Вал за валом гонят президентские тв-каналы пропаганду ура-патриотизма, плавно переходящего в ура-путинизм. Уже и барабанные перепонки деформировали обывателю рекламой фильма «Движение вверх» - но безостановочно грохочут сводками проката: миллиард отбили – что там, уже и второй… Как тут не подчиниться «магии искусства», как не ринуться опрометью в кино – когда рекламщики все извилины своей монтажной пеной прокачали миллионам русопятых… А доверенное лицо ВВП (и рекламное – банка ВТБ-24) актер Машков просто блещет неукротимой верой в доверителя, проникновенно заявив на встрече с ним 30-го января: «Движение вверх» - к победе…» Да и тот ему рад, видно по глазам – доверяют друг другу люди, общие ценности разделяют…
Бывают вечера, когда делать что-то уже нет желания – и даже читать не хочется. Вот и жмешь на дистанционный переключатель в надежде отвести душу от злобы дня. Сознавая, конечно, что российское телевидение – преступная организация, как о том поведал Сергей Капица когда-то. Последнее нажатие выпало на ТВ3 – и я скорее всего продолжил бы давить на кнопку и дальше, если бы не узрел знакомой физиономии. Там, где ее как-то не ожидалось увидеть...
Шел американский фильм «В тылу врага» (Behind Enemy lines, 2001) режиссера Джона Мура. В общем-то обычная голливудская заказуха - про врагов демократии и противостоящих им героических американских парней. Но с одной оговоркой – «плохих парней» изобразили не просто плохими, а откровенно дерьмовыми – или даже инфернально дерьмовыми. Плохими парнями были до предела злобные сербы, они уничтожали в Боснии и женщин, и детей буквально походя – из животной склонности к садизму. И мерзейшего из них – «охотника Сашу» - сыграл наш русский актер... Владимир Машков... Хотя если честно – и не русский, и даже не российский, уж так получилось...
Сюжет этого боевика не озадачил бы и слабоумца. Двое молодых летчиков ВВС США во время развед-рейда в своей «спарке» над Балканами замечают какую-то военную активность в стороне от маршрута. На свой риск отклоняются, чтобы провести фотосъемку, залетают в «демилитаризованную зону» и снимают военный лагерь сербов – там, где его не должно было быть. Сербы пускают ракеты «земля-воздух» - удальцы пытаются от них уйти, головокружительно маневрируют, но одна из ракет таки достигает цели...
Катапультируются, приземляются рядом – один ранен в ногу, а второй ставит ему бандаж и бежит на горку повыше, чтобы просигналить спаскоманде... Тут раненого пилота окружает отряд сербской армии – и зверства начинаются... Пилота пинают, целясь сапогом в рану, он пытается объяснить, что никого не бомбил, но издевательства продолжаются... Потом злобный Саша расстреливает парня из пистолета...
Гений и злодейство несовместны? Черта с два – Машков умеет играть садистов и негодяев блистательно. Жалко только, что других среди сербов не находится... Впрочем, это только начало... Сербы начинают охоту за вторым – лейтенантом Бернеттом, а он – то под градом пуль , то преследуемый «охотником Сашей» - каждый раз чудесно спасается... Он близок к погибели – сербы уже настигают его, но вот он проваливается в глубокий овраг, в какую-то жижу, источающую зловоние... О ужас, он в болоте из трупов – и тут вторым размытым планом идет ретроспективный видео- и звукоряд.. Слышны испуганные детские и женские крики, людей срезают очередь за очередью – вот что за тела в этом овраге...
В сердце зрителя закипает ненависть к сербским подонкам, таких изуверов нужно бомбить и бомбить без остановки... И все же таланлив этот актер Машков – так и хочется придушить его первым... Его герой – то один, то с командой - продолжает преследовать американского летчика... Целится –стреляет, мажет – и жуткая гримаса раздражения от собственной неудачи! А ведь всего-то с десяток мимических мышц поработало – и каков поворот головы, а взгляд... Что там талантливый, думает вслед инозритель – просто гениальный актер, этот русск ий – или кто он там по национальности...
Преследуя американца и попутно беснуясь над безоружными мирными жителями, толпа зверей в шинелях сербской армии продолжает осыпать пулями все, что может представлять собой живую мишень. Лейтенант Бернетт, конечно же, не Рэмбо – но правда на его стороне, на стороне добра, - и он достигает точки, к которой ведут его по рации свои и куда прибывают вертолеты спасателей.
Есть в этом фильме, конечно же, и проверенная интрига: старик адмирал (играет Джин Хэкман), наставник лейтенанта Бернетта, испытывает душевные борения, разрываясь между долгом, который запрещает ему высылать вертолеты со спаскомандой в запретную зону, и желанием спасти парня, которого он еще и наказал зачем-то накануне полета... Сербы получают по заслугам, а вертолеты американцев – под духоподъемную голливудскую музыку – возвращаются на базу. Честь американского мундира спасена – а зло посрамлено самым действенным образом.
Мистер Д.Занук, основавший кинокомпанию 20th Century Fox, (на ней, кстати, и было снято это «экшн муви») утверждал великое пропагандистское значение американского кино. Он говорил, что американские фильмы — это «посланцы в жестяных коробках». Тут не просто бизнес на зрелище – это идеология. Если верить релизам, Джон Мур снял кассовое кино – а значит его смотрели многие миллионы людей на планете. Их зрительский азарт и воодушевление, а вслед за этим – и сербофобия (а рядом, читай, и русофобия) были бы не полными, если бы не выразительная игра актеров.
Есть сведения, что создатели фильма искали сербских актёров – но не смогли найти ни одного. Нашли хорватов и поляка. А еще актера из России Владимира Машкова, любимца отечественнного экрана, снискавшего массу призов, лауреатств, обильных гонораров, народного артиста Российской Федерации (за большие заслуги в области искусства), члена партии «Единая Россия». Большого кумира отечественной телевизии. Доверенного лица самого Путина…Человека в общем не бездарного - но с каким-то мраком в зрачках...
А не таково ли в своем происхождении, в своей, так сказать, этимологии, и все наше нынешнее предвыборное псевдопатриотическое «бру-ха-ха»* (если по-французски)? Послушать – от фанфарного треска оглохнешь, а ковырнешь внутри – та же мерзость национального предательства…
_____
* (Фр. brouhaha «обвальный хохот, шквал хохота») — звукоподражание; междометие, используемое в литературе и повседневной жизни во многих языках мира, означает шумную, нередко негативную реакцию толпы (общественности) на некий внешний стимул (или событие). Выражение пришло из французского языка, где употреблялось с XVI века и поначалу использовалось в театре (обозначая смех дьявола: brou, ha, ha!)
"ВАШ ЖУРНАЛ – ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Я ЧИТАЮ И ЛОВЛЮ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО МНОГИЕ ТЕМЫ МЕНЯ ВОЛНУЮТ. И ДАЖЕ ЕСЛИ Я С КАКИМ-ТО МАТЕРИАЛОМ НЕ СОГЛАСНА, БУДУ ОБИЖАТЬСЯ, НЕГОДОВАТЬ – НО ЭТО ПОТОМ, А ПРОЧИТАТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОЧИТАЮ."
Ирина Ежова, главный врач Иркутского городского перинатального центра