вверх
Сегодня: 29.03.24
4.png

Au, золото!.. Я иду искать!

У Дины Рубиной в романе «Вот идет Мессия» есть такой эпизод. Повзрослевшая внучка говорит дедушке после своего дня рождения: «Деда! Ну, сколько можно?! Ты опять подарил мне золото! Ты же знаешь, что я не люблю и не ношу золото, тем более с такими дорогими камнями! Это не мой стиль». На что дедушка спокойно отвечает: «Никогда не знаешь, когда придется дать очередное колечко очередному охраннику, чтобы откупиться…» Нормальный жизненный подход старого еврея, который прошел погромы и – ой вэй! – знает, что говорит…

 

 Нам тут, у нас в Сибири, всё же не до таких крайностей, хотя и край самый каторжанский, и менталитет соответствующий – ровнехонько укладывающийся в существующую веками схему, в которой деньги – всего лишь разноцветные бумажки, фантики. И цена им – по себестоимости, как у любого полиграфического продукта, поскольку в одночасье поменяться может, что мы уже проходили в нашей государственной истории не раз и не два. Разве что спустя столетия будут бумажки цениться дороже номинала у любителей-нумизматов.

 

 Золото – это другой разговор. Это категория почти что вечная. А может, и не почти что. Ведь даже в отличие от вина, которое может превратиться в уксус, настоящее золото с годами приобретает дополнительную ценность, которая будет расти, расти, расти… Не всегда в геометрической прогрессии, но уж дешеветь не будет наверняка.

 

 Слово «настоящее» здесь главное. Ибо…

 

 Об этом мы и говорим сегодня с нашим экспертом – директором Иркутского ювелирного завода Евгением Борзых.

 

 Евгений Владимирович из тех, кому за державу обидно. Причём с разных точек зрения: и как за страну, которая теряет не только колоссальные деньги, но и доверие и уважение со стороны сограждан. Так и за самих сограждан, которые по незнанию могут попасть в ситуацию, когда их откровенно обманут (а потом догонят и еще раз обманут). Речь не только о «цыганском золоте», которое является откровенным обманом, – речь о золотых изделиях, произведенных за границей и попадающих на прилавки ювелирных магазинов. О чём говорим?

 

 – Давайте посчитаем, – предлагает Борзых. – Золото в магазине не может стоить дешевле, чем 1500 рублей за грамм. Просто не может – это я говорю, как специалист. И лишь 10 процентов от стоимости золота занимают затраты на производство. Изделия, которые произведены за рубежом, облагаются полной таможенной пошлиной при ввозе в Россию плюс налог на добавленную стоимость. Получаем, что цена зарубежного изделия должна быть не меньше, чем 2–2,5 тысячи за грамм. Отсюда вопрос: как изделия, которые произведены за границей, могут в иркутских ювелирных магазинах стоить 1,5 тысячи?

 

 – Как?

 

 – Это контрабанда. Такое золото завозится по «серым» схемам, с которых не платятся таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Технологии давно уже шагнули вперёд, и за границей уже научились изготавливать поддельные клейма Государственного пробирного надзора Российской Федерации и ставить их там, на месте, минуя госпошлину на клеймение и таможенное оформление в России. Потому что инспекции пробирного надзора изделия, которые произведены за границей без таможенного оформления, принять к клеймению не имеют права. Второй момент. Изделия за рубежом производятся не по российским стандартам. Российский стандарт – это содержание золота и примесей в сплаве, безвредное для человека.

 

А вот это уже не так безобидно. В последние годы у многих новоприобретенных золотых изделий появилась такая «особенность» – со временем они темнеют. Но ведь с точки зрения химии это невозможно! Золото – такой металл, который не окисляется, он может помутнеть в процессе носки, но при чистке и полировке возвращает первоначальные качества. Или, как говорит Евгений Борзых, «становится молодым и красивым».

 

Но это изделия, выполненные в полном соответствии с технологическим процессом. А что творится сейчас?

 

 – В последнее время участились случаи так называемого глубокого золочения. Когда серебряные изделия – и это в лучшем случае, а бывают и медные, и латунные – продаются под видом золотых. Вот посмотрите…

 

И Евгений Владимирович протягивает мне кольцо. По виду – золотое, с клеймом. Всё как надо! Но только специалист при проведении экспертизы скажет, что клеймо поддельное, а само кольцо – серебряное. И цена ему 100 рублей в базарный день, а не две тыщи, которые за него просят.

 

 – Что происходит? – рассказывает Борзых. – Например, по трассе М55 ездят румынские цыгане – у них таких колец понаделано… Стоит машина, капот поднят: бензин якобы кончился, а денег нет. Наши останавливаются с желанием помочь, те и предлагают – купи за тыщу, за две золотую печатку… Человек смотрит: заводское клеймо, всё как положено, – оставляет две тысячи и забирает фальшивку. Дело в том, что на глаз подлинность такого кольца не установит даже специалист. И потом, за семьдесят лет советской власти мы же привыкли к тому, что в этой сфере не обманывают. Потому что государство следило за ювелирным производством очень жёстко.

 

 – А теперь?

 

 – В последние годы наше государство пытается этот рынок сделать более либеральным, и поэтому с инспекций пробирного надзора убрали многие функции, и в том числе – контроля. Раньше по магазинам ходили контролёры, которые проверяли изделия на соответствие стандартам и требованиям. Некачественные изделия тут же изымались, предпринимателю выписывали штраф. Предпринимателю обманывать было невыгодно. А сейчас его за руку может поймать только Роспотребнадзор, да и то лишь в том случае, если человек, который купил изделие, напишет жалобу…

 

 В последние пять–шесть лет этот рынок стал более чем либеральным, и заниматься продажами золотых изделий может, по сути, любой. Захотел – и вперёд. Раньше необходимо было получить лицензию, собрать кучу разрешительных документов, а сейчас всё делается в уведомительном порядке. Просто поставил в известность налоговую – и торгуй! А поскольку контроля как такового нет, рынок золотых изделий стал весьма привлекательным. И в том числе – для всевозможных нарушений.

 

 – В России существуют жёсткие стандарты на сплавы, которые нам остались от Советского Союза. Например, мы обязаны применять цинка 0,05 процента, кадмия – 0,03 процента… Это вредные вещества, но в таких количествах их содержание в сплаве допустимо. Они нужны для качества литья. Что делают за рубежом – в Китае, Турции, Таиланде, где в основном и сконцентрированы заводы, участвующие в «серых схемах» поставок золота в Россию? Чтобы снизить свои затраты по обработке – не ставить дорогие литейные комплексы, они цинка, например, добавляют 10 процентов. При этом содержание золота в сплаве может быть соблюдено. Но 10 процентов цинка при допустимых 0,05!!! Литейные качества сплава улучшаются, но в изделие попадает такое количество вещества, которое просто опасно для здоровья! И на физических свойствах изделия это тоже сказывается не лучшим образом. А наши инспекции количество этого вещества не проверяют. Потому что для них главное – содержание золота. И такое возможно даже в изделиях, которые поступают к нам по легальным каналам, – просто там другие стандарты.

 

 – И что же делать? Вот я просто хочу купить золотое кольцо и серёжки, и чтобы потом спустя годы их можно было оставить детям–внукам в качестве наследства. А вы такие страсти рассказываете!..

 

 – Я рекомендую покупать золото в старых проверенных сетях. Такие магазины есть в Иркутске – все их знают. Там отработан внутренний контроль за качеством изделий, и они просто не станут продавать неизвестный товар. Следующее – покупать изделия известных торговых марок. Потому что клеймо этих изделий гарантирует не только качество, но и потребительскую безопасность. И, наконец, смотреть на цену. Помните, что цена за 1 грамм золота не может быть дешевле 1,5 тысячи рублей. А изделия с драгоценными камнями не могут быть дешевле 4–5 тысяч рублей за грамм. Если же вам предлагают золото по цене 800–900 рублей за грамм – это однозначно подделка. Стоит ли тратить деньги на неизвестно что, тем более если вы покупаете золотое украшение и хотите, чтобы оно служило не только вам, но и вашим потомкам?

 

 Известное дело: скупой платит дважды. Не менее известно и другое: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. Золото, конечно, не вещь в расхожем понимании этого слова. Золото – это эквивалент и символ. Чего – подберите сами: успешности, богатства, верности традициям, желания вложить деньги и преумножить их. А ещё – самоуважения. Золото должно быть настоящим. Подлинным. Способным пережить не годы, а века. И даже тысячелетия. Скифское золото, к примеру, датируется VII веком до нашей эры! А всё как новенькое!

 

 Чем плохо, если и золото, купленное в начале XXI века, доставит удовольствие вашим пра-пра-и так далее правнукам. Главное, правильно купить сегодня. А остальное – вопрос времени.

 

 

Надежда Куликова

Журнал "Иркутские кулуары" № 26-27

Klær Nike

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС