
Дело в том, что на рубеже веков наука столкнулась с парадоксом. Ранее считалось едва ли не аксиомой, что ощущение счастья должно расти с материальным благополучием. То есть, чем богаче – тем счастливее. Оказалось, что всё, мягко говоря, наоборот. Многочисленные исследования показали, что ощущение счастья (т.е., ответ на вопрос: «считаете ли вы себя счастливым?») слабо коррелирует с материальным достатком. Есть бедные страны, в которых живут счастливые люди, и богатые, где люди не так счастливы. Есть семьи состоятельные, и при этом счастливые или несчастные
По данным британского исследовательского центра New Economic Foundation, представившего новый «Всемирный индекс счастья» для государств мира Happy Planet Index 2012, самой счастливой страной оказалась Коста-Рика, за которой следуют Вьетнам и Колумбия. При этом США занимают почётное 105-е место, а Россия – 122, намного ниже Румынии, Молдавии и Афганистана. Вот вам и материальное благополучие…
Видимо, западные учёные не знают русскую поговорку «Не в деньгах счастье».
Наука начинается тогда, когда можно что-нибудь измерить. Идея измерения счастья кому-то может показаться пошлостью. Однако, ещё в конце 19-го века британский философ и экономист Ф. Еджворт предложил термин “Хедонометр» (по русски – «счастьемер») для описания психофизического прибора, который должен постоянно регистрировать величину удовольствия, испытываемого человеком.
Термин предложил, но прибора не изобрёл. И до сих пор не изобрели. Подавляющее большинство исследований проводится путём опросов и анкет с тем же главным вопросом: «Вы счастливы?». То есть, измеряется не счастье как таковое, а количество положительных ответов. А что люди при этом имеют в виду, и чем продиктован ответ – это отдельный вопрос.
Наследники Еджворта
Тем не менее, непосредственно померить счастье учёным очень хочется. Новый подход предложила группа исследователей из Вермонтского университета под руководством Питера Доддса и Криса Дэнфорта. Свою методику они, не мудрствуя, назвали хедонометром/
Логика достаточно проста. Счастье – это эмоциональное состояние, которое имеет субъективную составляющую (что человек чувствует) и объективную (как он себя ведёт). Первая не доступна внешнему наблюдению, зато вторую каждый распознаёт моментально. Ничего не стоит сразу отличить человека счастливого и довольного от грустного и несчастного.
Но люди ведут себя не только в реальной жизни, но и в новом пространстве общения, - социальных сетях. Возьмём тот же Твиттер. Его участники только и делают, что сообщают миру о том, что делают и что чувствуют. Осталось всего-то определить индикаторы выражения счастья и померить их.
Такой подход представляется не только более объективным, поскольку измеряет спонтанные, не спровоцированные опросами реакции людей, но и гораздо более объемлющим. Ведь социологические опросы – дело дорогое, а участники Твиттера добровольно сигналят о своих настроениях. Считай – не хочу.
Объём работы Вермонтской группы впечатляет. За три года они собрали более 4,5 миллиарда твиттов 63 миллионов индивидуальных пользователей. Стандартными социологическими методами такое исследование физически невозможно.
Отдельная тема – это индикаторы. Необходимо было выделить слова и другие единицы текста, отражающие эмоциональные состояния. Ведь мало кто твитнет открытым текстом: «Я сегодня счастлив». Для этого был использован метод краудсорсинга с помощью ресурса Amazon’s Mechanical Turk. Финальный список составил около 10 тыс. англоязычных слов.
Полученные данные были проанализированы во всевозможных разрезах: от суточной, месячной и годовой динамики до географии. Детали методики анализа можно посмотреть на ресурсе Вермонтской группы. Гораздо интереснее полученные результаты.
Гора родила мышь или прорыв в науке?
Анализ долгосрочных тенденций показал, что в последние месяцы года счастье пользователей Твиттера постепенно нарастает, зато в январе каждого последующего года – падает. Другая интересная тенденция обнаружена в колебаниях счастья недельного цикла: к вечеру пятницы оно нарастает, зато к вечеру воскресенья значительно падает.
Кроме стандартного уровня колебаний повседневного счастья обнаружены резкие (многократные) дни всеобщего счастья и радости, а также – несчастья. К первым относятся Рождество, новый год, День св. Валентина, день благодарения и другие национальные праздники. Имеются также всплески счастья по поводу разовых (не регулярных) событий. Примеры – королевская свадьба принца Уильяма и Катерины Мидлтон 29 апреля 2011 г. Ко вторым – смерть Майкла Джексона и актёра Патрика Суэйзи. Известие об убийстве Усамы Бен Ладена вызвало, как ни странно, самое большое падение уровня счастья за весь период наблюдений. А вот спортивные события, такие как победа ФРГ над Англией 4 :1 на Чемпионате мира по футболу 2010 г. вызвали определённые изменения в частоте употребляемых слов, но значительного влияния на счастье не оказали.
Частота употребляемых слов в твиттах – отдельная тема. Возьмём отмеченные выше колебания настроения в выходные дни. С одной стороны, гораздо чаще используются «счастливые» слова: любовь, ха-ха, вечеринка, и реже – «несчастливые»: нет, не, не могу, домашнее задание. С другой стороны, в выходные чаще встречаются: скука, последний, пью, драка. Авторы заключают: «в выходные люди счастливее, но им скучно, и от скуки они пьют и дерутся».
На первый взгляд находки Вермонтской группы удивляют примитивностью и очевидностью. А мы что, не знали, что в праздники настроение повышается? И что к концу недели люди предвкушают выходные, а к вечеру воскресенья тоскуют в преддверии рабочего понедельника? И что смерть Майкла Джексона для многих стала личной трагедией? И что многие в выходные пьют от скуки? Стоило для этого три года изучать массив из многомиллиардных данных?
Социологические исследования вообще очень часто «открывают» то, что каждому известно из личного опыта.
В действительности всё гораздо глубже. Именно кажущаяся тривиальность результатов, точнее – их соответствие обыденному опыту придаёт ценность исследованиям Вермонтской группы.
Хедонометр – это измерительный прибор. Его показаниям можно доверять, только если они с допустимой погрешностью коррелируют с другими данными, которые мы считаем достоверными. Без такой внешней верификации «счастьемер» измеряет не эмоциональные состояния общества, а количество высказываний в Твиттере, и более ничего. Таким средством верификации могли бы быть самоотчёты людей, но технически раздобыть такие данные в нужном объёме невозможно.
Остаётся один способ верификации, – наш личный опыт, и именно соответствие ему находок Вермонтской группы говорит о том, что хедонометр как измерительный инструмент действительно работает.
Источник: http://polit.ru
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер