вверх
Сегодня: 23.04.24
12.png

Границы терпимости. НАШ ОПРОС

16 ноября все прогрессивное человечество отмечало Международный день, посвященный терпимости (International Day for Tolerance). Само слово терпимость, хоть и является однокоренным к слову терпеть (то же самое и с толерантностью, образованной от латинского tolerantia – «терпение, терпеливость») имеет на практике неоднозначное толкование. Одни воспринимают терпимость как принятие непохожих на тебя людей, другие же не видят особой разницы между терпением и терпимостью. Для них терпимость это способность терпеть человека или социальную группу зачастую как неизбежное зло. Именно в таком значении это слово употребляли наши предки. Вспомним старое название борделя – дом терпимости.

Разница между двумя подходами колоссальна. В первом случае терпимость – это ключ к душевному спокойствию, во втором – всё с точностью до наоборот. В худшем варианте терпимость даже может быть использована как инструмент провокации социальной нестабильности и насилия. Потому что всякому терпению, как известно, приходит конец.

Складывается ощущение, что ЮНЕСКО, принявшая в 1995 году Декларацию принципов терпимости, несколько перемудрила, назвав «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» именно терпимостью, а не тем же принятием или уважением. Ну а нам теперь расхлебывать. И не только нам – всему человечеству!

Мы поинтересовались у россиян, что для них в первую очередь терпимость: все-таки полезный жизненный навык или вражеская западная разводка. И заодно выяснили, что или кого они готовы терпеть, даже если это непросто, а кого или что – нет.

 

 

 

Наталья Ветрова, главный редактор программы "Новости" медиахолдинга АС Байкал ТВ.

 

- Терпимость для меня навык. Работая с информацией и большим количеством людей - очень ценный.


Я живой человек и потому могу испытывать разную гамму чувств. Но готова терпеть, а мне больше нравится слово "принимать" любимых и ценных коллег, позволяя им проявление тех или иных черт характера или слабостей. По отношению к самым близким и родным абсолютно нет понятия терплю. Любовь и уважение не могут существовать рядом с понятием "терпеть". Не терплю совершенно - предательство, враньё, лицемерие, жестокость и неумение быть благодарным.

 

 



Андрей Белковский, заместитель главного редактора журнала «Менеджмент в России и за рубежом», антрополог:


– Я человек не терпеливый, но терпимый. Это доказывает хотя бы то, что я до сих пор живу в России. Говоря шире, терпимость к особенностям, достоинствам и (особенно) недостаткам других людей, способность (генетическая, кстати) переносить инаковость других представителей нашего вида примерно 50 000 лет тому назад позволили человечеству выйти из Африки в Евразию и Австралию, а затем в Новый Свет – и заселить Землю. При этом попутно уничтожив другие виды рода Homo, так что полной толерантностью мы, как вид, не обладаем. Я человек, и генетически нахожусь в этих рамках. Тем, кто считает терпимость «разводкой», советую называть возникновение внутривидовой эмпатии к неродственным особям точнее: «африканской разводкой» – и помнить про её древность. Этим же людям стоит носить шапочки из фольги и чаще смотреть передачи Соловьёва и Киселёва. При просмотре шапочку снимать!

Есть две принципиально разные культурные парадигмы: «Христос терпел и нам велел», то есть философия прощения ошибок и недостатков других, – и мнение Гаутамы Шакьямуни, подчёркивающее неизбежное претерпение невзгод и страданий во всей сансаре, потому что мир вне нирваны источник страданий. Так что позиция зависит от мировоззрения. В нашей стране (где все, за исключением 100–150 представителей правящего трайба, – реальные терпилы) терпеть не стоит ничего, но приходится терпеть всё. Впрочем, меня иногда этот терпёж покидает, особенно когда речь идёт об атаке моего личного пространства, унижении близких или уничтожении биосферы. Правильный рецепт поведения в таких случаях дан в кинофильме «Соломенные волки» («Соломенные псы»): https://www.kinopoisk.ru/film/solomennye-psy-1971-4528/.


Галина Костина, корректор журнала «Иркутские кулуары»:

– Слово «толерантность» у меня почему-то ассоциируется с «турбулентность» (которое происходит от латинского turbulentus – бурный, беспорядочный, некие «фрактальные волны»). Наверное, потому, что в природу самой толерантности заложена определенная двойственность. Ведь если кто-то толерантен, значит, это – (ожидаемая?) реакция на чью-то беспардонность, порой осложненную некими «фрактальными волнами», бурлением. Если под толерантностью подразумевается при «удобном» случае подставлять вторую щеку – я против такой толерантности/корректности.

Сама по себе корректность общения заложена в нашей российской природе. Но люди недалекие принимают это так, как им, ограниченным, ближе, понятней. И уж таковые не упустят возможности перейти границы дозволенного. Во всем нужна мера, и корректность/толерантность не должна переходить в терпимость.

«Терпимость веры разводите?!» – Макару Нагульнову чужда была толерантность в святом для него деле – «любушке мировой революции». А вот в отношении к любушке души его, бывшей жене Лукерье, он был на редкость толерантен.

Когда задевают честь, достоинство твои, твоей семьи, близких, твоей страны – здесь толерантности места быть не должно. В таком случае, как минимум, следует исключать таких «задевателей» не только из рукопожатных, а вообще – как завещал Омар Хайям, «ты лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Но вот к своим детям, родителям, друзьям, коллегам… (можно продолжать этот ряд) – давайте будем стараться быть и корректными, и терпимыми, ну и ладно, бог с ним – со словом иностранным, – толерантными.


Юлия Милешкина, политический консультант:

– Для меня толерантность – это полезное жизненное качество, которое помогает взаимодействовать с людьми. Я за терпимость по отношению к другим культурам, к другим людям, к другим взглядам. Только благодаря такому отношению к миру мы можем выстраивать устойчивые взаимоотношения, устойчивые системы и развиваться в конечном итоге.

Всегда готова терпеть близких кровных родственников. Их Бог послал, и от них все-равно не избавиться! Поэтому приходится выносить и терпеть независимо от взаимоотношений с ними. А не готова я терпеть определенного рода поступки: ложь, предательство и прочее от людей, с которыми я не связана близким кровными узами.




Екатерина Пежемская, бухгалтер:

– Для меня терпимость – это полезный жизненный навык, поскольку она делает человека мудрее и добрее, развивает положительные качества и экономит нервные клетки.

Терпеть стоит плохую погоду, капризы беременной женщины и право другого человека иметь своё мнение. Нельзя ни в коем случае терпеть насилие и зубную боль.


Андрей Гундоров, журналист, режиссер-документалист, руководитель студии «Масс-фильм»:

– Когда кто-либо взывает к терпимости, навязывая или пропагандируя нечто мне чуждое (образ жизни, религию, политические взгляды и т.п.), – это, несомненно, разводка. Причём не обязательно западная. Но и восточная и южная… И неважно, как это делается, – напрямую грубо или хитро исподволь. Я это воспринимаю как агрессию и обычно действую симметрично или высмеиваю. Зависит от настроения и количества свободного времени. Бывало, и священников некоторых на три буквы посылал, хоть сам – верующий…

Что или кого стоит терпеть, даже если это непросто, а кого или что – нет? Тут лучше ответить примером. Вот вы приходите в гости или по делам к кому-то, а там вам что-то категорически не нравится. Оформление помещения, обстановка, люди… но – это не ваш дом. Либо терпите, либо уходите. Максимум, можно больше туда не наведываться или прекратить отношения с хозяином. Если же начнете возмущаться, учить, тем более пытаться заставить что-то менять, вы нарушите границы чужого пространства, вломитесь «со своим уставом в чужой монастырь». Поэтому не удивляйтесь, если вытолкают взашей. Но на своей «территории» имеете полное право реагировать так же. И еще считаю неприемлемой пропаганду любых идей, расходящихся с традиционными ценностями. И среди детей, и среди взрослых. Однако сначала надо бы определиться – какие ценности являются для российского государства традиционными. А вот как это сделать в стране, где отсутствие идеологии закреплено в Конституции, я не знаю…



Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"ЕСЛИ Б «КУЛУАРОВ» НЕ БЫЛО, ИХ СТОИЛО БЫ ПРИДУМАТЬ. МЫ ЖЕ НА ВАШИХ МАТЕРИАЛАХ СТУДЕНТОВ УЧИМ!"


Юрий Зуляр, доктор исторических наук, зав. кафедрой политологии и отечественной истории исторического факультета ИГУ