вверх
Сегодня: 29.03.24
15.png

Малые партии Приангарья жаждут большой крови

В своем негодовании и правозащитном запале «политические младенцы» чрезвычайно последовательны. Они уже обратились с иском в Иркутский областной суд и требуют признать закон недействующим. Оскорбительным для себя они посчитали и менторский тон единороссов, которым те пытались поучать новичков азам партийного строительства. Однако сарказм ситуации состоит в том, что недальновидно противясь поправке, единороссы не только обострили и без того сложную политическую ситуацию в регионе, но и чуть было не лишили себя самих самой главной преференции, которую эта поправка, по своему смыслу содержит.

 

– В Иркутской области на выборах депутатов Законодательного собрания для партий, выдвигающих список кандидатов, проходной порог установлен на достаточно высоком уровне – 7 %. Те партии, которые наберут 5–7 %, получат по одному мандату, – рассказал «МК Байкал» председатель избирательной комиссии Иркутской области Виктор Игнатенко. – А сумма голосов, отданных за партии, которые наберут меньше 5 % по итогам выборов, распределится между партиями-победителями пропорционально числу полученных ими голосов.

 

Действительно, порог в 5 % – достаточно сложное препятствие для малочисленных партий, и преодолеть его смогут далеко не все. И те партии, которые были зарегистрированы и участвовали в кампании, но не набрали проходной процент, станут донорами голосов своих избирателей для тех партий, которые набрали большее количество голосов. Таким образом, принятая на майской сессии Законодательного собрания поправка в закон о выборах, облегчающая процедуру регистрации списков партий, расширяет электоральное поле и увеличивает возможное число участников на нем. Но при этом сам закон содержит ограничения, которые не позволяют мелким участникам электорального процесса рассчитывать на победу. Иными словами, эта поправка, по сути, носит декларативный характер, а по факту, она работает в пользу партийных аксакалов.

 

Применение поправки на практике лучше всего можно понять на примере последних масштабных выборов в Государственную думу РФ 2011 года. Тогда в Иркутской области наибольшее число голосов получила «Единая Россия» – 34,99 %, от нее в небольшом отрыве следовала КПРФ (27,40 %), затем ЛДПР (17,42 %), «Справедливая Россия» (13,54 %), «Яблоко» (3,51 %), «Патриоты России» (1,2 %), «Правое дело» (0,57 %). В соответствии с установленным для Госдумы РФ на то время 7%-ным барьером, партии «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» в Госдуму не прошли, а собранные ими вкупе 5,28 % были отданы парламентским партиям.

 

На первый взгляд, 5,28 % – да еще и поделенные на четыре партии, – ничтожно маленькое число, однако когда речь идет о распределении мандатов, даже сотые доли могут сыграть важную роль. «Стоимость» одного мандата на выборах в Госдуму составила примерно 140 тыс. голосов, таким образом, без округления, «Единая Россия» тогда получила 2,3 мандата, КПРФ – 1,6 мандата, ЛДПР – 0,94, справедливороссы – 0,77, а три не прошедших в парламент партии получили вместе 0,34 мандата. Получается, что примерно по 0,1 от мандата партий-аутсайдеров получили в конечном итоге единороссы и коммунисты.

 

При этом, после оглашения предварительных итогов выборов региональное отделение «Единой России» все еще рассчитывало получить три мандата, однако даже с дополнительной долей в 0,1 мандат от трех проигравших выборы партий, им этого не удалось. Но если число участвующих в выборах партий, которые в конечном итоге не преодолеют барьер в 5 %, увеличится, скорее всего, увеличится и доля отданных за них голосов. А голоса эти, как уже было сказано, перейдут к победителям.

 

В свою очередь, вторая по популярности партия – КПРФ – от широкого участия партий в выборах, скорее всего, потеряет в голосах. Как известно, электорат Приангарья не раз отличался протестным голосованием, благодаря которому дополнительные голоса получала, в основном, коммунистическая партия. Если же в бюллетене будет большое количество партий, то многие протестующие отдадут голоса им. В результате, протестные голоса распылятся и не достанутся КПРФ. Таким образом, благодаря этой поправке снижается процент протестного голосования.

 

Как говорится, у страха глаза велики. Пытаясь отклонить поправку, опасаясь соперничества, «Единая Россия» напрочь забыла о двойном бонусе – дополнительных голосах для себя и потере части электората для основного оппонента.

 

– На фракции «Единой России» при рассмотрении вопроса о внесении поправки, эти аспекты даже не обсуждались, – рассказал «МК Байкал» депутат Законодательного собрания, единоросс Юрий Фалейчик. – Основное, звучавшее на фракции мнение – «мы правящая партия, и должны защищать себя, в том числе, организационно-юридическими методами». Хотя от кого себя надо защищать, я так и не понял.

 

Внеплановое заседание фракции «Единая Россия» Законодательного собрания посреди майской сессии стало решающим в принятии поправки об уменьшении числа региональных групп в списке партий, необходимом для регистрации. Поправку предложила принять областная избирательная комиссия, опиравшаяся на соответствующее решение Конституционного суда РФ. Однако предварительно рассматривавший предлагаемые изменения комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении рекомендовал их отклонить.

 

– Наш закон позволяет правильно и демократично проводить выборы в Законодательное собрание, – с чувством продекларировал тогда на комитете по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении его председатель Борис Алексеев. – При этом закон еще и стимулирует другие партии развиваться, укрепляться, создавать свою сеть в населенных пунктах. Партии должны достойно представлять своих избирателей, а для этого надо держать живую связь с населением, иметь сторонников во всех муниципальных образованиях. Партия «Единая Россия» таких сторонников имеет.

 

– Наше общество в большинстве своем инертно, не вовлечено в политические процессы, и чтобы это изменить, надо создавать большее количество разнообразных партий, среди которых каждый смог бы найти то, что ему по душе, – не согласился с коллегой Юрий Фалейчик. – А партия власти тем более должна придерживаться этого курса, потому что развитие парламентаризма – это государственная политика.

 

Заявление единоросса Бориса Алексеева, который взял на себя дерзость учить «младших» коллег, возмутило представителей малых партий.

 

– Господин Алексеев не имеет никакого права решать, как нам работать в нашей партии, пусть разбирается со своими внутрипартийными делами, – подчеркнул председатель ИРО «Российский общенародный союз» Александр Турик. – Мы – партия, зарегистрированная в Министерстве юстиции, и раз такое решение было принято на высшем уровне, значит, имеем право на существование, и не Алексееву это решать.

 

Вся эта беспрецедентная ажиотация вокруг значимой, но отнюдь не революционной поправки стала поводом для тех, кого, по их мнению, обидели во время принятия закона два года назад. Иными словами, единоросы сами подлили масла в огонь и подставились. Этого могло бы не случиться, если бы при принятии решений они думали, а не подходили к вопросам формально. И если бы думали, не только о личных интересах, но и о будущем общества в целом. От единороссов требовалось-то всего-навсего проявить великодушие и пойти на уступки маленьким, но совсем не опасным. И тогда бы маленькие, может быть, выросли не такими злобными. У китайцев, это, кажется, называется искусством быть сильным. Однако вышло как-то криво и неизящно.

 

Теперь же иркутское региональное отделение партии «Народный союз» обратилось в Иркутский областной суд с требованием признать этот закон недействующим. «Если такое решение будет принято судом, то результаты выборов будут отменены, – заявил Александр Турик. – А тогда надо будет привлекать к ответственности тех, кто такой закон принимал, то есть нынешнее руководство Законодательного собрания, и взимать с них средства, которые были затрачены на проведение выборов».

 

Короче, не буди лиха, пока оно тихо.

 

Александрина Дмитриева

Источник: http://baikal.mk.ru/

 



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Хорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.

Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK