вверх
Сегодня: 29.03.24
5.png

Михаил Леонтьев: Это не экономическая политика, а безумие

 

 

Ситуация в экономике чудовищно плоха при отличной внешней конъюнктуре

Этот август вряд ли будет тревожным по экономике. Конкретно этот август. И я думаю, что, может быть, даже будут некоторые видимые признаки оживления, которые внушат людям ложные, абсолютно безосновательные оптимистические ожидания чего-то. На самом же деле фундаментально ситуация в экономике чудовищно плоха при отличной внешней конъюнктуре. Еще будучи министром, ее вкратце и доходчиво описал Андрей Белоусов. Из соображений политеса он ссылался на некие конъюнктурные факторы, потому что понятно, что конъюнктура-то нынче в целом неплохая. У нее, безусловно, негативный прогноз, но в настоящий момент она для российской экономики вполне благоприятная.

 

И при этом мы сами загнали экономику в рецессию. И Белоусов же говорил о том, что нынешняя рецессия искусственно создана двумя обстоятельствами – резким удорожанием денег, то есть монетарной политикой с одной стороны, и сокращением государственных инвестиций, которые являлись и являются общим ключевым драйвером роста. При этом данная ситуация на самом деле является самовоспроизводящейся по принципу "у попа была собака". Потому что экономический спад вызывает сокращение бюджетных доходов, а сокращение бюджетных доходов вызывает секвестирование инвестиционных программ, которое стимулирует дальнейший экономический спад. И это – такая бесконечная спираль.

 

И в монетарной политике у нас совершенно чудовищная ситуация!

Но всё еще гораздо хуже. Предположим, что товарищи псевдолибералы, диктующие экономическую политику на протяжении всего этого времени, негативно относятся к программам реиндустриализации, инфраструктурных и неинфраструктурных инвестиций, инициируемых государством с целью запустить процесс роста и так далее. Ну и Бог бы с ними. Но ведь и в монетарной политике у нас совершенно чудовищная ситуация! Дело в том, что мы собственными руками и без всяких на то причин загнали экономику в ситуацию кризиса 1998 года. Напомню, что он был очень косвенно связан с какой-то внешней конъюнктурой. Это был исключительно внутренний кризис, вызванный искусственным, резким, неадекватным удорожанием национальной валюты и распухания рынка ГКО, в результате чего нами была полностью утеряна внутренняя конкурентоспособность.

 

Мы помним, что накануне той обвальной девальвации некоторые, в общем-то, неглупые люди, вне зависимости от их политического лица (тот же Сорос), говорили о необходимости управляемой девальвации национальной валюты. И простой расчет показывает, что реальный курс рубля за все это время увеличился в четыре раза, то есть издержки увеличились ровно на столько же. Практически был разработан настоящий запретительный механизм всякой производственной деятельности на территории России.

 

Вообще за такое надо казнить на площади

Что происходит с нашей экономической политикой? Каким образом она строится? У нас есть рента, за счет которой страна существует. Практически вся она идет на цели стимулирования потребления за счет завышенного роста курса национальной валюты. Таким образом, мы обеспечиваем социальную стабильность в стране, обеспечиваем потребление, но исключительно импортных товаров, которое убивает отечественное производство. То есть вся рента идет на стимулирование производства за границей. Это не экономическая политика, а, если подобрать цензурное слово, просто безумие. Но оно слабо отражает ситуацию. Вообще за такое надо казнить на площади. Просто диву даешься, как в условиях такой политики у нас в принципе в стране ведется какая-то экономическая деятельность!

 

Мы ведь прекрасно знаем, что причиной глубочайшего кризиса Греции, Португалии и вообще Южной Европы является завышение курса евро, с которым они не могут бороться, потому что у них нет своей национальной валюты. Производственные издержки этих стран просто нереальны с точки зрения внутренней конкуренции на открытом европейском рынке, а местное производство просто вычищается. Так вот наши проблемы в этом смысле на порядок сильнее, нежели в Греции или Португалии, но, в отличие от тех стран, где понятен политический механизм кризиса, у нас все это делается собственным же экономическим блоком правительства.

 

Это же просто систематизированное, программируемое вредительство. Это уничтожение национальной экономики! Да, в его рамках существует некая резервация в виде государственных инвестиций в области гособоронзаказа, а также намерений президента вопреки воле собственного экономического блока запускать какие-то программы развития – скоростные магистрали, инфраструктурные проекты и так далее. Вообще это очень странная ситуация, когда президенту нужно развитие и он выделяет на него бюджетные средства, а вот правительство и конкретно его экономический блок делают просто героические усилия, чтобы задушить национальную экономику.

 

Все нормально, страна сдохнет, не беспокойтесь, ребята...

Дефолта нам пока и правда бояться не нужно, потому что для него нет причин. Хочу напомнить, что дефолт 1998 года был первым после катастрофического развала СССР фактором, который вызвал к жизни достаточно динамический экономический рост. Поэтому нам сегодня не надо бояться экономического роста. При нынешней политике у нас экономического роста и вообще экономического развития не будет никогда. И бояться тут нечего. Эта "опасность" полностью и радикально предотвращена Грефом и его подельниками. Бояться развития не надо. Все нормально, страна сдохнет, не беспокойтесь, ребята, никакого дефолта не будет...

 

На самом деле речь идет о том, что некий баланс обеспечивает непрерывный поток ресурсной ренты, но он же обеспечивает и спокойное погружение страны в тину. Если этого притока сырьевых денег не будет – наступит коллапс, потому что экономика сама практически ничего не производит и производить не может. Единственный эффективный механизм решения вопроса – это занижение курса национальной валюты. А он у нас сейчас завышен, причем на сотни процентов.

 

Но тут и девальвация уже не поможет привести курс рубля к его реальному состоянию – настолько он завышен. Создали ситуацию, при которой лечение может стать смертельным для страны... Ну так кто же вас просил, суки, доводить ситуацию до такой дикой макроэкономической диспропорции? Кто вас просил?! Любой лояльный стране монетарист, либерал или кейсианец мог бы эту ситуацию легко просчитать, увидеть ее как на ладони, поскольку тут речь уже не идет о каком-то концептуальном расхождении мнений о путях и методах развития. Это – национальное предательство.

 

P.S. Немного чересчур эмоционально и экономически небрежно. Но по сути правильно. Ситуация патовая: обвалишь рубль -инфляция , будешь стоять на месте -экономика рухнет. Надо было раньше плавно опускать рубль с монетарными методами управления экономикой. И кто нынче у нас финансовый гений  ? Набибулина ! Прости господи, чуть не вырвалось. Но на девятом месяце уже само собой не рассосется , это точно. Единого лекарства нет . Надо собирать ведущих экономистов и десять раз обсудить ситуацию, прежде чем сделать какой-либо шаг. Одна беда -Путин у нас очень не любит экономистов, особенно умных, которые уже пять лет горло надрывают, что пора что-то менять.

 

Источник: http://gospravo.mirtesen.ru/

 



Комментарии  

#1 38 10.08.2013 19:14
Сильный рубль - наша беда. Но если начинать его ослаблять начнутся проблемы с США.Как было не так давно в Китае. Все что происходит в экономике навязано нам Западом.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЖУРНАЛ КАК ЖУРНАЛ, ТОЛЬКО В КИОСКАХ НЕ ПРОДАЕТСЯ И ВЫХОДИТ РЕДКО. НУ, КТО-ТО ЧИТАЕТ. ШЕФ МОЙ, НАПРИМЕР... А БОЛЬШЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КТО ЕГО ЧИТАЕТ.

 

Наталья Попова, секретарь