вверх
Сегодня: 27.04.24
7.png

Давайте… общаться!

 

 

И в этом смысле само по себе существование национально-культурных объединений в Иркутске – наверняка опять рискую вызвать гнев многих читателей, не желающих понять мою мысль или просто не успевших дочитать фразу до конца! – не дает и не может дать требуемого результата. Если, конечно, требуемый результат – это обеспечение межнационального мира, спокойствия.

 

Национально-культурные объединения сегодня выполняют чрезвычайно важную миссию: они помогают сохранять и развивать все, что связано с национальной самоидентификацией горожан: учат песенному и танцевальному фольклору, ремеслам, обрядам – национальным традициям, словом. И эта работа в столице Восточной Сибири поставлена, по оценкам специалистов, на твердую «четверку». Или даже – на «четверку с плюсом». Но!

 

 

Можно ли определить, за счет чего работа этих центров помогает сохранять то самое межнациональное спокойствие? Вряд ли. Потому что объективно эта работа в сегодняшних условиях направлена на своеобразное консервирование культурных особенностей тех или иных этносов, она не запрещает, но и не заставляет искать пути взаимодействия, не ищет путей приспособления этих культурных особенностей к культурным особенностям окружающего мира и других этносов.

 

Для меня такой вывод стал отчетливым (и, признаюсь, это произошло вдруг) после заключительного концерта Фестиваля национальных культур, прошедшего на прошлой неделе в областном центре. Это мероприятие лично мне представляется крайне важным, и респект, как говорит в подобных случаях молодежь, руководству города, инициировавшему его три года назад… Так вот на фестивале председатель общественной организации «Иркутское товарищество белорусской культуры имени Яна Черского» Алена Сипакова призналась, что при очевидных заслугах и успехах некоторых национально-культурных объединений они между собой контактируют мало:

 

– Даже сегодня вы видели: было три детских национальных коллектива, по возрасту похожи и разные национальности, но... Было ли общение? Общения не было!

 

Для Алены это очевидная и назревшая проблема, решать которую необходимо по принципиальным соображениям:

 

– Если каждый (национально-культурный центр. – Прим. ред.) будет развивать лишь свою культуру, то общения не будет!

 

Впрочем, похожей точки зрения наверняка придерживается большинство руководителей национально-культурных объединений. И это легко понять. Период, когда надо было прежде всего «вспомнить всё» свое, когда надо было аккумулировать усилия по сохранению национального наследия, – заканчивается. Объективно заканчивается. Нации и народности, как мне кажется, уже вполне осознали опасность потери собственной идентичности и научились, что называется, холить и лелеять культурные и исторические традиции. Само по себе существование 29 национально-культурных объединений, центров, автономий и товариществ в городе подтверждает это как нельзя лучше.

 

Наступает период, который я бы назвал «периодом, когда надо делиться своим национальным культурным и творческим наследием, богатством». То бишь – показывать себя другим этносам и тем самым расширять круг общения, делать его максимально тесным, насыщенным, интересным. Востребовано максимально большое количество межнациональных акций, участники которых пели бы, плясали, читали стихи своих и не своих по национальности поэтов, показывали мастерство рукоделия, играли в футбол и волейбол… Вот это, а не теоретизирование об интернационализме и уникальной значимости любой нации и народности и не воспевание политкорректности и толерантности (которые скорее лишь термины, годные для велеречивой наукообразной беседы) – залог реальной дружбы и взаимопонимания между реальными людьми. И это – путь к спокойствию в обществе, к комфортной среде для всех.

 

Председатель чечено-ингушского культурного центра «Вайнах» Лечи Курбанов, например, согласен с тем, что творческие коллективы центра время от времени получают возможность выступить на тех или иных площадках. Более того, он искренне благодарен за это руководству области и города. Но – тоже сетует на недостаток общения. Раньше, говорит, хотя бы Дом Дружбы был, а сейчас и этого нет. В идеале, пора, по его мнению, создать в столице Восточной Сибири большую площадку для регулярного творческого взаимодействия представителей различных национальностей:

 

– Нам всем, конечно, этого хотелось бы. Такие мероприятия как конкурсы, соревнования, совместные выступления, концерты объединяют, сближают людей, как ничто другое. Это было бы замечательно, и разговоры об этом идут вроде бы давно, но, к сожалению, пока кардинальных каких-то подвижек не ощущается.

 

Как известно, любое ощущение, любое мнение – спорно. Но насчет подвижек в сфере межнациональных отношений я соглашусь – кардинального до сих пор действительно ничего не происходило (и не только, кстати, у нас в городе). Но… Разве нельзя считать подвижками вообще то, что многие осознали актуальность перемен в межнациональной работе? А также то, что понятной стала плоскость применения новых усилий в этой работе? На фоне некоторых событий, произошедших в последнее время, именно такие подвижки в сознании способны привести и к существенным переменам на деле…


 

В сентябре нынешнего года Дума Иркутска приняла, на мой взгляд, одно из самых серьезных решений в культурной сфере города – о создании Дворца творчества. Это решение, насколько мне известно, появилось в ответ на многочисленные обращения к городским властям музыкальных, театральных, кинематографических и других коллективов, которые жаловались на то, что в городе отсутствуют условия для реализации по-настоящему масштабных творческих амбиций: не хватает соответствующих по размерам и качеству оборудования сцен для выступлений, недостаточна координация организационных усилий, методической помощи и так далее. Среди этих коллективов, насколько я знаю, были признанные авторитеты: «Пой, Friend!», «Ботаникал Гардэн», «Шаги», команда КВН «Иркутск–350» и ряд других.

 

Комиссия, созданная из депутатов и представителей администрации города в ответ на эти просьбы, изучила ситуацию и вынесла вердикт: наиболее подходящим с точки зрения требований творческих коллективов и при этом наиболее выгодным для создания на его основе специального Дворца творчества является здание культурно-развлекательного комплекса на ул. Декабрьских Событий, 102 (строить отдельное здание многократно дороже). Там Дворец творчества и появится, по вердикту Думы. Но ведь… Там же можно аккумулировать и усилия творческих коллективов национальных объединений. Более того, идея создания не просто Дворца творчества, а Дворца, допустим, национального творчества и общения представляется даже более важной, острой.

 

Алексей Гордин, заместитель руководителя управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска, готов согласиться с этой идеей:

 

– У нас решены многие вопросы в этой сфере. На базе муниципальных помещений созданы ресурсные центры – места для работы и встреч, в том числе руководителей и активистов различных национально-культурных объединений. Для концертов и репетиций творческих коллективов используется актовый зал на ул. Марата, 14. Причем все это делается на безвозмездной основе… Но, разумеется, появление такой мощной сценической базы, которая предусмотрена в будущем Дворце творчества, может дать, даже наверняка даст, новый импульс для реализации еще более сложных и интересных творческих проектов.

 

– Это устойчивый тренд – рост числа и активности творческих коллективов. В том числе коллективов фольклорных, национальных, – считает председатель Думы города Иркутска Александр Ханхалаев. – Массовый характер приобретает процесс поиска людьми возможностей реализовать свои таланты, проявить себя. А ведь задача власти, наша задача – помочь людям. Именно поэтому депутаты Думы приняли решение поддержать создание Дворца творчества. Мы рассматриваем его как некое особое пространство внутри Иркутска, с яркой и насыщенной творческой жизнью. Здесь не обойдут вниманием ни ветеранов, ни пожилых людей, давая возможность интересно провести время, пообщаться, проявить дарования, поддержат молодежные проекты. И этот Дворец может быть и, безусловно, будет использован национально-культурными объединениями – в полной мере, с предельной нагрузкой. Правда, как он должен при этом называться, для меня, признаюсь, несущественно. Быть может, даже мы просто проведем опрос среди горожан. Как они скажут – так и будет, так и назовем в итоге!

 

В конце прошлого года Президент страны Владимир Путин подписал документ, который называется «Стратегия национальной государственной политики России». До конца года нынешнего наш регион обязан предложить собственный взгляд на национальную политику – с учетом индивидуальных особенностей. У Приангарья такие особенности налицо. Межнациональные отношения в Иркутске не достигли градуса той напряженности, которая характерна для части России. И у нас, как говорится, издревле так было. Русские, буряты, татары, евреи, белорусы, поляки – а всего, как утверждает статистика, представители почти 120 национальностей жили и живут, по большому счету, в спокойствии. Но, быть может, так всегда было именно потому, что наши предки умели вовремя понять, что нужно сделать, чтобы предотвратить даже не распрю, а похолодание в отношениях между теми или иными этносами?

 

Это же еще мудрец некогда сказал: «Если вам кто-нибудь непонятен, попробуйте… просто поговорить с ним. Очень скоро может случиться так, что вы почувствуете: лучше друга у вас не было никогда!».

 

Мне кажется, он не ошибался.

 

Фото: Андрей Федоров

 

 

Олег Бубнов, обозреватель

Иркутские кулуары

Комментарии  

#1 Мария 08.11.2013 16:17
Вопрос межнациональног о общения очень сложный. Но решать его как-то нужно. Поэтому я за создание такой площадки.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЖУРНАЛ В СОСТОЯНИИ ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ТАМ, ГДЕ ДРУГИЕ ДАЖЕ НЕ ИЩУТ


Сергей Вагаев, основатель проекта «100 друзей»