вверх
Сегодня: 24.04.24
2.png

Дорогие и любопытные

Студенческие отряды Иркутской области оказались не у дел на стройках региона. 

 

Студенческим строительным отрядам Иркутской области не хватает рабочих мест в регионе, поэтому они едут на стройки Сахалина, Якутии и Бурятии, а также в Забайкальский край. Местные же предприниматели готовы предложить студентам лишь неквалифицированную низкооплачиваемую работу. Работодателям выгоднее нанимать иностранных рабочих, которые, в отличие от студентов, не столь любознательны и неугомонны и не станут выяснять, почему нарушаются строительные нормы, а новое жилье не выдерживает никакой критики. Региональным застройщикам важнее сэкономить, чем взять на подряд молодежь, которая обучается строительным профессиям, и в будущем будет претендовать на должности инженеров, техников, проектировщиков, прорабов и рядовых каменщиков, монтажников, дорожных рабочих, которые сейчас так востребованы в регионе. В то же время областные власти уделяют этому вопросу все больше внимания. Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области занимается созданием отдела по координации деятельности студотрядов, что позволит в дальнейшем распределять их силы по имеющимся в Приангарье вакансиям. Как решаются проблемы строительных студенческих отрядов и о перспективах их развития, нашей газете рассказал председатель Байкальского студенческого строительного отряда Вячеслав Дроздов.

 

— Почему ребята едут в другие регионы?

 

— В нашем регионе нет таких строек, которые бы делали заявки на бригады из 20—30 человек. Сейчас строители просят 5—6 человек, причем на низкоквалифицированные специальности. В то же время мы стараемся обеспечить нашим бойцам достойную заработную плату, тогда как многие предприятия предлагают 10 тыс. рублей в месяц, что для нас совершенно неприемлемо. Конечно, работодателям выгоднее нанимать неквалифицированную рабочую силу из мигрантов. Они и едят меньше, и платить им надо меньше. А студент для недобросовестного работодателя неудобен и опасен. Он вопросов много задает.

 

Вместе с тем похвально, что губернатор Приангарья Сергей Ерощенко заявил о необходимости сократить квоту на иностранную рабочую силу, но пока у нас есть недобросовестные работодатели, которые и платят иностранным рабочим, часто нарушая закон, потребность в мигрантах не иссякнет. К тому же у студенческих отрядов не достаточно ресурсов, чтобы полностью заменить иностранных рабочих. Нет у нас такого количества желающих.

 

— Как активно молодежь проявляет интерес к работе в студотрядах?

 

— В этом году конкурс был три человека на место, в прошлом — полтора. Всего в текущем году в Байкальском студенческом строительном отряде было 150 вакансий. Интересно, что работать в студенческие отряды идет, как правило, молодежь из территорий, едут из таких городов региона, как Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское. Тогда как из областного центра желающих почти нет. Иркутские студенты сразу хотят работать в офисе.

 

Немаловажный момент, что студентам работа в студотряде засчитывается как прохождение практики. В дальнейшем работодатели зачастую запрашивают на студентов характеристики и приглашают на работу. И если в советское время в студотряды сгоняли всех, и все ехали на стройки, на Камчатку, вне зависимости от специальности, сейчас, например, Байкальский стройотряд старается привлекать в свои ряды именно будущих строителей. Но к нам приходят и химики, и компьютерщики, и мы им не отказываем. Я сам энергетик по образованию, но в свое время поехал на стройку и именно тогда понял, что мое призвание именно строительство, что полностью изменило мою жизнь.


 

В этом году отбор у нас был особенно жестким, поскольку заявки подали более 400 человек. Поэтому нам пришлось отбирать бойцов по критериям общественной активности. В отряд попадали те, кто участвовал в субботниках и различных акциях. Ведь если студент просто записался в студотряд и не интересуется тем, что мы делаем, значит, изначально это не наш человек. Там же, на субботниках, уже видно, кто будет бригадиром, кто звеньевым, а кто рядовым бойцом. С одной стороны, происходит естественный отсев, а с другой, мы вносим вклад в благоустройство города. После отбора два-три дня проходит обучение, этого вполне достаточно. Например, в этом году мы испытывали щебень в лаборатории. После вводного курса ребята понимают, что им предстоит делать.

 

В то же время молодежи есть куда стремиться, ведь зарплата в студотряде действительно достойная. В этом году за 50 дней работы в среднем они получили по 50 тыс. рублей, что для студентов очень хороший заработок. При этом деньги выплачиваются не частями, а сразу после окончания сезона, после возвращения с объектов, и ребята могут позволить потратить их на что-то действительно полезное. Например, я на первый свой заработок купил ноутбук.

 

Но в то же время это не отдых, а тяжелый труд. Рабочий день длится 11 часов, бывают, конечно, и выходные. В вахтовых поселках оборудуют футбольные и волейбольные площадки, и на игры находится время. А что еще важно, так это сама атмосфера студотряда, вечера у костра, гитара, ведь мы не только до мозга костей строители, среди нас много талантливых ребят. Я считаю, что многие выбирают другие регионы еще и из-за жажды новых впечатлений, им хочется уехать подальше от этого города, как в песне поется: «за туманом и за запахом тайги».

 

Два года назад мы ездили в Сочи, но это далеко и накладно, поскольку проезд, проживание и питание было за наш счет, госкорпорация «Олимпстрой» денег нам на это не выделяет, поэтому сейчас туда ездят только студотряды железнодорожников, поскольку для них проезд бесплатный. Но ребятам очень понравилось, и мы внесли свой вклад в подготовку к Олимпийским играм. А какие восторженные они возвращаются с Сахалина, ведь там совершенно другая природа, в Якутии свои особенности, там в августе идет снег, а в Бурятии они работают рядом с Байкалом. Девушек в стройотряды не берут, но они едут на Камчатку на чистку рыбы, а педагоги распределяются по детским лагерям. Это здорово, интересно, это может изменить жизнь, и среди студентов становится все более популярно вступать в студотряды.

 

— На каких объектах в этом году трудились студенты?

 

— Ребята ездили на Сахалин, где занимались укреплением 10 км дороги Южно-Сахалинск — Оха, на острове Кунашир работали также на десятикилометровом участке автодороги Южно-Курильск — Головино, в Якутии занимались реконструкцией дороги «Лена» на участке 865—880 км, ездили в Бурятию, Забайкальский край. Студотряды работали в основном на укрепительных работах при строительстве и реконструкции дорог, а также осуществляли монтаж искусственных сооружений и барьерного ограждения.

 

В Иркутской области в этом году бойцы Байкальского ССО работали только на строительстве дороги «М-53 Байкал» возле города Тулуна, где этой осенью был сдан участок длиной 4 км. Мы надеемся, что, когда начнется строительство обходов таких городов, как Усолье-Сибирское, Тулун, Нижнеудинск, там можно будет применить силы студентов. Вместе с тем в областном центре все больше расширяется сфера строительства жилья, и, возможно, ребята потребуются на стройке микрорайона Союз. Но в целом перспектив, где еще можно использовать их труд, мы не видим. И пока работодатели не будут готовы предложить студотрядам достойную работу, они будут уезжать на заработки за пределы региона.

 

В то же время работа по решению этой проблемы в регионе ведется. Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области сейчас прорабатывает вопрос о создании отдела по координации деятельности студотрядов на базе Молодежного кадрового центра. В Приангарье начался новый этап для студенческих отрядов, которые разделились на две категории: сформированные молодыми людьми по заказу организации и студотряды вузов. Они конкурируют между собой, при этом иногда возникает недопонимание. Как раз, чтобы обеспечить взаимодействие между организациями, необходимо такое ведомство.

 

В настоящее время нет организации, которая бы объединяла студенческие отряды, вела формирование государственного заказа. Планируется, что отдел будет заниматься анализом рынка, сбором информации о вакансиях и возможностях студотрядов и координацией их работы. Однако главное, чтобы для нас в регионе нашлась работа и были заказчики.

 

— Какие вы видите перспективы для получения работ студенческими отрядами в нашем регионе?

 

— У студотрядов появится перспектива работы в Приангарье, если будет договоренность с работодателями, можно подключить энергетические компании, предприятия, занимающиеся добычей нефти и газа. Эти отрасли у нас очень развиты, и там постоянно ведется инфраструктурное строительство. Проблема заключается в том, что для такой работы, которая относится к категории опасных производств, нужен специальный допуск. Однако все это решаемо.

 

С другой стороны, в этом году был создан перечень организаций, в которых предлагалась работа стройотрядам. Однако некоторые работодатели, к которым мы обращались, сразу выставляли заведомо невыполнимые условия, предлагали низкую оплату, соответственно мы отказывались. И я уверен, пока работодатель не будет заинтересован, студенты будут уезжать в другие регионы. А заинтересовать его необходимо на уровне законодательства, предусмотреть субсидирование, льготы.

 

Сейчас для предприятия, берущего на подряд студотряды, предусмотрена льгота по уплате в Пенсионный фонд. Однако для недобросовестных работодателей, которые не известно, как платят мигрантам, это не интересно, им выгоднее меньше заплатить наемным рабочим. И здесь нужно думать областным властям. В правительстве Приангарья уже обсуждался вопрос комплексной поддержки студотрядов, в которой и нужно предусмотреть льготы, гранты, субсидии, порядок проведения конкурсов, компенсацию проезда к месту работы, обучение студентов, медицинский осмотр.

 

На мой взгляд, дело с места сдвинулось, сейчас создается отдел по координации деятельности студотрядов, надеюсь, в будущем решится вопрос и с разработкой мер поддержки. Ведь наше движение студенческих отрядов не просто занимается сезонным трудоустройством студентов, а осуществляет популяризацию в регионе рабочих специальностей, которые сейчас так востребованы.

 

Марина Фунт

 

Источник: Мк Байкал

Nike WMNS Air Force 1 Shadow White/Hydrogen Blue-Purple

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

МНЕ НИКОГДА НЕ НРАВИЛСЯ И НЕ НРАВИТСЯ АНДРЕЙ ФОМИН. НО ЕСЛИ БЕЗ ШУТОК, ХОТЯ БЕЗ ШУТОК НЕ ОБХОДИТСЯ ВСЕ РАВНО: ЕСТЬ КАКИЕ-ТО КОММЕНТАРИИ, ЕСТЬ КАКОЙ-ТО СТЕБ. И ЭТО НИСКОЛЬКО НЕ МЕШАЕТ ПРОНИКАТЬ ВГЛУБЬ "КУЛУАРНЫХ" ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ВОКРУГ ТОГО ИЛИ ИНОГО СОБЫТИЯ, - И, ПОЖАЛУЙ, ЭТО САМАЯ ВАЖНАЯ , ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ В "ИРКУТСКИХ КУЛУАРАХ", КАЖДЫЙ ВЫПУСК КОТОРОГО Я С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ И ЧИТАЮ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.
 

Леонид Альков, заместитель начальника управления пресс-службы и информации губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области