вверх
Сегодня: 22.01.21
10.png

Блог zina_korzina: Фильмы о стилягах.

Поговорим о стилягах? Точнее, о фильмах 1950-х - начала 1960-х годов, где их высмеивали. Описания стиляг, сделанные, в основном, ярыми их недоброжелателями, всегда носили карикатурно-уничижительный характер. Обязательно упоминались цветные широкоплечие пиджаки, галстуки «тропических» расцветок («пожар в джунглях»), яркие шляпы и прочие, немыслимые в советском быту вещи. Вот типичное: «Передо мной стоял Гога Баранчук, но в каком виде! Плечи его рыжего костюма стали в два раза шире от ватных подкладок, шляпа была зелёная с длинным ворсом, на ногах ярчайшие жёлтые полуботинки на сверхтолстой подошве, и вообще весь вид его свидетельствовал о преуспеянии…» 

Кстати, если вспомнить наряд сказочного человечка Незнайки, то интереснейший вывод напрашивается сам собой: «Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал». Не правда ли, похоже на типичного стилягу? Создавая образ юного незлобивого бездельника (а стиляг было принято считать тунеядцами), Николай Носов, наверняка, вспомнил о юношах, фланировавших по своему Бродвею, как называли московские стиляги часть улицы Горького.



  • Итак, классика жанра - короткометражная сатирическая лента «Секрет красоты» (1955). В кадре - типовой, каноничный стиляга по имени Эдик. Вообще, этих молодых людей часто звали Эдиками и Рудиками, а если хотели подчеркнуть степень падения, то писалось, что он когда-то был Мишей, а переделался в Майкла. Или же их имена всячески коверкались, как в примере выше - не Георгий, а Гога (также возможен Жоржик). Так вот, эталонный стиляга Эдик ждёт свою подругу - парикмахершу, но у неё - беда. То есть экзамены на профпригодность. Но кто же захочет стричься у крашеной чувихи? К тому же, руки у неё отнюдь не золотые. Как положено. И тогда она просит своего верного Эдика помочь ей... Что из этого вышло? Трагедия, разумеется.



  • Далее - социальная драма «Сверстницы» (1959). Три вчерашние школьницы на пути к своему счастью. Причём, все три поначалу пошли по кривой дорожке - одна зачем-то ломанулась в актрисы, хотя имела таланта на троечку с минусом, вторая (хотя и выбрала благородную профессию врача) закрутила добрачный роман с лощёным подонком. Тоже нехорошо! А вот третья совсем отбилась от рук, ибо попала в компанию настоящей плесени, тунеядцев и, как водится, стиляг. Они пьянствуют, тунеядствуют и ...модничают. Канон. Когда хотели изобразить молодого человека, отлынивавшего от работы, учёбы или - распределения на периферию, его всегда рисовали стилягой. И наоборот, если человек бывал замечен в склонности к «стильному» времяпрепровождению, на него безапелляционно вешали табличку «тунеядец», хотя большинство стиляг не были бездельниками. Точно так же и с пьянством - подавляющее число стильных молодых людей не были алкашами. Более того, они старались вести здоровый образ жизни. Но..канон требовал бутылки. Чем всё кончилось? Хорошо, разумеется.



  • Следующий номером нашей программы - снова сатирическая короткометражка «Иностранцы» (1961). Троица бездельников и прожигателей жизни - два дегенерата и одна шалава - любят всё иноземное. Разумеется, дураки, уроды, плесень, хамы (нужное - вставить). Советский журналист (красавец, как положено) решает подшутить над придурками и сыграть перед ними иностранца. Разумеется, стиляги-плесень не знают аглицкого наречия, зато с ходу ловят все новые тренды и звучные бренды. Как водится, главный герой с утра попивает коньячок, а вместо физзарядки танцует рок-н-ролл. У него такая же дура мама. Танцевать буги и прочие стильные танцы ей не позволяет возраст и лишний вес, а так - достойный пример для подражания. В общем, глупые и неграмотные стиляжки оказываются высмеяны и наказаны. Кстати, в фильме имеется ещё одна каноничная деталь - подонки оказываются любителями абстрактного искусства. Обычно такие людишки вообще никакое искусство не любят. Ага.



  • Далее - детектив с красочным названием «Дело 'Пёстрых'» (1958). Одноимённая книга Аркадия Адамова, кстати, намного интереснее! Там и описания шикарные. «Она была в модном платье. Сергей обратил внимание на её новую причёску: коротко подстриженные волосы венчиком охватывали голову, придавая лицу шаловливую игривость подростка» - читатель должен был насторожиться, ибо девушка Лена обзавелась не только стильным платьем и причёской «венчик мира», но и попала в дурную компанию… Так и есть: «У Лены Сергей застал высокого худощавого юношу с бледным лицом и зачёсанными назад волосами. Сергей обратил внимание на его пёстрый галстук и на ухоженные ногти». Именно так должен был выглядеть настоящий враг, отщепенец и негодяй, а наивной девушке Лене ещё только предстояло в этом убедиться! Мораль фильма - сегодня он предпочитает яркий галстук, а завтра убивает мирных граждан за цацки. От стиляжничества - к преступлению.



  • Что там далее? Отрывок из кинофильма «Повесть о первой любви» (1957). В целом, фильм вовсе не о стилягах. Более того, они тут возникают случайно, спонтанно, бессмысленно. Видимо, так было надо для повышения дидактики и усиления воспитательной работы. Вдруг на молодёжной вечеринке нормальные молодые люди принимаются кривляться, то есть отплясывать якобы иноземные якобы танцы. Собрание в шоке. Бабушка героини, разве что не крестится с перепугу. Потом все принимаются ржать. Вообще, это тоже было типично - изображать стильные танцы, как страшные конвульсии безнадёжно больных (психически) людей. Или как пляски дикарей. В знаменитом фельетоне 1949 года «Стиляга» писалось, что они «...делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга». Ещё интересный момент - советским людям предписывалось порхать в аристократическом вальсе, а вот танцы угнетённых дикарей и блюзы чернокожих обитателей Америки - напротив, возбранялись.



  • Между прочим, это высказывают и персонажи кинофильма «Медовый месяц» (1956), наблюдая, как молодая и модная девица в шикарном платье самозабвенно вытанцовывает с типовым стилягой (дегенеративное лицо, усики-мерзавчики, узкие плечи, томные глазки). Ритуальные танцы дикарей. Но мы-то цивилизованные люди, у нас - вальсы. Почему эта сытая девушка в кадре танцует именно по-стильному? То есть - стилем? Да потому что она не хочет ехать на периферию по распределению. Всё ж связано. Раз буги, значит - тунеядец. Если тунеядец - значит, буги. Но потом девушка исправляется и становится приличной советской женщиной - работает на основной работе и занимается домом (меня всегда это возмущало - нарочитая и неумная пропаганда совмещения домашней пахоты и такой же убойной карьеры). Жена порядочного мужа (на мой взгляд) должна сидеть дома и приводить этот дом в порядок. Кстати, сразу после предложенного отрывка из «Медового месяца» следует пародия на стиляг, вставленная в ...общеизвестную сказку.



  • А вот отрывок из малоизвестного фильма «Ход конём» (1962), который редко демонстрировался, вероятно, в силу посредственного качества самой картины. Кроме того, авторы яростно переборщили с дидактикой, а когда сие случается, воспитательное значение сводится к нулю. И все правильные - вроде бы - мысли начинают вызывать хохот в зале. Судите сами. Пятнадцатилетний юноша Алёша до одури любит трактора и мечтает стать высококлассным трактористом. НО! Его ему мало лет, посему - увы. Тогда он меняется документами со старшим товарищем — прицепщиком Колькой Лопатиным, мечтающим о стиляжно-беззаботной жизни в городе. В итоге Алёшка получает диплом с отличием... А Колька становится жертвой своего стильного легкомыслия. Фильм в целом идиотский, но вот сцены со стилягами - прекрасные, а Савелий Крамаров, как всегда, спасает любую туфту от полного провала. Кстати, и тут у нас канон - раз стиляги, значит, подонки и пошляки. И на папиной машине. В разгар рабочего дня.



  • Это не вполне о стилягах, это так, полунамёки. Очень модная деталь второй половины 1950-х - начала 1960-х - обруч - хула-хуп. В киноленте «Королева бензоколонки» (1962) есть маленький фрагмент - модная и хорошенькая дочка выпархивает их авто и принимается демонстративно крутить обруч на талии. Конечно, на девушке не стоит тавро «стиляга вульгарис», однако же, у неё - штанишки-бриджики и причёска - конский хвост, что как бы намекает, ибо типовых стиляжек было принято рисовать именно так. В 1962 году в журнале «Работница» появилась небольшая статья, которая так и называлась - «Хула-хуп». Автор-врач писал о плюсах и минусах занятий с обручем. Вывод медработника был таков: модный спортивный снаряд хорош лишь в качестве дополнения к классической физзарядке , что совершенно правильно (Мачинский В. «Хула-хуп» / «Работница». 1962. №12. С. 31). Девушка в кадре должна была воплощать образ капризной богатой дочки, которая даже на бензоколонке демонстрирует свою крутизну. Интересную версию в комментарии выдвигает tarajos_sul, полагая, что это была семья иностранных туристов.

  • Ну, и, наконец, отношение правильных, нормальных, обычный людей с стилягам. Два отрывка из фильмов 1960-х годов - «Взрослые дети» (1961) и «Человек идёт за солнцем» (1961).

 

Источник: http://zina-korzina.livejournal.com

『アディダス』に分類された記事一覧

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.

 

Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС

Entrainement Nike