скрытая на спецполках спецшкафов спецхрана. Ныне она легализована, заняла свою нишу, только мало кому интересна – кроме тех, кто хранит ей верность ещё с того, доперестроечного времени...

 

- Ну, а «Третья Культура» вообще ни на что не претендовала! Она даже не отдавала себе отчёт, что какой-то там «культурой» является – просто существовала. Прорастала, словно сорная травка, на любой свободной площадке, до «окультуривания» которой у властей руки не доходили. Так что же это такое? А это – целый пласт материальных и нематериальных артефактов городского фольклора и быта, которые возникали и существовали сами по себе. 

 

Китч. Кустарщина-артельщина, мраморные слоники, ковры с лебедями, музыка «на костях», самопальные фото-открытки, раскрашенные анилиновой краской. Дембельские «ордена» и дембельские альбомы, аксельбанты и эполеты, сплетённые в ожидании заветного Приказа из сеток-авосек. Мундштуки из наборного плексигласа, перстни-печатки из рандоля, расчёски-«выкидухи», всевозможные ножи и ножички, украшенные черепами. Кулоны в виде тех же черепов, отлитые за гаражами из свинца, который мальчишки наковыряли в старых автомобильных аккумуляторах. Самодельные шкатулки, сшитые из старых открыток нитками, всевозможные гипсовые маски и панно, размноженные фото-способом церковные календари, пособия по хиромантии, гороскопы и сонники... но – и не только. 

 

Детские дворовые песни и детские страшилки про «гроб на колёсиках», дембельский и тюремно-лагерный фольклор, городские ужастики про пьяного мужика, вылезшего из бочки с квасом и жестокие городские романсы про Девушку С Оленьими Глазами и «Жанетту», Поправлявшую Такелаж... и ещё - много-много-много всевозможных материальных и нематериальных артефактов, говоря о которых ещё полвека назад считалось обязательным прибавлять эпитеты «безыдейный», «безвкусный», «пошлый», «мещанский» и т. д. Как ни пыталась советская власть заставить обывателей «расти над собой» при помощи «Первой Культуры», обыватели упорно продолжали дарить друг дружке слащавенькие открытки с котиками и сердечками, да слушать по праздникам бездуховно-безыдейные песенки Александра Вертинского и Петра Лещенко.

 

Занимаясь на протяжении нескольких десятков лет поиском и собиранием предметов старины, антиквариата и произведений искусства, я старательно обходил стороной ту самую «пошлость» и «безвкусицу», но в какой-то момент они так меня «зацепили», что я уже целенаправленно стал за ними охотиться. И назвал их для себя «Артефактами Третьей Культуры». Вот и расскажу о некоторых из них. А начну – разумеется! – с самого хрестоматийного символа Пошлости, Безыдейности и Мещанства. С Семи Мраморных Слоников, Приносящих Счастье. Почему именно слоники, а не бегемотики, скажем, или, там, не крокодильчики? Почему семь? Никто не ответит, потому, как никто этим вопросом не задавался. Я – задался. И кое-что нашёл…».

 

Словом, читайте в новом номере «Иркутских кулуаров». Выйдем перед самым, самым, самым, самым, чёрт возьми, Новым годом!

 

 



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

МНЕ НИКОГДА НЕ НРАВИЛСЯ И НЕ НРАВИТСЯ АНДРЕЙ ФОМИН. НО ЕСЛИ БЕЗ ШУТОК, ХОТЯ БЕЗ ШУТОК НЕ ОБХОДИТСЯ ВСЕ РАВНО: ЕСТЬ КАКИЕ-ТО КОММЕНТАРИИ, ЕСТЬ КАКОЙ-ТО СТЕБ. И ЭТО НИСКОЛЬКО НЕ МЕШАЕТ ПРОНИКАТЬ ВГЛУБЬ "КУЛУАРНЫХ" ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ВОКРУГ ТОГО ИЛИ ИНОГО СОБЫТИЯ, - И, ПОЖАЛУЙ, ЭТО САМАЯ ВАЖНАЯ , ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ В "ИРКУТСКИХ КУЛУАРАХ", КАЖДЫЙ ВЫПУСК КОТОРОГО Я С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ И ЧИТАЮ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.
 

Леонид Альков, заместитель начальника управления пресс-службы и информации губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области