вверх
Сегодня: 19.04.24

В путь

Лариса Фирсова врач-гематолог. И классный диагност. Мы обязательно как-то расскажем об этом подробнее. А сегодня, пока лето не закончилось – про поход.

Большие Коты. До них шли по Большой Байкальской тропе 24 км. Вообще-то идти 18 км. Для людей, которые начинают движение от улицы Гудина и долго идут вверх в гору.

Для людей, которые надеются, что они помнят, как идти «с низкого старта» - из-за угла сиреневого закоулка... дорога удлиняется на 6 км. Думаете это мало 6 км? В ботинках, с тяжелым рюкзаком, по жаре +30?!

Я всегда знала, что обладаю даром топографического кретинизма. И даром забывать про первый дар от случая к случаю. Поэтому мы резво под моим предводительством вскарабкались в крутую гору. И аки козы пошли по верхней тропе. Козьей. Потому что внезапно она закончилась. И начались скалы. Отвесные и безлесные. Со скал открывался волшебно-синий Байкал с катерами и лодками. Белые пенистые линии пересекались друг с другом. Узоры сменялись как в гигантском калейдоскопе. Очень красиво. Но тропа не та.

Пришлось возвращаться. Меня посетила благостная надежда доплыть до Больших Котов на катере. Как те счастливчики, которых мы наблюдали сверху. Надежда разбилась об запрошенную за удовольствие цену.

Улица Гудина притягивала к себе неумолимо. И мы притянулись. Приплавились под полуденным солнцем. Мне казалось нереальным пройти 24 километра и остаться похожей на живое существо.

Накануне несколько дней лили дожди. И тропа превратилась в сообщающиеся между собой ручьи, грязевые потоки, лужи, кашу из песка, травы и земли. Раньше я по этой тропе только спускалась на обратном пути. Спускаться было приятнее.

Постепенно открылось второе дыхание, потом третье, потом четвёртое и т.д. Каждые обозначенные три километра новые возможности организма. Новые красоты.

Бабочки всех мастей у ледяных ручьёв садились на мои руки, намазанные лайфхаковым кремом от мошек-комаров. Из детского крема, валерьянки и ванильного порошка. Бабочки думали, что я пахучий ходячий цветок, что с меня можно собирать пыльцу.

Мы пили бурлящую воду из каждого ручья и речушки. Мы купались в Байкале. Мы ходили босиком по мокрым холодным камням. Освежали усталые ноги.  Нюхали саранки.

Запах саранок – мой любимый запах. С детства. С того самого, когда я жила среди степей Монголии. Весной степи утопали в коврах из жёлтых лилий и оранжевых саранок. Я сидела позади мамы на багажнике велосипеда. Мы ехали по пыльной дороге. Дорога была разделена надвое полосой из зелёной травы. И пахло саранками.

Байкальская тропа сужалась; расширялась; вилась по мелкому курумнику; спускалась к узким песочным косам; огибала почти висящие в воздухе кривые деревья; чмокала среди зарослей бадана и папоротника; превращалась в деревянные мостки меж берегами горных речек. Иногда нам встречались люди. Иногда собаки с людьми. Люди были в зелёных гетрах и шляпах. Усталые и не очень.

Мы шли, а солнце медленно опускалось за горы. От Байкала тянуло прохладным воздухом.

Меня все больше интересовал вопрос: «А есть ли где в этих Котах поесть?» Мои спутницы не разделяли моего голодного беспокойства. Они считали, что в Котах «все для туристов»... магазинчики, кафешки. Допоздна.

К сожалению, я оказалась права.

В Котах был и есть один магазин, он же одновременно кафе. До 22 часов. Мы пришли в него в 21.45. У Юльки был день рождения. День рождения требовал застолья. Выбор для застолья оказался невелик. В кафе предлагалось два блюда: щи без мяса и щи с мясом. Времени есть щи не оставалось. Мы купили калининградские шпроты фабрики «За Родину», ангарские сушки к шпротам, три банана из Африки, чешское пиво «Козел» и две ватрушки местного производства. И пошли праздновать день рождения.

Но сначала нужно было найти улицу Лесную, 7. На Лесной я забронировала номера в хостеле. Так было написано в Букинг: Номера. Мой «номер» оказался вросшим в землю покосившимся домишком. Окна в домике малюсенькие и не открывались никогда. Открывалась низкая дверь. Потолок в доме был с меня ростом. Полы приятно скрипели. В досках пола жили разные жучки. Иногда они заходили в своих путешествиях на кровати. Кроватей было три. И все для меня. Дом освещался индийскими абажурами. Хозяин Лёша пятнадцать раз ездил в Индию. Любовь к Индии чувствовалась.

Я сняла ботинки и тоже почувствовала себя счастливой. Как индийский йог. В маленьком домике в Больших Котах.

На общей веранде в полночь мы праздновали день рождения. На стене висела карта мира. На карте – много разноцветных кнопок. Каждая кнопка – место, из которого люди приехали в Большие Коты. Африка. Австралия. Америка. Много стран.

Утром под окно домика пришла чёрная корова. Есть густую сочную траву. Лёша её выгнал. Корова напоследок набрала полный рот травы. Удалилась с достоинством. Жена Леши в длинной индийской юбке сварила нам кашу. Вкусную и сладкую. С орешками и сухофруктами. Лёша сварил кофе. В кофемашине.

Потом пошли гулять по Котам. В магазин снова. Купить Юльке обувь. Её кроссовки не выдержали тягот тропы. Любая обувь в магазине стоила 500 рублей. К магазину пришла корова. Другая. По имени Цыля. Цыля шла за едой. Юлька испугалась - думала, что корова пришла за ней. Толстая продавщица научила нас, что нужно сказать Цыле, чтобы та выпустила нас из магазина. Я честно махала руками и говорила: «Цыля, цыц!!». Цыля недоуменно смотрела на меня большими грустными глазами, в которых читалось: «Ну, Циля... да это я, и что... жрать давай». Юлька боялась. Продавщица взяла веник. Выгнала Цылю.

В Котах пять улиц. Между улицами текут реки. На одной из улиц живёт ржавый корабль «Антонина». Антонину лет десять назад притащили сюда по льду. Зачем? Не знаю. На пристани много других ржавых кораблей. На одном из них грустно висит советский флаг. Красный.

Обратно шли на катере. Тоже с Лёшей. С другим. Другой Лёша выдал нам громадные тёплые синие куртки и жёлтые спасательные  жилеты. Показал нам место, где на дне Байкала резко заканчивается прибрежная скала и начинается глубина в 100 метров. Жутко и красиво. Каменная стена и внезапно... бездна. В бездну – облака. Мы смотрели на Байкальскую тропу с воды. Над лодкой парили чайки. Слетались с гнезд на скалах. В гнездах – детёныши. Скалы – в белую чаячью крапинку. Со скал текут водопадики. Свежие – последождевые. Лёша много знает, интересно рассказывает. Про старую пристань. Про Колчака и его армию. Двадцатитысячную. Как Лёшина бабушка помнила то время, когда армия отстояла молеблен в старом храме. После расстрела Колчака. И ушла по льдам Байкала. Мы смотрели на доски старой пристани. Под водой. Слушали.

Я ещё хочу в Большие Коты. По тропе.