вверх
Сегодня: 19.04.24
3.png

Доверие напрокат

 

– Праймериз – это хороший пиар-ход, даже политтехнологический ход, – подчеркнул главный редактор журнала «Иркутские кулуары» Андрей Фомин на круглом столе, посвященном развитию процедуры праймериз. – Попытка «Единой России» выглядеть как партия, строящаяся по лекалу западных партий, выглядит достойно, но это только с точки зрения политтехнологий. А самое главное – это что мы получим в итоге. И если в итоге мы получим такой состав Законодательного собрания как сейчас – самый слабый в новой истории Иркутской области – то грош цена этим праймериз.

 

Инструмент праймериз, иначе говоря, предварительных внутрипартийных выборов, единороссы позаимствовали у США, где кандидаты проводят развернутые кампании в каждом штате с привлечением большого числа людей.

 

Впервые праймериз «Единая Россия» провела в 2007 году, и тогда они действительно были внутрипартийными. Первые публичные праймериз партия провела в 2011 году в преддверие выборов в Государственную думу. Вынесение партийного вопроса о выдвижении кандидатов в публичное пространство еще на самом старте дискредитировало себя. Однако обойтись без него тогда, в 2011 году, было бы трудно, ведь нужно же было партии показать активность Общероссийского народного фронта, созданного в мае того же года тогда еще премьер-министром страны и председателем партии Владимиром Путиным. Именно общественные организации, вошедшие в состав ОНФ, и стали регенерирующей силой партии.

 

Новый формат публичного обсуждения кандидатур действительно смог привлечь внимание общественности. Однако уже и тогда в средствах массовой информации появлялись сообщения о подтасовке итогов с помощью привлечения в качестве «выборщиков» лояльных тому или иному кандидату людей. Причем публично претензии высказывали действующие на тот момент депутаты Государственной думы от Иркутской области Сергей Колесников и Виталий Шуба, участвовавшие в праймериз.

 

Казалось бы, после выборов в Госдуму и выборов президента в 2012 году праймериз свою роль выполнили, и снова могут стать внутрипартийным инструментом. Однако единороссы решили снова обратить на себя внимание общественности публичными выступлениями своих выдвиженцев, которых в этом году обнаружилось 198 на 22 одномандатных округа. Решать судьбы участников праймериз будут 10 тысяч выборщиков.

 

Между тем, мало кто верит в честность этой процедуры, поскольку, по сути, она носит рекомендательный характер. В уставе партии закреплено обязательство проведения праймериз, однако в нем не зафиксировано, что именно победитель праймериз должен быть выдвинут в качестве кандидата от партии на выборы всех уровней. И в этом есть вполне ощутимый элемент лукавства.

 

Так, по словам заместителя руководителя исполкома регионального отделения ЕР Алексея Козюры, окончательное решение о выдвижении от партии будет принимать руководство ИРО. То есть в случае победы на праймериз нежелательной кандидатуры, руководство легко может ее заменить на удобную для себя.

 

Скорей всего, именно поэтому секретарь регионального политсовета «Единой России» Сергей Брилка чувствует себя вполне расслабленно. «Я вам скажу откровенно, поскольку я сижу, «банкую» ситуацию, я абсолютно не вмешивался в этот процесс», - цитирует Сергея Брилку «Восточно-Сибирская правда». Однако новоиспеченному лидеру региональных единороссов не стоит забывать, что используя в своем обиходе бандитский жаргон, необходимо знать и другие его значения, в том числе сленговые и карточные. Ведь банкуя «ситуацию», на этих выборах он ставит на кон и свою репутацию в первую очередь. Кроме того, не исключено, что ему придется вести игру против каждого из партнеров, а также, возможно и покупать спиртное для всех, как в случае победы, так и в случае проигрыша.

 

– После обнародования списка участников праймериз, руководство «Единой России» заявило о том, что возглавить список будет предложено музыканту Денису Мацуеву. Зачем это? - рассказал политолог Алексей Петров. – Или зачем предлагать губернатору Сергею Ерощенко возглавить список? Мы же все прекрасно понимаем, что он не оставит свою должность. Не получится ли так, что в список войдут артисты и спортсмены, а когда начнется раздел мандатов, они быстренько откажутся от них, и депутатами станут те, кто за это заплатил?

 

В то же время, даже многие политики-единороссы, а не только артисты и спортсмены, зачастую относятся к участию праймериз как к способу потешить свое тщеславие. «В 2011 году я участвовал в праймериз, причем не пропустил ни одной площадки, выступал на всех и получил неплохой результат: шестое место из 91, – рассказал секретарь городского политсовета ЕР Гайдар Гайдаров. – Но на самом деле на место кандидата в депутаты я не претендовал. Я просто хотел проверить свои силы».

 

– Праймериз – не должны быть попыткой «попробовать себя», это инструмент подбора кандидатов, которые хотят и могут пройти, – уверен исполнительный директор Клуба политического действия «4 ноября» в Иркутской области Александр Чанчиков. – Это показатель ответственности партии.

 

Другой сомнительный момент в праймериз – это механизм подборки выборщиков, списки которых утверждаются региональным руководством. Во время праймериз 2011 года у многих как раз возникли подозрения в том, что на площадки предварительного голосования осуществлялись «подвозы» лояльных к конкретному кандидату людей.

 

– Такой подход подрывает основы, – подчеркнул руководитель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Олег Яценко. – Выборщиками обязательно должны быть добровольцы. Можно также использовать другой механизм голосования: кандидаты могли бы голосовать друг за друга, исключая собственную кандидатуру. Победитель такого отбора гарантированно будет иметь авторитет среди своих конкурентов.

 

Кроме того, по мнению Олега Яценко, проведение праймериз на различных площадках является отнюдь не демократичным и ставит участников праймериз в неравное положение. «Кто-то из кандидатов может позволить себе ездить по региону и выступать

перед разными аудиториями, другие в силу разных причин не могут себе этого позволить, – пояснил он. – Для того чтобы условия были равными соревнование между ними должно проходить только здесь и сейчас».

 

Представители других партий также не видят необходимости в проведении праймериз. «Конечно, праймериз «Единой России» – это хороший пиар-ход, но никак не инструмент демократии, – отметил депутат Государственной Думы РФ, второй секретарь обкома КПРФ Приангарья Евгений Рульков. – У нас кандидатов предлагают первичные отделения, затем их выносят на голосование в местных отделениях, а затем – на конференцию областного комитета. Что касается представления интересов граждан, то мы их интересы защищаем своими делами».

 

В отличие от коммунистов единороссы о реальных делах могут не задумываться, ибо любой результат выборов с легкостью развернут в свою пользу. «Вот если на праймериз по одному округу пойдут депутат ЗС Татьяна Семейкина и спикер иркутской думы Андрей Лабыгин, и Семейкина выиграет. И что, Лабыгин откажется от участия в выборах? Нет, он пойдет как самовыдвиженец, – пояснил Алексей Петров. – А если он победит, то партия тут как тут, не останется в стороне и обязательно напомнит, как это всегда делается, что он член «Единой России». И при разделе мандатов опять окажется, что у ЕР больше 50% мест в парламенте».

 

 

Александрина Дмитриева

Источник: http://baikal.mk.ru/

 

 

 

 



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…

 

Александр Ахмедов, студент