вверх
Сегодня: 25.04.24
5.png

Эмоциональным душем Шарко станут для вас картины иркутского художника Бориса Десяткина

В свой 66-летний день рождения один из самых загадочных иркутских художников Борис Десяткин, которого как при жизни, так и после смерти мало кто понимает, вернулся домой. Вернее, его творчество, а значит, и он сам. Стало это возможным благодаря частной иркутской арт-галерее «DiaS», владельцы которой сделали почти невозможное — организовали персональную выставку художника. Собрать 46 полотен из более чем 600 картин, разбросанных по всему миру, безусловно, огромный успех. Но тот, кто ожидает, что картины Бориса Десяткина откроют для него мир эстетической услады и будут ласкать взор, по определению обречен на разочарование. Этот художник не будет перед вами заискивать, щадить вас и ждать ваших восторженных отзывов и восхищения. Этот художник будет с вами играть в сложные эмоциональные игры. Если вы готовы к этому, то мир Бориса Десяткина откроется вам.

 

Проникнуть в художественный мир Бориса Десяткина задача не из простых. Это все равно что убить Кощея Бессмертного. Вот только сказка здесь совсем иная. Нет в ней ни игл внутри яйца, что спрятано в утке, ни зайца в сундуке, да и сундук здесь, собственно, ни при чем. Сундук заменяет мир художника, его душа. Этакая непостижимая вещь в себе, постигнуть смысл которой под силу не каждому. Сначала может показаться, что частей для сложения мозаики не хватает, потому что картин на выставке мало. И, кажется, если их все увидеть, то тогда поймешь. Это иллюзия. Отсутствующие картины не помогут, потому что смотреть по большей части нужно не на картины, а внутрь себя, искать их смысл в себе, потому что Десяткин вас цепляет и выворачивает наизнанку, и делает даже больно. И смысл в том, что его боль становится вашей. И в этой мощной энергетике, в поле которой вы попадаете, глядя на картину, вас будут держать неведомые силы. Может быть, именно за это творчество Десяткина называют демоническим.

 

— Десяткин прошел хорошую школу, — объяснила директор арт-галереи «Dias» Юмжан Раднаева. — Руководителем дипломной работы живописца, когда он оканчивал Иркутское художественное училище, был Виталий Смагин, ныне народный художник, почетный гражданин Иркутска. В настоящее время он является заведующим кафедрой монументально-декоративного искусства в НИ ИрГТУ.

 

Вот и особенность техники Десяткина заключается в том, что он начинает с конца. Хрупкий смысл-игла, порой постижимый и видный только самому автору, — основа системы, аналогичной трофею Ивана-царевича. Это и подогревает интерес коллекционеров, каждому хочется постигнуть смысл, но он неуловим, как яйцо, которое то ли катится со скоростью света либо давно уже разбилось под их же отчаянным натиском.

 

Разбираться в системе устройства «сундука» никто не собирается, потому как экспрессию невозможно разложить по полочкам, ее невозможно объяснить. Творчество Десяткина в высшей степени эмоционально, почти надрывно, иногда пугающе именно в силу своей непостижимости. Эмоции, переживаемые художником, судя по всему, находятся далеко за пределами обывательского сознания, и это может порождать даже страх. Скорей всего, этим бюргерским восприятием и объясняются попытки найти в творчестве художника демонизм и мистицизм, но мало кто видит борьбу света и тьмы, красоты и безобразного в одной личности, которая сгорает и изнывает в пламени этого противостояния, в котором никогда не будет победителя и побежденного. Лишь череда сиюминутных побед и поражений, которые сменяют друг друга, как день и ночь, и приходят по очереди, как жизнь и смерть.

 

Вероятно, этот философский надрыв, так пугающий человека со средним умом, стал причиной того, что Борису Десяткину так и не посвятили ни одного каталога, ни одного печатного издания. Народным художником он по определению стать не мог. Но это досадное обстоятельство еще больше подогревает интерес к его творчеству людей искушенных, или ненормальных, если за критерий нормальности брать усредненное представление о мире и вещах в нем.

 

Вернуть Бориса Десяткина иркутянам и устранить несправедливый парадокс, когда в остальном мире о нем знают куда больше, чем на родине, взялись смельчаки из частной арт-галереи «DiaS», владельцем которой является предприниматель Диана Салацкая.

 

— Инициатором выставки стала вдова Бориса Десяткина Любовь Ерескина, ссылаясь на то, что персональной выставки у ее покойного мужа не было уже около 20 лет, — рассказала Юмжан Раднаева. — Это событие ворвалось в наш график, сметая все на своем пути. Такой же спонтанностью и неожиданностью мог отличиться только сам Десяткин. Его картины удалось достать у наших знакомых коллекционеров.

 

Картины Десяткина разбросаны по всему миру, и это обстоятельство также было предопределено масштабом личности художника, мощное дарование и энергетика которого не знали границ ни пространственных, ни духовных. Собирая по крупицам осколки от плодов его дарования, вдова художника и руководитель арт-галереи Диана Салацкая смогли выйти в Иркутске на людей, которые трепетно хранят полотна Десяткина. В их числе коллекционеры Альберт Лютиков и Виктор Бронштейн.

 

— Любовь Ерескина предоставила 18 картин, 12 из которых выставила на продажу, — поделилась Юмжан Раднаева. — Две работы художника из коллекции Дианы Салацкой уже были в нашем распоряжении, 22 картины из своей частной коллекции предоставил коллекционер Альберт Лютиков, а также Виктор Бронштейн дополнил выставку работами из своего собрания. Альберт Лютиков — человек, который не только получает удовольствие от живописи, но и щедро несет ее в массы, предоставляя картины для выставок. С ним мы сотрудничаем очень давно, у него огромная коллекция картин разных художников, на которые у собирателя отменный вкус. Очень приятно осознавать, что в Иркутске есть люди, которые ценят искусство и могут нас поддержать. Ведь картины живут тогда, когда народ с ними общается, когда публика на них реагирует. Картины, находящиеся в закрытом хранении, умирают, не получая должного внимания.

 

Картины призваны вызывать эмоции, а человек живет, пока его помнят. Десяткин рисовал свои автопортреты совсем не за тем, чтобы люди знали, как он выглядел. Вероятно, он рисовал их для того, чтобы быть понятым. Однако вышло совсем наоборот. Его автопортреты только добавили ребусов, которых после себя живописец и так оставил немало. Чтобы собрать воедино образ Десяткина, посетителю выставки предстоит осмыслить два его автопортрета, представленных в галерее. На первом художник изображен таким, каким его знало большинство людей. И это, что называется, фасад, то, что видно глазу. Портрет в простой технике без замысловатых ярких мазков — для тех, кто просто смотрит. Портрет для благообразных обывателей. На втором уже изображен Десяткин, как будто вывернутый наизнанку, это уже душевный эксбиционизм, которого художник совсем не стыдится. На портрете изображены острые углы и линии, точки-глаза разных цветов, обреченная усталость во взгляде и позе. Сложный, неоднозначный, экзистенциально наполненный образ, обреченный на одиночество. Автопортрет души.

 

Одиночество Десяткина тоже большой парадокс. У него было много друзей и женщин. Его любили. Но к его ментальному одиночеству это никакого отношения не имело.

 

В начале 2014 года работы Бориса Десяткина участвовали в выставке картин сибирских художников в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге. Само название музея — Эрарта — в переводе с латыни обозначает «время искусства». Но дело в том, что Десяткин, в начале своей карьеры написав групповой портрет художников Александра Москвитина, Евгения Шпирко, Александра Шелтунова и себя, назвал его «Пришло наше время», а спустя несколько лет сменил «и» на «о», оставив время четырех молодых художников позади. На картине «ПрОшло наше время» живописец изменил еще и дату, изменив картине судьбу и предназначение. Десяткин вообще любил чудить, создавая самые неожиданные нелепицы. На одну из картин, где изображена обнаженная женщина, на причинное место он приклеил кусок своей бороды, который теперь в галерее называют анатомическим нюансом.

 

Импульсивный и спонтанный темперамент Десяткина, вероятно, не оставлял ему возможности творить в угоду тем, кто впоследствии будет ломать голову над его картинами. Поэтому парадоксальные насмешки автора над зрителем скорее самозащита и реакция на обреченность остаться непонятым. Но все-таки один способ пробраться сквозь эту защитную броню все же есть. Не думать, не пытаться разложить на смыслы, а просто вдыхать сердцем.

/Nike_7_1 Анна Федорова

МК Байкал

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Почему вы себя никак не рекламируете? Я не видел ни одного ролика, ни одного баннера или щита с вашей рекламой… Я от вашего журнала просто в восторге, но мне часто приходится объяснять разным людям, что такое «Иркутские кулуары» и почему это круто, реально круто…

 

Игорь Дрейкин, предприниматель