вверх
Сегодня: 27.09.20
8.png

Блог Anton Rumata: Крайне интересный культурный феномен - американский страх.

Народ России часто критикуют за то, что он воспитан на страхе. Нам постоянно рассказывают о внешних и внутренних врагах, о том, что в любой момент мы можем потерять стабильность и все то, что нажито.

История нашего народа действительно наполнена примерами этих страхов, воплощенных в реальности. Но представьте себе, что если бы мы были молодым государством, и за нашими плечами не стояло череды катастроф, революций и войн. Давайте рассмотрим историю другого народа.


Посмотрим на примере США, что вызывает страх у американцев.

Отвечает Ноам Хомский - профессор лингвистики и философии Массачусетского технологического университета.

Вопрос: Откуда взялась в нашей культуре одержимость апокалипсисом?

Полноценных исследований этого вопроса я не видел, но предполагаю, что такая ситуация отражает страх и отчаяние. Мы живем в испуганной стране. В Соединенных Штатах страх необычайно силен. И из-за этого люди отвлекают и в каком-то смысле успокаивают себя «страшилками».

На самом деле, американский страх - крайне интересный культурный феномен. Его история восходит еще к колониальным временам. Например, в массовой литературе популярна такая идея: нас вот-вот уничтожит грозный и ужасный враг, но нас обязательно спасет либо появившийся в последний момент супергерой, либо супероружие, либо группа школьников, на годы ушедшая в холмы воевать с русскими, либо еще что-нибудь этакое. Причем у этого мотива есть один специфический обертон: чудовищный враг, который собирается нас убить, часто оказывается кем-то, кого мы подавляем.

0_844ff_fed29718_XL

Вначале таким врагом были индейцы, которые мечтали нас погубить. При этом колонисты были захватчиками, вторгшимися на американский континент, и как ни относись к индейцам, они защищали свою землю. В Декларации независимости есть одно место, которое многие не замечают, когда читают ее 4-го июля. Обычно на смысл Декларации обращают не больше внимания, чем на слова в молитвенники, однако, если в нее вчитаться, можно увидеть немало занятного. Например, одно из обвинений в адрес короля Георга Третьего, оправдывающих восстание, выглядит так: «Он натравил на нас безжалостных дикарей-индейцев, которые, как известно, используют пытки и ведут войну на уничтожение». Заметим, что великий мыслитель эпохи Просвещения Томас Джефферсон, который это писал, прекрасно знал про безжалостных дикарей-англичан, которые, как известно, вели войну на уничтожение, убивали, не задумываясь, захватывали землю, изгоняли и вырезали коренное население. Однако в Декларации независимости сказано то, что в ней сказано, и никто это не комментирует. Это очень характерный момент.

 

Затем врагом стали рабы.



Америке грозило восстание рабов, ужасное восстание. Чернокожие рабы обязательно поднимутся, убьют всех мужчин, изнасилуют всех женщин, погубят страну - и все в таком духе. Через много лет, уже в наше время, речь зашла о латиноамериканских наркоторговцах, которые скоро придут и уничтожат наше общество. Это настоящие страхи, которые веками сменяют друг друга.

Во многом именно это явление лежит в основе крайне своеобразной оружейной культуры Соединенных Штатов. Она ведь уникальна. В США удивительно много убийств, удивительно много смертей от огнестрельного оружия, вокруг владения оружием существует своего рода истерия. Изрядная часть населения считает, что ей нужно оружие, чтобы защищаться. От кого? От ООН. От федерального правительства. От пришельцев. Может быть, от зомби. Все равно. Нам просто нужно оружие, чтобы защищаться - и точка. Больше нигде в мире ничего подобного нет - разве что где-нибудь в Сирии, где идет война. Однако для мирной и в большой степени свободной страны с исключительно высоким уровнем безопасности это очень странно.

Полагаю, что то, о чем вы говорите - часть данной тенденции. Скорее всего, дело в том, что трудно в глубине души не понимать: если ты наступил кому-то на шею, это неправильно. И если однажды угнетенные поднимутся и начнут защищаться, ты окажешься в беде. Отсюда же, вероятно, проистекает и странная склонность бояться выдуманных угроз. Конечно, такие параноидальные нотки в культуре – очень необычная вещь.

Еще раз повторюсь страхи нашей нации основаны на том, что угнетенные поднимутся и начнут защищаться. Но это маловероятно, поэтому не стоит вдаваться в паранойю.

 

Источник: http://antonrumata.livejournal.com



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Хорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.

Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK