
Так, академик РАН Евгений Примаковотметил, что один год – срок недостаточный для выводов, но определенные тенденции результатов вступления уже прослеживаются. Так, уменьшилось число противников вступления, большинство предпринимателей выступают в настоящее время за членство в ВТО, хотя есть и группа скептиков. В то же время проявились некоторые трудности для нашего бизнеса, причина которых в основном кроется в неумении использовать те преимущества, которые предоставляет ВТО. По словам президента ТПП РФ Сергея Катырина, процессы, связанные с пребыванием России в ВТО, – разновекторные. Уже имели место проблемы, связанные с рынком молока и свинины. Могут возникнуть проблемы в текстильной и легкой промышленности, у обувщиков. С другой стороны, импорт хотя и растет, но темпы его прироста – самые незначительные за последние годы.
«Вступая в ВТО 17 лет, мы не смогли подготовить кадры специалистов, досконально разбирающихся в нормах ВТО», – отметил Катырин.
По его словам, в будущем могут возникнуть и некоторые проблемы, если Казахстан вступит в ВТО, поскольку сложно предположить, как это отразится на бизнесе внутри Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Скепсис проявил и «ярый» сторонник ВТО, главный российский переговорщик, директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития (МЭР) Максим Медведков, который заявил, что Россия в ближайшие два-три года может подать иски в структуры Всемирной торговой организации о защите интересов российских производителей. «Против нас действует примерно 70 мер, в устранении примерно 32 из них бизнес подтвердил свой интерес. При этом я рассчитываю, что по большинству из них удастся договориться без обращения к формальным процедурам», – сказал он.
В то же время часть разногласий, по мнению директора департамента торговых переговоров МЭР, не удастся урегулировать в рамках неформальных переговоров.«Я вижу четыре спора, по которым мы, скорее всего, подадим иск», – сказал он.
Медведков не указал, о каких конкретно спорах идет речь, однако пояснил, что среди них есть такие, когда в отношении российских товаров, экспортируемых за рубеж, применяются так называемые «энергокорректировки».
К годовщине членства России в ВТО МСП Банк («дочка» ВЭБа) провел исследование с целью выяснить, кто выиграл, а кто проиграл от вступления в организацию. Оказалось, что в проигрыше средний бизнес. Руководители средних компаний прогнозируют преимущественно негативные последствия: ухудшение условий в результате вступления в ВТО предсказали 34% средних предприятий, улучшение – лишь 12,5%. Оценивая последствия вступления в ВТО как негативные, бизнесмены в первую очередь ссылаются на низкую конкурентоспособность отечественной экономики и на неизбежное вытеснение российской продукции импортной в ряде отраслей. Существенным риском, по их мнению, является и снижение инвестпривлекательности России, из-за которого западные предприятия перестанут разворачивать свои производства в стране.
Бизнесмены уверены, что даже переходный период, в течение которого будут постепенно снижаться пошлины на различные группы товаров, не защитит их, ведь проблемы малого и среднего бизнеса в России носят фундаментальный характер и никуда не исчезнут по окончании переходного периода.
В то же время руководители малых предприятий оценивают возможные изменения наиболее спокойно. Они считают, что их изменение конкурентной среды на рынке если и коснется, то в незначительной степени. При этом 73% представителей микробизнеса либо оценивают последствия нейтрально, либо затрудняются давать прогнозы.
По данным главы РСПП Александра Шохина, 86% компаний крупного бизнеса не заметили никаких изменений. При этом улучшение почувствовал лишь 1% бизнеса, остальные 13% охарактеризовали произошедшие изменения как отрицательные. Сам глава РСПП из негатива называет только то, что Россия до сих пор не имеет собственного представителя в ВТО.
Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов отмечает, что спектр защитных мер в рамках ВТО со стороны России будет расширяться. Будет введен принципиально новый механизм ретроактивной уплаты антидемпинговой или компенсационной пошлины. Эта мера активно используется в США и ЕС. Ретроактивная пошлина вводится задним числом и распространяется на время проведения расследования, ограничивая массированный рост импорта. Кроме того, должны быть сокращены сроки введения предварительных защитных пошлин – не более пяти месяцев с момента начала расследования. Точная фиксация сроков позволит уменьшить наносимый ущерб отрасли на время проведения расследований. Изменения, позволяющие реализовать это все на практике, должны быть внесены в законодательство как России, так и Таможенного союза.
Источник: http://expert.ru
-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.
Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС