вверх
Сегодня: 28.03.24
5.png

Государство против Алексея Навального

Суд над известным блогером и общественным деятелем Алексеем Навальным грозит стать центральным событием если не политического сезона, то одним из главных событий в политической повестке на ближайшее время. Уж точно более громким и знаковым, чем отчет премьера Медведева перед Государственной думой. Причиной тут и шум, что подняли вокруг еще не состоявшегося процесса сам фигурант и даже, вопреки обычной практике, сторона обвинения. 

 

Пресс-секретарь Следственного комитета Владимир Маркин менее чем за неделю до старта процесса дал большое интервью «Известиям», в котором чуть ли не прямо обвинил Навального в мошенничестве, а заодно в связях с западными спецслужбами. «Есть подозрение, что в Йельском университете, или где там готовят кадры политиков для развивающихся стран, просто не разобрались, перепутали Россию с Грузией или какой-то еще страной третьего мира», - так это в изложении Маркина звучало.

Все «дело «Кировлеса»» ни к какому Йелю или Госдепу отношения не имеет, тут скорее видно сильное раздражение от деятельности Алексея Навального со стороны чиновничества. По версии следствия, в 2009 году Навальный, бывший тогда советником губернатора Никиты Белых, вынудил руководителя компании «Кировлес» заключить невыгодный контракт с Вятской лесной компанией. Из-за этого якобы предприятие потеряло какие-то миллионы (фигурировали суммы 1,3 миллиона рублей и 15,5 миллионов) и следствие полагает, что они пошли Навальному и его соучастникам. Дело, даже и впрямь разворуй Навальный весь лес в Кировской области, было бы рутинным процессом, который внимания центрального аппарата Следственного комитета и даже его главы явно не заслуживает. Деньги «смешные», никакого «маньяка Чикатило» в нем нет, все обыденно. За одним исключением: в деле-то фигурирует Алексей Навальный.

Он еще не был лидером Болотной и главной надеждой российской оппозиции, а был не самым известным политическим активистом, бывшим ведущим политических дебатов, проходивших в столичных клубах, и самым активным в России миноритарным акционером ряда госкомпаний. Это уже после была публикация отчета Счетной палаты по «Транснефти» и иные многочисленные инициативы Навального. Но теперь-то он «будущий президент России» и «икона российской оппозиции», что дала решительный отпор (некоторые полагают, что недостаточно решительный, но все-таки) власти после парламентских выборов в 2011 году и буквально с кулаками пыталась отстаивать свое право на существование в мае 2012 на подходах к Болотной площади.

Собственно, те события и спровоцировали власти на жесткие действия против оппозиции: искали предлог, и уличные беспорядки таким предлогом стали. Пара десятков человек были непосредственно названы виновными в беспорядках, а вот на «вождей Болотной», как ни старались следователи по указке сверху, ничего не обнаруживалось. Да, Сергей Удальцов устроил сидячую забастовку, которая могла спровоцировать эскалацию конфликта между митингующими и полицией, но ведь прямо взять Кремль или избить ментов он не призывал. А по логике властей наказать нужно его и Навального, как самых громких и опасных для Кремля оппозиционеров.

 Следом была избрана простая и, как казалось, эффективная тактика: нужно было нейтрализовать лидеров общественного мнения в оппозиционной среде, опорочить их имя, а желательно еще и отправить (или иметь возможность отправить в любой момент) на скамью подсудимых. Потому и появилась съемка Удальцова с малоизвестным в России грузинским интриганом от политики Гиви Таргмамадзе, а Навальному припомнили лес.

Делу на тот момент было уже два года и его уже закрывали за отсутствием состава преступения, последний раз в апреле 2012 года. Но после беспорядков на Болотной ситуация изменилась. На коллегии СК в начале июля глава Следственного комитета Александр Бастрыкин буквально потребовал от подчиненных «закрыть» Навального. «У вас там есть человек по фамилии Навальный. Почему вы прекратили уголовное дело, не поставив в известность руководство? Вся страна говорит, переговоры опубликованы, и ничего кроме мычания мы не слышим», - после этих слов подчиненные Бастрыкина резко о Навальном вспомнили и уже пару недель спустя предъявили ему обвинения.

 Сам оппозиционер активно общается с прессой и полагает, что приговор буде обвинительным. Свою защиту Навальный планирует выстраивать на основании нескольких заказанных им экспертиз документов «Кировлеса», часть из которых он уже публиковал в своем блоге. «Они уже сфабриковали это дело и уже огребли, их все обвинили в явных натяжках. Они уже получили весь свой негативный пиар, разговоры в духе «Да вы охренели, как можно украсть 16 млн, если ты заплатил 15?!». Теперь они ждут профита. У меня нет ни малейшего сомнения, что решение принято. Обвинительный приговор. Вопрос в том, реально или условно», - заявил Навальный «Газете.ру». О том же говорит и Маркин: «Когда и если вина будет доказана в суде, суд может объективно оценить заслуги и личность осужденного, общественные характеристики, кто-то из известных деятелей может за него поручиться, что он больше так не будет жульничать и воровать. В этом случае возможна мера наказания, не связанная с лишением свободы». Полный консенсус — осудят, но вопрос, на сколько и посадят или дадут условный срок.

В любом случае 17 апреля все только начнется. Процесс продлится самое малое несколько недель, скорее – месяцы,  и это довольно рискованный для власти шаг. Конечно, в случае обвинительного приговора по закону для Навального будут закрыты выборные должности (если преступление потянет более, чем на пять лет, статья предполагает до 10 лет лишения свободы). Стало быть, выборы в Могордуму и выборы мэра Москвы пройдут без Навального. Но это только по действующему закону и если в политической жизни России не будет происходить совсем бурных событий. Последний фактор может возникнуть почти из ниоткуда: как это было в декабре 2011 года на митингах против фальсификации итогов выборов. А тогда велик риск, что «дело Навального» сыграет так же, как на Украине сработало «дело Гонгадзе».

 

Михаил Захаров

Источник: http://polit.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

Air Max

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.

Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер