

Мы разговаривали с Сергеем Соколом в его машине возле Серого дома глубоким вечером за пару дней до Нового года. Другого времени и места не нашлось – спикер был занят и после нашей встречи вообще-то собирался ещё на встречу. Или встречи. Сегодня он был на разрыв – как, впрочем, и весь год с момента появления в Иркутске. Или лучше сказать: возвращения в Иркутск?
Так что мой вопрос к Сергею Михайловичу – и вопрос сугубо новогодний, мажорный: «Как вам уходящий год?» – может в связи с этим показаться слишком очевидным, формальным. Как ещё, скажете вы, может оценить прошедшее время человек, который стал председателем Законодательного Собрания области, руководителем регионального отделения «Единой России» и просто фигурой, за дружбой которого гоняется, как минимум, треть иркутской элиты?
Однако тем, кто в курсе нюансов региональной политической партитуры, известно, что простым возвращение это не было. Звучали и миноры. Только сейчас фраза «Сокол наш» в устах большинства приобрела однозначное звучание. Несколько месяцев словосочетание это использовалось скорее как ироничное и порой скептическое даже. И мало кто мог тогда представить, что по сути минувший год можно будет внести в биографию региональной политики как год Сокола.
– Сергей Михайлович, многие оценивают жизнь по количеству «спасибо», которое им сказали. Вам за эти месяцы говорили «спасибо»?
– Ну говорили, да. И довольно часто – за то, что помог людям решить какие-то вопросы. Не могу сказать, что каждый день это происходило, но было. Было. И это важно для меня. Это одна из основных причин хорошего настроения в нынешнем году, один из самых мощных стимулов для дальнейшей работы. Мы все люди, и каждому из нас наверняка приятно дарить подарки, вообще что-то делать для других. Согласитесь?!
– Соглашусь. А случились у вас нынче какие-то личные открытия?
– Слушайте, в этом году у меня много чего такого доброго, интересного происходило в связи с тем, что вообще произошли такие неожиданные и очень крутые изменения в моей жизни. В связи собственно с возвращением в Иркутскую область! У меня, начиная с 7 мая, когда мы включились в избирательную кампанию, всё время прошло на таких эмоциях, на таком ощущении, что происходит что-то новое и безумно интересное, что трудно передать словами. И трудно выделить.
– Ну да, вы же, говорят, объездили всю область на машине, сами за рулём?
– Всю не всю, но много где побывал, это правда. И встретился с большим количеством людей, причем не только составляющим так называемый партактив «Единой России», но и простыми – и непростыми тоже – горожанами, жителями посёлков, деревень. И обнаружил много удивительных людей, по-настоящему удивительных. В Черемхово недавно открывали школу-детсад после капитального ремонта, и в этой школе есть класс робототехники.
Поверите, нет? Я ни летом, ни осенью практически не смотрел телевизор! За исключением некоторых матчей нашей сборной по футболу. По сути, выпал из федеральной повестки дня. Что «в москвах» происходит, не следил да и не слежу до сих пор – некогда читать и смотреть, кто там и что говорит. Важные вещи – они, конечно, до меня доходят, долетают так или иначе, а вот остальное из того, что мог раньше покрутить, пообсуждать, – уже нет. Только насущное, связанное с регионом, Иркутском.
– Как старый телевизионщик и информационный, я вас, конечно, не понимаю: у меня телевизор горит фоном – новости, музыка…
– Да и у меня раньше так было. Это многолетняя привычка: приходишь на работу – включаешь телевизор, приходишь домой – то же самое.
– И вы фактически не знали, а есть ли жизнь без телевизора?
– Да-да! (смеется) На Марсе она наверняка есть, а вот без телевизора… Есть. Выяснилось – есть. Здесь даже фоном включать телевизор не получается – другой ритм жизни, другая жизнь вообще. Раньше она была более-менее ровной, прогнозируемой, сейчас наполнена событиями так плотно – и такими событиями, что никакого телевизора не надо. И когда я рассказываю кому-то, что у меня самая интересная работа, что это счастливый отрезок жизни, то нисколько не лукавлю.
– А можете сравнить этот период с тем, когда вы были первым заместителем губернатора Есиповского?
– Это было интересное время, безусловно. Но сейчас мне нравится больше, потому что раньше это было течение реки, которое тебя несло. Ты, конечно, в рамках этого что-то делаешь, гребёшь, указываешь путь, но в целом – всё во власти неких сторонних сил. Сейчас другое. Сейчас не просто несёт по течению, а твои усилия дают результат, ты меняешь тренды, ты активный участник процесса и всё-таки оказываешь определённое – относительное, да, не спорю, всё в жизни относительно – влияние на реальность. И, надеюсь, это не самое плохое влияние.
– Ну, как говорится, что плохо, а что хорошо, расскажут потом зеваки… Но как бы там ни было, я, например, действительно слышал в ваш адрес комплементарные слова от самых разных людей. Включая ваших политических оппонентов. 10 лет назад такого слышать не доводилось.
– Должно прийти осознание: всё, что ты делаешь, не ограничивается последствиями только для тебя и для твоих близких. Это серьёзно влияет и на других людей, причем не мгновенно и часто не напрямую. И вот… 10 лет назад я этого не понимал настолько отчётливо. Не осознавал. Сейчас же стал старше, опытнее…
– И, надеетесь, мудрее?
– Надеюсь. Очень надеюсь! (смеется) Во всяком случае, пришло понимание повышенной ответственности, значимости действий и слов. Изменились многие приоритеты. И пришло ощущение, что обрёл новый вкус к жизни вообще.
– Многие ожидали, что та политическая война против губернатора, которая развернулась после поражения Сергея Ерощенко и не утихала все эти годы, с вашим появлением заполыхает с новой силой. Но, по большому счёту, даже о войне между коммунистами и единороссами можно говорить лишь как об условной. Чрезмерный драматизм, истерика и крики «Мы вас сейчас убьём больно!» купированы. И считается, что вы приложили к этому руку…
– Я человек достаточно позитивный. Война – это не ко мне. Я в принципе за мир и дружбу, если хотите. При прочих равных условиях, всегда стараюсь выстроить с человеком прямые, понятные и прозрачные взаимоотношения. Честные! Безусловно, если тебя выталкивают на поляну каких-то там выяснений отношений и ты должен в этом во всём участвовать – иначе никак, то я и в этом могу, конечно. И в таком формате. И, думаю, небезуспешно могу поработать. Но я не стремлюсь к этому, терпеть этого не могу. Это всё сложно, а можно всё проще устроить.
– То есть вы не игрок? Не любитель замысловатых комбинаций?
– Если и игрок (а в политике невозможно не быть в определённой степени игроком), то точно не в такие игры мне нравится играть. Всегда можно договориться, попробовать найти точки соприкосновения, схожие координаты в общей системе координат. И губернатору я, например, сразу откровенно рассказал о своих целях и задачах, а также всё, что думаю по поводу ситуации в области, то есть изначально постарался выстроить понятные, прозрачные взаимоотношения. Дело ведь не в том, что люди только при отсутствии противоречий могут взаимодействовать, сообща решать какие-то проблемы. Нет, противоречия естественны, нормальны. Более того, они зачастую помогают лучше понять друг друга и суть вещей, суть проблем. И, на мой взгляд, лучший способ начать коммуницировать – это как раз обозначить свою позицию. Что я и делаю. И у меня нет ощущения того, что я нахожусь в войне с кем бы то ни было, и что при мне эта война – в смысле «война-война», бессмысленная и беспощадная – возможна в регионе вообще.
У меня выстроенные взаимоотношения со всеми лидерами территорий, практически со всеми мэрами. В самом Заксобрании у нас есть сильные депутаты из числа политических оппонентов, и я отношусь к ним с уважением, говорю это не для реверанса, а искренне.
– Многие иркутяне не видят ничего позитивного в новом году, никаких добрых перспектив. Настроение у многих так себе. Хотите их переубедить?
– Во-первых, хорошее настроение – это залог здоровья. Обязательно скажется. И поддерживать хорошее настроение важно уже в целях самосохранения. Тем более что вопрос о том, насколько хороши или плохи те или иные ситуации, события – предельно субъективен. Можно расстраиваться от того, что стакан наполовину пуст, а можно посмотреть на это иначе. Надо стараться поддерживать в себе ощущение позитивного. Другой вопрос, что сложно обнаружить в себе этот талант, поверить в него и реализовать, но это надо делать, надо! Человек с хорошим настроением – созидатель, а всем нам, как никогда, нужно больше созидателей и нужна общественная атмосфера созидания.
А во-вторых… Я не вижу особых причин для уныния в ситуации с экономикой и социальной сферой в нашей области. Да, проблем много, и у нас, у депутатов, есть вопросы к исполнительной власти, к отдельным министрам правительства, но мы уверены, что способны добиться решения этих проблем. И будем работать, чтобы изменить настроение жителей региона к лучшему.
Как показала практика, несмотря на то, что у нас самый мультифракционный (и самый демократичный) парламент в стране, где ни у одной фракции нет решающего большинства, мы быстро и без скандалов приняли бюджет региона, и это хороший бюджет, 70% которого – расходы на социальную сферу.
И, разумеется, невозможно предсказать всё, что будет дальше, но бюджет – это вот интегральный показатель того, что к восьмой сессии у нас уже сложился работоспособный коллектив, который может действовать, не отвлекаясь на какие-то политические распри. Давайте так и работать!
Беседовал Андрей Фомин
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер