вверх
Сегодня: 23.04.24
11.png

Ужасы русского “лжепатриотизма”

 

 И конечно же, когда я сталкиваюсь с незнанием россиян о культурно-историческом наследии белорусов (хотя, казалось бы, знать своих соседей, тем более «братьев-славян», как многие считают, – архиважно!), я несколько расстраиваюсь. И вот уже 28 лет, живя в России, я пытаюсь рассказать о наших белорусских писателях, философах, полководцах, просветителях, святых и т.п.

 

Но незнание – это лишь полбеды. Когда человек не знает, но готов слушать, ему можно рассказать. Хуже всего, когда человек что-то знает, но интерпретирует по-своему!

 

 А ещё хуже, когда к этой интерпретации добавляется «ложный русский патриотизм», да ещё примешивается якобы «политика Государства Российского». Тогда всё! Бросай вёсла, иди ко дну…

 

 Вот недавно прочитал я мнение не рядового российского обывателя, а заместителя директора Института стран СНГ господина Игоря Шишкина. Важная персона, судя по всему! Однако его «откровения», его «знание» белорусской истории привели меня в шок. А ведь многие неискушённые российские читатели, прочитав «это», поверят ему и примут всё за чистую монету!

 

 Не могу быть равнодушным. Хочу дать ответ.

 

При этом я не буду говорить об Украине – так как совершенно не знаю современных подходов в этом государстве к историческим событиям. Но что касается белорусской истории, я её знаю хорошо. Ещё в школе (а я родился и до 17 лет прожил в Беларуси), будучи советским школьником, я получал отличные оценки по истории. А дальше – больше. Историей я увлекался всю свою жизнь, и уже имея два высших образования, я, чтобы усовершенствовать свои знания, проучился шесть лет (заочно) в Иркутском государственном университете на историческом факультете, а также успел три года поработать учителем истории в иркутской школе. Там, кстати, я старался, чтобы мои ученики изучали наравне с историей России и историю Беларуси. Конечно же значительно в меньших объёмах. Но про Полоцкое княжество, про Великое княжество Литовское, про Речь Посполитую – каждый мой ученик мог сказать многое!

 

Итак, мой ответ господину Шишкину.

 

Первое. В современной Беларуси учебники по истории мало чем отличаются от советских учебников. Никто там историю не меняет! Конечно же есть определённое движение. Появляются новые монографии, археологические данные, различные уточнения и дополнения, что, в общем-то, является нормальным процессом. Но, учась в советское время в советской школе, я, будучи школьником, уже знал, что белорусы, украинцы и русские – это самостоятельные народы, относящиеся к группе восточных славян. Уже в IX веке у украинцев появляется свой центр – Киев, у белорусов – свой центр: Полоцк, у русских – свой центр: Новгород. Тогда, правда, никто эти народы так не называет, потому что сохраняются во многом ещё родоплеменные связи. Но с появлением этих трёх городов возникают и первые восточнославянские государства, которые летописцы называют «княжения». Также начинают формироваться и вышеперечисленные народы.

 

Кстати, уже тогда между этими центрами шла борьба как в военном отношении, так и в плане экономического влияния. Миф о «единой Киевской Руси» – это всего лишь выдумка поздних «историков». Да и самого названия «Киевская Русь» не существовало в то время. Было Киевское княжество.

 

 Объединения трёх княжеств добился лишь Владимир Красное Солнышко – новгородский князь, и то на непродолжительное время. В 980 году, наняв варягов, он смог силой захватить и Полоцк, и Киев. Но уже с 1003 года в Полоцке восстанавливается своя династия Рогволодовичей, и Брячеслав Изяславович – полоцкий князь – добивается независимости Полоцкого княжества.

 

 Почитайте «Повесть временных лет», а ещё лучше – «Слово о полку Игореве», – там всё об этом написано. Борьба между так называемыми «братскими народами» шла нешуточная, и с переменным успехом. Полоцкий князь Всеслав Чародей и Киевом одно время правил, а, покорив Новгород, колокола с Софийского собора снял и в Полоцкой Софии их повесил! Великий был князь. Все белорусы и в советское время, и в нынешнее гордятся им! В современном Полоцке памятник ему поставили. Что-то И. Шишкин об этом князе умолчал. Ведь, идя по его логике, этот князь, как и его отец Брячеслав, проводили антирусскую политику и с русскими князьями воевали, фактически – 100 лет!

 

 Но вернёмся к Шишкину. Миф, что белорусы – ветвь русского народа, абсолютно не состоятелен.

 

 Все белорусские историки и большая часть русских историков (незашоренных «русским лжепатриотизмом») пришли к выводу, что формирование восточнославянских народов происходило в период VIVIII веков, в результате Великого переселения народов. Группы славянских племён пришли на новые земли и смешивались с местным населением, а именно:

 

 – Славянские племена – славене ильменские и вятичи пришли на территорию, где жили финно угры. В результате ассимиляции стал формироваться русский народ.

– Славянские племена – поляне, древляне, северяне, волыняне пришли на территорию, где жили потомки скифов. В результате смешивания этих племён возникли украинцы.

– Славянские племена – кривичи, дреговичи и радимичи пришли на территорию восточных балтов: дайнова, ятвяги, литва (не путать с современными литовцами, которые сохранили своё историческое балтское происхождение и до 1919 года назывались жмуддзины, а их территория – Жмудзь). В результате этого смешения появились белорусы.

 

Позже все эти три народа стали называть восточнославянскими.

 

 Ещё раз подчёркиваю, что названия народов – русские, украинцы, белорусы – пришло значительно позже, но формирование самих этносов произошло уже в VIVIII веках! А назывались они тогда: новгородцы, полочане, киевляне. А их государства назывались Новгородское княжество, Полоцкое княжество и Киевское княжество!

 

Таким образом – да, с одной стороны мы имеем славянское происхождение, что нас, собственно, и объединяет. Но с другой стороны – каждый из трёх народов формировался с «добавлением чего-то ещё», и в одно и то же время! Так что говорить, что вначале сформировался русский народ, а затем «отпочковались» белорусы и украинцы – совершенно антинаучно!!!

 

 Ещё раз подчёркиваю: наши народы формировались одновременно!

 

И что касается белорусов, то у нас течёт кровь как восточнославянская, так и балтская! А значит – для нас «братьями» являются не только русские и украинцы (восточные славяне), но и литовцы и латыши (балты). Да и поляки нам родственники. Так как польский народ сформировался в результате смешения западных славян с западными балтами!

 

И об этом, кстати, я знал ещё в советское время!

 

Между прочим, и по внешнему виду, и по характеру все эти народы отличаются друг от друга как раз благодаря «добавлению чего-то ещё».

 

Идём дальше. Господин Шишкин приводит в пример так называемые немецкие ветви прусаков и австрийцев. Ещё к тому же утверждает, что каждый австриец и прусак – «это немец со знаком качества». Ох, узнали бы об этом австрийцы…

 

 Не знаю, какими источниками и какими научными трудами оперирует И. Шишкин, но нас в Иркутском государственном университете учили по-другому. Во-первых, немцы – это наше русское название. В XVIII веке в России немцами называли вообще всех западноевропейцев. Что же касается германских племён, то их было большое количество, так же как и славянских. Собственно говоря, эти две группы способствовали образованию многих народов и государств в современной Европе. Я удивлён, что же Шишкин не сказал, что каждый француз и англичанин считает себя в душе немцем?! Ведь франки и англы – это германские племена! Первые пришли на территорию галлов, перемешались с ними и основали государство Францию, а также сформировали французский народ! Вторые приехали на остров бриттов, ассимилировали их – и вот она, Англия и английский народ!

 

 Австрийцы также образовались в эпоху Великого переселения народов. Германские племена с одной стороны и славянские племена с другой пришли на территорию, где кельтские племена были перемешаны с иллирийцами, которые, в свою очередь, были покорены римлянами. Вот в таком котле постепенно сформировался австрийский народ. Так что у австрийцев течёт как германская кровь, так и славянская! Так что они нам тоже «братья»!

 

 Что же касается так называемых «прусаков», то это к названию народа никакого отношения не имеет! Каждый добросовестный школьник, как в советское время, так и в современной России, по истории Средних веков изучал, что пруссы – это западное балтское племя. Сами прусы были покорены германским Тевтонским орденом в XIII веке, и спустя несколько десятилетий огерманизировались. Затем Тевтонский орден в 1410 году был разбит в генеральном сражении под Грунвальдом объединёнными белорусскими и польскими войсками. На его осколках возникло герцогство Пруссия, в котором уже прусов никаких не было, а были сами германцы, которых, по названию государства, иногда называли «прусаками». В 1701 г. Пруссия укрепилась как государство и объединила большинство германских племён. С этого года Пруссия объявлена королевством (столица – город Берлин). А в 1871 г. прусский король Бисмарк «железом и кровью» завершил объединение германских княжеств и объявил себя германским императором. Так что говорить о том, что каждый прусак  «это немец со знаком качества», – это то же, что заявлять, что каждый «московит» (житель Московского княжества) – это русский со знаком качества!

 

Ну а вот утверждение господина Шишкина, что «белорусы – это русские со знаком качества» – полный абсурд! И ссылка здесь на слова А. Лукашенко совсем не уместна. А. Лукашенко не историк, и где-то по политическим конъюнктурным соображениям оброненный им данный тезис нельзя превращать в аксиому. Вообще-то, на мой взгляд, это оскорбляет сразу два народа. Белорусов – потому что лишает их своей национальности, и русских – которые остаются без «знака качества». То есть они ущербны? Лично я, как белорус и гражданин России, оскорблён вдвойне. Ущербных и «качественных» народов не бывает! Народы все уникальны и имеют свою богатую традицию и историю. И лично я все народы уважаю! А Шишкин? Экстремизмом от него попахивает…

 

 Переходим к следующему утверждению господина Шишкина. Он говорит, что «западнорусские земли были захвачены литовцами».

 

 Что же, данный миф существовал и широко утверждался в царскую эпоху. Царизму было выгодно так утверждать, дабы оправдать свою экспансию на белорусские земли. Частично это утверждение перешло и в советскую историографию. Хотя уже с меньшим энтузиазмом.

 

 Окончательно данный миф был развенчан в 1968 году (подсказываю И. Шишкину – это советское период!). В это время вышло исследование известного белорусского историка Миколы Ермоловича «По следам одного мифа», где на хорошей научной основе, используя исторические летописи и хроники, а также опираясь на материалы некоторых историков начиная с середины XVI и до начала XX вв., он смог доказать обратное: белорусы подчинили и ассимилировали балтское племя «литва» (историческая), и в честь этого завоевания назвали своё государство Литва! Как видите, напрашивается параллель с германцами, которые ассимилировали прусов и назвали своё государство Пруссия!

 

 После Ермоловича эту тему развили и дополнили своими исследованиями многие белорусские и некоторые русские учёные. В конце 80-х данная концепция в белорусской историографии утвердилась окончательно. Правда, после развала Советского Союза литовские и частично русские историки вновь вернулись к стереотипному представлению этих событий, причём каждый уже старался использовать свой «лжепатриотизм» в ущерб исторической правде. Литовцы не хотели утрачивать своё «историческое величие». А русские «лжепатриоты» боялись потерять своего единственного союзника (на момент 90-х годов) – Республику Беларусь. Поэтому вновь заговорили о якобы захвате литовцами «братьев-белорусов» в XIII веке.

 

 Однако современные белорусские авторы и учебников, и различных пособий, и монографий уже твёрдо отстаивали концепцию 1968 года.

 

 В чём её суть? Вкратце.

 

 Историческая литва и современные литовцы – разные племена. Племя литвы жило между белорусскими городами Новогрудком и Минском. Современные литовцы до 1919 года назывались «жмуддзины» (жамойты). И только с 1919 г. с лёгкой руки большевиков, которые с февраля этого года объявили о создании Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики, жмуддзины стали называть себя литовцами и претендовать на историческое наследие Великого княжества Литовского.

 

 Полоцкое княжество, которое во времена правления Брячеслава и Всеслава Чародея (1003 – 1101 гг.) охватывало почти всю современную Беларусь, стало распадаться на удельные княжества. Кстати, удивительное историческое событие: два князя – отец и сын – правили почти 100 лет! За годы их правления белорусские земли получили расцвет. Стали укрепляться периферийные города и появляться новые. Всеслав оставил после себя большое потомство. Каждому сыну он отрядил город «во княжение», но Полоцк по-прежнему отыгрывал роль великокняжеского посада. В то же время стали возвышаться и другие белорусские города: Витебск, Менск, Друцк, Логойск, чуть позже Новогрудок и пр., в которых правили дети, внуки, правнуки Всеслава. Конечно, возникали междоусобные войны, но, как пишет летописец, перед внешним врагом Полоцкой земли Всеславовичи были «заодно». В этот период раздробленности всё активнее ведёт себя балтское племя литва (историческая). Некогда вассально зависимое от Полоцка, во многом оно теперь выступает самостоятельно. И всё же в большей степени это союзники полочан. Особенно в борьбе с крестоносцами. Кстати, если русские воевали с крестоносцами только в одном сражении (Ледовое побоище), то белорусы вынуждены были воевать с «воинами Христа» на протяжении 200 лет (с 1206 по 1410 гг.).

 

 Также известны и выступления белорусов совместно с литвою и против монголов. Так, например, летописцы описывают известную битву под Крутогорьем (современный Дзержинск Минской области), где против азиатских завоевателей «новгорожане, слонимчаны, пинщаны (жители белорусских городов Новогрудка, Слонима, Пинска) стояли войска со жмондами и литвою».

 

 И всё же иногда литва нападала на белорусские города – как, впрочем, были и ответные походы. С этим нужно было что-то делать. Период раздробленности должен был прекратиться. Это понимали все. 

 

И вот здесь на первое место выходит белорусский город Новогрудок, который к началу XIII века стал одним из богатых поселений. В конце 30-х гг. XIII века в летописях упоминается удачный поход князя Изяслава Новогрудского в союзе «Литвой Миндовга» против ставленника крестоносцев Конрада Мазовецкого. Удачные походы, выгодное географическое расположение Новогрудка позволяют ему постепенно становиться влиятельным городом Полоцкой земли. Вот цитата одного из советских историков Гуревича Ф.Д., который в Ленинграде в 1981 году издал книгу «Древний Новогрудок»: «В XIIXIIIвеках Новогрудок наводнён импортными изделиями. Город, который по размерам своих укрепленных частей принадлежал к небольшим… по находкам предметов роскоши соперничает с прославленными древнерусскими городами, а в ряде случаев является обладателем уникальных вещей».

 

 Итак, Новогрудок имел все условия для начала объединительного процесса городов Полоцкой земли. Но князь Изяслав Новогрудский, который был успешен в войнах против крестоносцев, куда-то пропадает. В летописях об этом смутные сведения. Возможно, его подкараулили агенты крестоносцев и убили.

 

 Новогрудское вече ищет претендента. Для богатого города нужен сильный князь. И вот тут новогрудчанам повезло. В Ипатьевской летописи мы читаем, что после неудачного похода Миндовга в 1245 году на крестоносцев и его поражения под крепостью Амботен литва, потеряв многих своих воинов, изгоняет Миндовга. Тот вынужден искать убежище в городе своего былого союзника Изяслава, то есть в Новогрудке. Новогрудские бояре даже готовы его избрать князем, но с одним условием, что он примет православие и присягнёт на верность городу. Что и происходит в 1246 году. Этот факт отмечен во всех летописях того периода.

 

 А теперь скажите, мог ли язычник Миндовг «завоевать» (как утверждает Шишкин) Новогрудок и затем принять православную веру? Вряд ли. А вот попросив убежища у новогрудцев и будучи на вече избранным князем – как условие избрания принятие православия видится логичным.

 

 Далее, в Ипатьевской летописи говорится, что Миндовг «Литву заня, поимана вся земля литовская». То есть, выражаясь современным русским языком, Миндовг при поддержке новогрудского войска завоёвывает племя литву (историческую). Это происходит в конце 40-х – начале 50-х гг. XIII века. И вот с этого момента возникает государство Великое княжество Литовское (ВКЛ), а историческая литва окончательно растворяется в славянском этносе. Теперь в летописях Литва упоминается только как государство и с большой буквы, а не как балтское племя. А все жители этого государства называются: литвины! Ещё раз обращаю Ваше внимание на параллель: прусы – балтское племя; прусаки – германцы, граждане германского государства Пруссия. Также: литва – балтское племя; литвины – белорусы, граждане белорусского государства Великого княжества Литовского (или коротко – Литва).

 

 Последователи Миндовга постепенно смогли объединить все удельные княжества Полоцкой земли под властью ВКЛ. Причём вхождение этих земель в состав ВКЛ было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров («рядов»). Договорные обязательства, которые брали на себя правители Литвы и боярство присоединённых земель, давали возможность сохранения автономного статуса земель, которые становились составными частями княжества Литовского. В конце XIII – начале XIV веков в состав ВКЛ входят Полоцкое, Витебское и Минское княжества.

 

 Таким образом, Великое княжество Литовское строится на федеративной основе! И ни о каком «завоевании» литовцами белорусов конечно же и речи не может идти.

 

 В XVXVI веках наступает «Золотой век» для ВКЛ. Это государство распространилось «от моря до моря» – от Чёрного моря до Балтийского. Государственный язык в ВКЛ – старобелорусский. На нём пишут свои труды белорусские средневековые мыслители, писатели и философы: Микола Гусовский, Франциск Скарина, Сымон Будны, Василь Тяпинский, Пётр Скарга и многие другие. На старобелорусском языке выходят и все три Конституции ВКЛ – так называемые «Статуты». Некоторые положения последнего Статута 1588 года действовали даже после присоединения белорусских земель к Российской империи, до середины XIX века. Практически все белорусские города в «Золотой век» получили «Магдебургское право» самоуправления!

 

 Вот только одно мешает ВКЛ развиваться – это экспансия Великого княжества Московского (ВКМ) на запад. Уже в конце XIV века и весь XV век между ВКЛ и ВКМ возникают военные конфликты и споры за территории. Тот же Дмитрий Донской, несмотря на то что получил большую помощь от белорусов в 1380 году на Куликовом поле (тогда братья-князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский привели около 2000 воинов в поддержку московитов и составили Полк Правой руки, который не отошёл ни на шаг перед монголами), чуть позже, по свидетельству «Хроники Литовской и Жмойтской», уже мечтал: «Дмитрий, великий князь Московский… умыслил под Литвою Киевское, Витебское и Полоцкое князство войною доходити, обецуючы… Литву всю огнём и мечом звоевати…». Правда, у него это не получилось.

 

 Фактически оба княжества провозглашали себя «собирателями земель русских». Об этом писал даже Карл Маркс в своей работе «Стенька Разин»: «Русь тогда была поделена на два государства: Москву и Литву», которые являлись двумя центрами объединения восточнославянских земель. 

 

И всё же военные конфликты XVвека были прелюдией. А вот полномасштабные войны между ВКЛ и ВКМ начались 14 июля 1500 года, когда «зехалося войско литовское с московским на Ведрошы, и учинили межы собой бой и сечу великую, и побила Москва Литву».

 

 Именно после этой битвы на протяжении 167 лет между литвинами (белорусами) и московитами (русскими) с переменным успехом и с временными перемириями началась кровопролитная война.

 

 Один только факт: в 1563 году Иван Грозный после длительной осады захватил один из влиятельнейших и наибогатейших городов ВКЛ – город Полоцк. Население самого города и окрестностей было частично казнено (в ужасных муках), частично вывезено в Московию (особенно это касалось ремесленников). Город жгли, грабили и уничтожали население. Город опустел. После этого побоища белорусы стали называть Ивана IV «Жахлівым» («Ужасным»).

 

 На эту трагедию откликнулась и вся Европа. «Летучие листки» с описанием полоцкой трагедии выходили на германском, чешском, английском, французском, голландском и латинском языках. Белорусский историк Геннадий Саганович приводит слова одного из таких изданий, вышедших в Нюрнберге: «Очень страшная новость пришла об Московите, который несколько дней тому с диким тиранством захватил и подавил Полоцк – высокородный город и крепость Литовской земли…».

 

 Отбить этот город стало для ВКЛ делом чести. Но своими силами это было сделать тяжело. И именно этот факт толкнул Литву на союз с Королевством Польским.

 

 1 июля 1566 г. была подписана Люблинская уния, которая провозглашала объединение Великого княжества Литовского и Короны (как в те времена сокращённо называли Польское государство).

 

Так была создана Рэч Посполитая, что в переводе значит «Республика», конфедеративное государство «обоих народов», в котором каждая из сторон сохраняла свои войска, свои денежные системы, границы и таможню. Государственных языков также было два: латинский в Короне и старобелорусский в Литве. Изданный 3-й Статут ВКЛ в 1588 году, уже после объединения, подчёркивает суверенитет Литвы. Более того, в нём говорится, что польскому дворянству запрещается приобретать земли в ВКЛ. Общих только три момента: Общегосударственный Сойм (Съезд правящего дворянства); Король Польский, он же и Великий князь Литовский, но его власть является номинальной, да к тому же монарх становится не наследным, а выборным на Сойме, и также общим для Речи Посполитой является враг. Фактическая власть в ВКЛ принадлежит гетманам и канцлерам, которые назначаются и утверждаются Соймом ВКЛ, при согласовании с королём, только из местных белорусских магнатских родов. 

 

 Так что вновь ни о каком захвате поляками бедных белорусов и речи идти не может. Это был добровольный Союз (Уния) перед внешним врагом.

 

 В итоге объединённое польско-белорусское войско во главе с недавно избранным Королём и Великим Князем Стефаном Баторием после 16 лет русского владычества отбило и вернуло в Литву славный город Полоцк.

 

 Война между ВКЛ и ВКМ закончилась только 30 января 1667 года, когда было подписано Андрусовское перемирие между Речью Посполитой и Москвой. Это стало возможным лишь потому, что для обоих государств возник новый враг: турки, объединённые с крымскими татарами. К тому же – «демарш» украинского казацкого гетмана Дорошенко, который 20 февраля 1666 года объявил, что вся правобережная Украина переходит в подданство Крымскому хану, а весной следующего года он де вместе с Ордой пойдёт воевать левобережную Украину. Такое заявление задевало политические интересы и Речи Посполитой (РП), и Московского государства. Поэтому и стало возможным данное перемирие.

 

 16 мая 1686 года был подписан «Вечный мир» между этими государствами. Все белорусские города, за исключением Смоленска и Брянска, остались в составе ВКЛ.

 

 Однако насладиться настоящим Миром белорусам не удалось. Вскоре началась Северная война между Россией и Швецией. Театром военных действий вновь стала Беларусь. ВКЛ в 1702 году заключило Договор о военно-наступательном союзе с Россией против шведов. Однако это только ввергло это государство в очередное разорение. Шведы, русские, саксонцы, не спрашивая разрешения, входили на белорусские земли, грабили, жгли и уничтожали богатства их жителей.

 

 Вот одно из свидетельств современника: «Мощные армии как с той, так и с другой стороны беспрерывно прокатывались по Речи Посполитой, от их нападения ни один человек любого состояния… не был защищён. На пути, кто бы им ни встречался, терял то, что имел…».

 

 Итог этой войны для белорусов был очень плачевным. В 1717 году население белорусских земель ВКЛ составляло 1,5 млн человек.

 

 Недовольные оккупационным поведением русских войск на белорусских землях, часть шляхты ВКЛ во главе с магнатами Сапегами переходит на сторону Карла ХII. А в 1704 г. в Речи Посполитой проходит Сойм, на котором большинство выбирает нового монарха – Станислава Лещинского, который тут же объявляет о союзе со шведами. Но другая часть польской и белорусской шляхты поддерживает «старого» короля Августа II (саксонского курфюрста). В Беларуси и Польше возникает гражданская война. Одни сражаются на стороне России, другие – на стороне Швеции. После победы русских в Северной войне, при непосредственном давлении Петра I проходит так называемый «немой» Сойм (1717 г.). Он получил такое название, потому что «под русскими штыками» все решения на нём принимались без обсуждения. В результате Лещинский изгоняется, и к власти вновь приходит Август II. Но его власть ограничивается. Даже количество войск было ограничено до 18 тыс. в Польше и до 6 тыс. в Литве.

 

 Таким образом, после Северной войны сначала Россия, а потом Пруссия и Австрия берут под контроль внешнюю и внутреннюю политику Речи Посполитой.

 

 В итоге 25 июля 1772 г. в Санкт-Петербурге подписывается трактат между Австрией, Пруссией и Россией о частичном разделе Речи Посполитой. В состав России отходят восточно-белорусские земли, в том числе Могилёв, Орша, Витебск, Полоцк. Создаётся Белорусское генерал-губернаторство, в которое входят две губернии: Могилёвская (куда переходит и Орша) и Псковская (куда включены Полоцк и Витебск).

 

 В самой Речи Посполитой после избрания королём Станислава Августа Понятовского, пытаются провести реформы. В 1788–1792 гг. собирается Четырёхлетний (Великий) Сойм, на котором активно действуют реформаторы и противники России. Сойм принял решение об увеличении армии до 100 тыс. человек, принял закон о городах, расширявших их права и создававший благоприятные условия для развития. А 3 мая 1791 г. Сойм принимает Конституцию, согласно которой вводится наследственная монархия, укрепляется центральная власть, отменяется Люблинская уния, что приводит к ликвидации государственности ВКЛ, создаётся самостоятельная православная епархия, подчинённая напрямую константинопольскому патриарху, и пр. В целом Конституция имела ряд прогрессивных решений, но имелись и её противники. Данную ситуацию использовала Российская империя, которая увидела в этих реформах укрепление Речи Посполитой. 12 января 1793 года был заключён прусско-российский договор о втором разделе Речи Посполитой. Согласно этому Договору центральная часть Беларуси с Минском и частично украинские земли переходят под юрисдикцию Российской империи. На оставшейся части Речи Посполитой отменяется Конституция 1791 года и все решения Четырёхлетнего Сойма.

 

 Конечно же эти действия «соседей» вызывают шок и крайнее возмущение. Наиболее активные и решительные слои общества (причём не только шляхта, но и жители городов – мещане, купцы и ремесленники), некоторые крестьяне объединяются под знамёна Андрея Тадеуша Костюшко (уроженца Брестчины), который 24 марта 1794 года объявляет Акт восстания. Его главные требования: восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и продолжение реформ. Руководители восстания пытались объединить интересы передовой части шляхты, городского населения, делали шаги на улучшение положения крестьян.

 

 На территории Беларуси восстание возглавляет полковник Якуб Ясинский, который высказывал более радикальные взгляды. Его самого и его соратников называли «виленскими якобинцами». Они выступали за ликвидацию крепостного права, за равноправие сословий, поддерживали республиканский способ управления государством. В начальный период Якуб Ясинский добивается успеха. Он захватывает город Вильню, Гродно и некоторые другие белорусские города, рассылает отряды по всей территории Беларуси, в том числе и за Минск. В его отрядах много крестьян, которые, правда, были плохо вооружены, имели только косы да вилы.

 

 Австрия, Пруссия и Россия с трёх сторон направляют свои регулярные войска против Речи Посполитой. Российскими войсками командует Суворов, который проводит тактику «выжженной земли». Надежды восставших на помощь революционной Франции не оправдались. Якуб Ясинский погибает в битве возле Варшавы. Андрей Тадеуш Костюшко уезжает в эмиграцию.

 

 После подавления восстания в 1795 году происходит последний, третий раздел Речи Посполитой. Король Станислав Август Понятовский отрекается от престола, получает приличное жалование и уезжает в Петербург. Западные белорусские земли присоединены к России, за исключением некоторых провинций Брестчины, которые отходят Австрии, и некоторых районов Гродненщины, отошедших Пруссии.

 

 Вот так закончила своё существование дворянская республика – Речь Посполитая, которая просуществовала 229 лет.

 

 Что же касается личности Андрея Костюшко – выходца из старобелорусского дворянского рода, то, безусловно, это был просвещённый патриот своего края. По тем временам у него были достаточно демократические взгляды. В молодости он принял участие в гражданской войне за независимость США, за что получил чин генерала. Там в его честь назван небольшой город и поставлен памятник. Костюшко ненавидел тиранию и абсолютную монархию. В своём «Полонецком» обращении к населению Речи Посполитой он провозглашал освобождение крестьян от крепостной зависимости и уменьшение барщины. Конечно, он идеализировал дворянскую республику. В чём-то он предвосхитил выступление декабристов с их идеалами. В то же время Андрей Тадеуш Костюшко не видел возможности отдельного развития белорусского народа вне союза с поляками, в отличие от Якуба Ясинского, которого называли «литвинским сепаратистом». Якуб Ясинский, Михаил Клеафас Агинский и другие белорусские дворяне считали, что необходимо возродить ВКЛ.

 

 Что же касается генералиссимуса Суворова, то в народной памяти белорусского народа он представляется как решительный и жестокий полководец, который был беспредельно предан институту абсолютной монархии Российской империи. Именно он, будучи полным антиподом Костюшко, «подавил в крови» восстание.

 

 Теперь перейдём к восстанию Кастуся Калиновского, которое произошло в 1863 году, спустя 68 лет после присоединения белорусских земель к Российской империи.

 

 И здесь снова хочется возразить господину Шишкину, который утверждает, что в «новой независимой Беларуси» возник «культ некого Калиновского».

 

 Отвечаю. Кастусь Калиновский и в советское время, и в нынешнее является Героем белорусского народа. Один из первых, ещё немых, фильмов в БССР (Белорусская Советская Социалистическая Республика) был посвящён этому Герою. Это был 1927 год.

 

 В БССР именем Кастуся Калиновского назывались улицы, школы, колхозы и т.п.

 

 А в 1963 году, ровно на 100-летие восстания, русский советский историк Смирнов Анатолий Филиппович издал своё исследование – толстую книгу, которая называется «Восстание 1863 г. в Литве и Белоруссии». Книга была издана в Москве, издательство Академии наук СССР. Серьёзный труд! И серьёзное издательство! И опять же – в Москве, а не где-то в «сепаратистских землях». И заметьте – он её назвал не «Польское восстание 1863 года», как многие нынешние русские «лжепатриоты» именуют данное событие!

 

 В этой же книге Смирнов А.Ф. пишет: «Восстание было направлено против социальной и национальной политики царского правительства». Подчёркиваю: не против русских, а против царизма как системы! Между прочим, вся передовая русская интеллигенция: Чернышевский, Герцен, Огарёв, Добролюбов и другие – поддержали это восстание! Лозунг восставших «За Вашу и Нашу Свободу!» носил общедемократический характер.

 

 В письме издателей «Колокола» (русский журнал, издававшийся за рубежом) «Русским офицерам» говорилось: «Земля крестьянам, самостоятельность областям – на этой основе и только на ней может устанавливаться действенный союз ваш с польскими братьями… Скажем вместе с поляками: быть Литве, Беларуси и Украине с кем они быть захотят или ни с кем, только бы волю их увидеть – не поддельную, а настоящую» («Колокол», октябрь 1862 года).

 

 Конечно же царизм, боясь распространения восстания на русские губернии, тут же включил агитационную машину. Выпускалось множество брошюр и прокламаций, где утверждалось, что «паны польские хотят вернуть крепостное право», и поэтому крестьянам надлежит этих инсургентов ловить и выдавать правительственным войскам. В то же время в Беларусь выезжает для подавления восстания граф М.Н. Муравьёв, которого Герцен и Чернышевский назовут «вешателем», так как он устанавливал вдоль всех основных дорог белорусских губерний виселицы. И, проезжая по ним, удивлялся, если они пустовали. Даже некоторые монархические историки, например Н. Берг, осуждали излишнюю жестокость Муравьёва. И всё же официальная царская пресса восхваляла бывшего декабриста за его преданное «служение государю».

 

 Смирнов А.Ф. пишет: «Восстание 1863 года в Литве и Белоруссии изображалось дворянской историографией, отрицавшей сам факт существования белорусской, литовской, украинской наций, как проявления «польской, панской интриги», как борьба польских помещиков против «царя-освободителя» за восстановление шляхетской «Речи Посполитой» в границах 1772 года с целью расчленить и погубить Россию… В подобного рода произведениях с особенном усердием фальсифицировалась программа повстанцев».

 

 Так кто такой был этот «некий Калиновский», и к чему он стремился?

 

 Кастусь Калиновский родился 21 января 1838 года в деревне Мастовляны Гродненского уезда в семье безземельных дворян. На момент восстания ему было всего 25 лет. В 1860 году он окончил юридический факультет Петербургского университета, где принимал участие в тайных студенческих революционных кружках. Даже по свидетельству царского генерала В. Ратча, который участвовал в «расследовании» восстания 1863 года, мы узнаём, что Калиновский «разделял федеративные теории «Колокола» и «настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы».

 

 В марте 1861 года Кастусь возвращается на Родину и начинает создавать Гродненский революционный комитет, куда входят Врублевский, Милевич, Сангин, Рожанский и другие.

 

 К лету 1862 года Калиновский вместе с В. Врублевским и Ф. Рожанским организовали на Гродненщине подпольную типографию и издание первой белорусской национальной революционно-демократической газеты «Мужыцкая праўда», которая была адресована селянству. Выходила она на белорусском языке в форме отзывов, посвящённых наболевшим для селян вопросам. Отзывы эти подавались от имени «Яські – гаспадара з-пад Вільні». Первый номер появился в конце июня – начале июля 1862 года. Это было большим делом в истории не только белорусского освободительного движения, но и национальной культуры, языка. Калиновский отлично владел народной, разговорной речью и мастерски владел ею в целях революционного просвещения селян: очень сложные общественно-политические вопросы газета освещала сжато, логично, последовательно, иной раз умышленно по-сельски грубовато, используя соответствующие приёмы и методы агитации, рассчитанной на селянскую среду.

 

 Эта газета была рупором взглядов и основных принципов Калиновского и его сторонников.

 

 Стоит сказать, что уже при подготовке к восстанию заговорщики разделились на три лагеря: «белые», «правые красные» и «левые красные».

 

 Первые были выразителями интересов помещиков и верхушки буржуазии, своё будущее они связывали с реставрацией Речи Посполитой в границах 1772 года, при этом рассчитывали, что западные страны Франция, Англия и Австрия окажут дипломатическое давление на Россию. Аграрного вопроса «белые» не касались. 

 

«Красные» представляли собой различные сословия: мелкая и безземельная шляхта, интеллигенция, учащаяся молодёжь, мещане. Они также мечтали о независимости, но с решением аграрного вопроса.

 

 Причём «правые красные» считали основной силой революционного восстания дворянство, а аграрную проблему предлагали решать путём наделения крестьян землёй, при условии выкупа государством этой земли у помещиков.

 

 «Левые красные» считали, что только всеобщее восстание может принести успех. Призывали крестьян включиться в борьбу и добиться бесплатной передачи им земли. Также «левые красные» стояли за самоопределение белорусов и украинцев и предлагали действовать совместно с российскими революционерами.

 

 Кастусь Калиновский был «левым красным». Более того, он выступал против сословного неравенства и за демократическую республику.

 

 В плане же национального самоопределения Калиновский говорил, что белорусы должны создать своё, независимое от царской власти, государство, но добиваться этого необходимо в союзе с нашими братьями поляками и русскими.

 

 Узнав, что в январе 1863 года в Варшаве поднялось восстание, Калиновский с товарищами считал, что оно началось слишком рано, что ещё мало было проведено агитационной работы. Но в то же время, возглавляя Литовский провинциальный комитет (ЛПК), он объявляет о поддержке повстанцев.

 

 1 февраля 1863 года ЛПК объявляет о том, что всю власть на территории Беларуси он берёт на себя. В изданном Манифесте от имени ЛПК население края призывается к восстанию. При этом все жители Беларуси без различия веры, племени, происхождения и сословия объявляются свободными и равноправными. В крестьянскую собственность переходят земельные наделы (безвозмездно), которыми они пользовались, а помещики должны получить компенсацию от государства. Безземельные же крестьяне наделялись 2,1 га земли – при условии, что они примут участие в восстании. Рекрутская повинность заменяется 3-летней всеобщей воинской повинностью. Восстанавливается Униатская церковь, которая вела свои богослужения на белорусском языке, и т.п.

 

 Как пишет Смирнов в своей книге: «Нельзя не отметить более радикальное изложение аграрной программы восстания в Манифесте Литовского провинциального комитета в сравнении с декретом Временного Национального правительства», которое находилось в Варшаве.

 

 На момент начала восстания революционная организация в Беларуси насчитывала до 3000 человек. Но после объявления Манифеста в ряды повстанцев записывались десятками тысяч. Особенно успешно пополнялись отряды Виленщины и Гродненщины. Крестьяне, горожане, молодёжь шли в леса и готовились к сражениям с царскими войсками.

 

 Любопытный пароль установил Калиновский для вновь прибывающих. На вопрос «Кого любишь?» нужно было ответить «Люблю Беларусь!».

 

 Калиновский отправляет своих соратников и в другие районы Беларуси. Определённых успехов добивается А. Трусов на Минщине и Л. Звеждовский на Могилёвщине. Последний при участии студентов Земледельческого института захватывает белорусский город Горки Могилёвской губернии. В Витебской губернии в отряды повстанцев записываются 15 тысяч человек.

 

 Калиновский уже начинает мечтать о всеобщем крестьянском восстании. Он отправляет своих эмиссаров-агитаторов на Волгу и в другие районы Центральной России. Но здесь его ждёт неудача.

 

 Царское правительство сумело оградить эти территории от влияния повстанцев. В то же время карательные отряды разворачивают широкомасштабные военные действия против белорусских инсургентов. Те деревни, которые оказывали помощь повстанцам, полностью сжигались. Имущество жителей продавалось с аукционов. А сами жители выселялись в Сибирь. Одновременно ширилось распространение агитационных листовок демагогического содержания, где восстание называлось бунтом польских панов против русского царя-батюшки. С третьей стороны царизм пошёл на определённые уступки белорусским крестьянам. В частности, отменялись временнообязанные повинности селян перед помещиками, понижалась ставка выкупных платежей и т.п.

 

 На территории Польши царское правительство пошло дальше. Оно предложило всем дворянам, кто сложит оружие, амнистию.

 

 Все эти меры подействовали. В конце августа Польское революционное правительство приняло решение о прекращении военных действий.

 

 Кастусь Калиновский с этим не соглашается – и объявляет о создании «Литовско-Белорусского Красного правительства». Его отряды, возглавляемые верными помощниками, оказывают сопротивление ещё целый год. Только летом 1864 года были раскрыты и разгромлены последние революционные организации Беларуси.

 

 Сам Кастусь был арестован 29 января 1864 года. Военно-полевой суд приговорил Калиновского к расстрелу, но Муравьёв заменил расстрел повешением. Казнь состоялась 10 марта этого года. Зачитывая приговор, Калиновского назвали дворянином, на что он выкрикнул: «У нас нет дворян, у нас все равные».

 

 Множество белорусов были казнены, некоторые, как Ян Черский, были отданы в рекруты, более 850 человек были осуждены на каторгу, а 12,5 тысячи жителей Беларуси сосланы в Сибирь.

 

 Правда, удивительная вещь: царская агитационная машина исправно работала и в Сибири. Всех сосланных в Сибирь белорусов – участников этого восстания называли здесь не иначе как «поляками». В самой же Беларуси вышли царские указы, запрещающие название «белорусские». Все губернии этого края (Гродненская, Минская, Витебская, Могилёвская) теперь назывались «Северо-Западным краем». А сами белорусы назывались просто – «жители Северо-Западного края».

 

 Поэтому какие могут быть «белорусы» в ссылке? Опять же – не русскими же их называть! Значит, точно: «поляки»!!!

 

 Хотя сами ссыльные в основном называли себя «литвинами» (в Иркутске, например, так себя называли Ян Черский и Бенедикт Дыбовский), другие всё же называли себя «белорусами» (в Иркутске так себя называл Витковский). Но чиновники были непреклонны. Во всех документах ссыльные значились как «поляки»!

 

 Да и сегодня мы придерживаемся в Иркутске старых стереотипов. Вот, например, «Польским костелом» называют храм не только обыватели, не только чиновники, но и большинство иркутских «учёных» – и это несмотря на то, что сейчас там висит табличка, что это «Римско-католическая церковь»! 

 

 Напоследок хочется ещё раз подчеркнуть, что если белорус по национальности Андрей Тадеуш Костюшко, поднимая восстание в 1794 году, радел за Дворянскую республику – Речь Посполитую в границах 1772 года, в состав которой входили и белорусы на правах автономного края, то Кастусь Калиновский в 1863 году выступал за независимую Демократическую Беларусь как самостоятельное государство! Именно поэтому восстание Калиновского было подавлено более жестоко. И Муравьёв «заслужил» звание «вешателя». А Суворов до этого звания недотянул.

 

 В то же время тот же Муравьёв стал проводить жёсткую русификаторскую политику в Беларуси. Ему принадлежит известное изречение: «Что не сделал русский штык, то сделает русская школа!».

 

 В учебном пособии для студентов белорусских вузов, одобренном Министерством образования Республики Беларусь, говорится, что после подавления восстания 1863 года «политика царизма в Беларуси имела типичный колониальный характер. Целью её была тотальная русификация края».

 

 Русский советский историк А.Ф. Смирнов в своей книге, изданной в 1963 году, говорит: «Восстание 1863 года в Литве и Белоруссии неразрывно связано с общим ходом революционной борьбы народов России и Польши против самодержавия и крепостничества, за социальную справедливость и национальную свободу».

 

 Ещё раз обращаю Ваше внимание, что восстание и Костюшко, и Калиновского было направлено против царизма как системы, а не против русского народа.

 

 Поэтому утверждения господина Шишкина могут лишь подчеркнуть, что он стоит на твёрдой монархической платформе и радеет за восстановление царской системы в России.

 

 Что ж, тогда его аргументы могут иметь место. В противном случае, если мы говорим о демократической России, – то против неё никто из вышеназванных восстаний не поднимал.

 

 Нам вообще не нужно бояться исторической правды. Всем известно, что Англия и Франция воевали между собой 100 лет в Средние века. Но ведь теперь это добрососедские страны!

 

 Или более близкий пример. Сейчас между Россией и Монголией достаточно дружеские отношения. При этом мы помним из истории о монгольском нашествии и многолетнем иге!

 

 Только изучив правдивую историю взаимоотношений белорусов и русских, мы сможем выстраивать развитие Дружбы между нашими народами!

 

В этом я твёрдо убеждён.

 

Обманы, стереотипы – или, как говорит Шишкин,  «политическая история» – подталкивают нас к взаимным обидам и непониманию.

 

 Неужели господин Шишкин серьёзно верит в то, что современные белорусы смогут перестать считать себя самостоятельным народом?

 

 Неужели подвиг белорусов в Великой Отечественной войне не вызывает уважения к нашему народу?

 

 Так почему, скажите Вы мне, каждый белорус знает классиков русской литературы Пушкина, Лермонтова, Толстого и других, но далеко не каждый даже высокообразованный русский знает классиков белорусской литературы Купалу, Коласа, Богдановича и других?

 

 Откуда такое пренебрежение?

 

 И всё же я верю, что наши народы будут выстраивать взаимоуважающие дружеские отношения. И поможет нам в этом Правдивая история.

 

 Только изучив её, мы начнём понимать себя и своих братьев-соседей!

 Олег Рудаков, г. Иркутск

 

 



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА И ТАЙНА, СВЯЗАННАЯ С ЖУРНАЛОМ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ», НО ТАК ИМ И НЕ РАСКРЫТАЯ, – ЭТО ТАЙНА ВЫЖИВАНИЯ ЖУРНАЛА. У ВАС ВЕДЬ СОВЕРШЕННО НЕТ РЕКЛАМЫ! ДОЛЖЕН ЖЕ БЫТЬ КАКОЙ-ТО СПОНСОР!? ИЛИ НЕТ?

 

 Александр Васильев, бизнесмен