вверх
Сегодня: 27.04.24
2.png

700 километров названий

 

… и гражданин редактор говорит мне: «Напиши, понимаешь, про то, что какая-то лажа у нас с топонимикой. Вот Советских улиц восемь штук, а улицы Любования Восходящим Над Ангарой Солнцем – ни одной. Ну ладно бы с ним, с Восходящим Солнцем, но вообще адекватных названий маловато – все какие-то «третьи улицы Строителей». Как думаешь, а?»

 

Ну, положим, Советских переулков в Ново-Ленино вообще восемнадцать – и ничего, живут же люди...

 

Я сказала, что подумаю. После чего вернулась домой, нашла номер «Кулуаров» и, водя по строчкам пальцем, обнаружила желаемое: «Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции». Ага! Это было то, что нужно. Потому что я вообще-то против улицы Медитации На Величественное Здание Иргиредмета. Хотя, справедливости ради, к какой-нибудь очередной улице Водопроводчиков тоже есть вопросы. Понятно, что порядковый свой номер улицы получали от ограниченной фантазии тех, кто эти названия сочинял. И это не беда исключительно советского времени, а то самое наследие царских времен, когда шесть подряд Иерусалимских улиц скопом переименовали в шесть Советских – и все дела. Но мне кажется, название Иерусалимская и Советская с точки зрения истории идентичны. Особенно спустя какую-нибудь сотню лет.

 

Да, спору нет, некоторые уличные переименования пошли на пользу если не благозвучности, то хотя бы благолепности: была Сарайная – стала Александра Невского, была Кладбищенская – стала Парковая. А некоторые, как и положено, не пошли: Семинарскую заменили на Польских Повстанцев; Дворянскую, само собой, – на Рабочую. Наконец, есть и топонимически спорные моменты: ничего плохого в том, что бульвар у нас носит имя первого космонавта, но и Университетская набережная звучало б неплохо, равно как и Кругобайкальская – против Терешковой.

 

Опять же, понятно, что Марата сменила Луговую по политическим мотивам, да и огромный городской луг, который находился на месте стадиона «Труд», погребён под оным. Но! Как бы красиво было в центре Иркутска иметь улицу Луговую! Или все же «красиво» здесь ни при чем?

 

Вот в чём, собственно, вопрос вопросов: мы хотим, чтобы было – как? Красиво, правильно или удобно? Историческую конъюнктуру, так и быть, вообще не рассматриваем – ибо анализ делаем не профессиональный, а сугубо по-любительски заинтересованный. И в том заинтересованный, чтобы город Иркутск хоть где-то в чём-то как-то приблизился бы к той самой, набившей оскомину, «совсем Европе» – и не в виде одноименной гостиницы, что на Большой Русиновской.

 

На вкус и цвет, само собой, только приятели-временщики и найдутся. Отсюда все эти товарищи Желябовы с Урицкими и Володарские с Каландаришвили. В духе времени. Но – и что? Взять и переименовать в героев нашего времени? А потом, спустя ещё лет двадцать, когда герои опять поменяются, – ещё раз? Плавали, знаем.

 

Хорошо об этом поразмышлял историк и писатель Леонид Юзефович: «Переименование – это, в сущности, суд и, следовательно, очень большая ответственность. Играя именами, мы уподобляемся первым людям, дававшим названия вещам нового, только что сотворенного мира, а значит, тем самым невольно трансформируем окружающую реальность. И в то же время эти изменения иллюзорны и поверхностны, они не касаются сути явлений…». И дальше: «Отечественной политике в сфере топонимики всегда не хватало последовательности – и, на мой взгляд, это хорошо. Большевики изо всех сил боролись с венценосцами, но стоит же на Невском проспекте памятник Екатерине II, а на Исаакиевской площади – Николаю I, которые всегда там стояли и всегда, даст бог, будут стоять. Мне бы хотелось, чтобы тот же принцип чарующей и мудрой непоследовательности сработал и сейчас – в случае с улицами, названными в честь революционеров и террористов. Ведь единой – безусловно справедливой, всех устраивающей – позиции в этом отношении все равно нет и быть не может».

 

С революционерами и прочими историческими фигурантами – понятно. А вот с восемнадцатью Советскими переулками как быть? Что ли, на самом деле пойти в сторону украшательства? Или как там в пору нашего советского прошлого пелось – «пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную и на Тенистой улице я постою в тени…»?

 

Все дело, как мне кажется, именно в этом! В привязке к неким общечеловеческим ценностям. Это отлично, что улица названа в честь Героя Советского Союза Челнокова, но Вокзальная – была лучше. Это нормально звучит – Степана Разина, но Почтамтская – тем более что почта там до сих пор есть – это вернее. И даже Понтонная правильнее Маяковского, несмотря на то, что понтона уже и нет без малого сто лет как. И уже упомянутая Луговая – в эту же копилку. Ведь сохранилась же каким-то чудом Ямская, которая не от ям (что было бы логично!), а от ямщиков. И Подгорная сохранилась.

 

И, между прочим, в своей Резолюции VIII/2 (2002 год) восьмая Конференция Организации Объединенных Наций по стандартизации географических названий рекомендует соответствующим национальным органам выступать против использования личных имен для обозначения географических объектов (что означает – включая названия улиц) при жизни соответствующих лиц.

 

Хотя я не против фамилий. Но кто сказал, что Ланинская звучит лучше, чем Литвинова? Мне кажется, что Литвинова – вообще хорошо звучит, если на то пошло. Или это – пОшло: смотреть на звучание?

 

Но вот что-то мне подсказывает, что не настолько это и пошло, если мы хотим видеть наш город самобытным и приятным для жизни. Чтобы в нём – совершенно по Антон Палычу – были прекрасны не только одежда с обувью, но и прочие символы цивилизации. Названия улиц, например.

 

Конечно, забавных перегибов здравого смысла у нас навалом. К примеру, просто очаровательная (по названию) улица Моцарта расположена в совершеннейшей Сарафановке – в частном секторе, за улицей Помяловского. Маленькая, кривая, ухабная, но – Моцарта! По соседству с улицей Дружбы и с улицей Целинной. Ну вот скажите мне: откуда там – Моцарт!? С какого перепугу?! А вот от той самой любви к прекрасному (или по какому-нибудь пролетарскому приколу, что вернее).

 

Но, честно говоря, в прекрасное верить приятнее. А потому я голосую за соответствие! Улица и её название должны подходить друг другу, быть по размеру, по образу и подобию. Совпадать на уровне впечатления. И если там много солнца, так пусть так и называется – Солнечная. А ежели как в аэродинамической трубе по розе ветров по ней протягивает – так пусть и будет Ветреная (или Ветренная – для специфических случаев). Насчёт менеджеров ничего пока не скажу, но Капитанская улица вполне имеет право на существование. Равно как и Третья улица Строителей. Только без «третьей». Потому что немножко фантазии – и все получится. А фантазию есть куда прикладывать. Всего в Иркутске более 800 улиц. Общая протяженность – 700 километров.

 

700 километров хороших названий! Есть куда стремиться!

 

 

Анастасия Яровая

 

От себя добавим, что 4 июня в 15.30 в Иркутске состоится общественная дискуссия "Советская топонимика Иркутска как явный анахронизм?" Она будет проходить в  в филиале Иркутского областного краеведческого музея в рамках открытия выставки "Как зовут тебя, улица?". Организатор дискуссии - Иркутская городская общественная организация "Клуб молодых ученых "Альянс" при поддержке Московского офиса Фонда Фридриха Науманна. Адрес филиала музея: Иркутск, 3 июля, 21.
В дискуссии предполагают принять участие директор иркутского областного краеведческого музея Дмитрий Люстрицкий, главный редактор газеты и гендиректор ЗАО "Газета"Восточно-Сибирская правда", председатель областного союза журналистов Александр Гимельштейн, журналист, издатель журнала "Иркутские кулуары" Андрей Фомин, журналисты Владимир Скращук и Михаил Кулехов, члены общественной палаты города Иркутска и Иркутской области.



Комментарии  

#2 Топоним 05.06.2013 20:51
Вкусовщина: нравится - не нравится. Улицы надо не переименовывать , а возвращать исторические названия. В полном объеме.
Цитировать
#1 Ирина Сафонова 04.06.2013 11:19
Анастасия, полностью с вами согласна. Я не понимаю, для чего улицам возвращать их прежние названия, когда жители привыкли к тем названиям, которые есть сейчас. Город должен быть удобным. А смена названий доставит много неудобств не только жителям, но и различным службам, почте, например. А если власть сменится? Опять будем возвращать нынешние названия? Я за то, чтобы оставить улицам их сегодняшние названия
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС