вверх
Сегодня: 23.11.17
1.png

Как лангобарды в захваченном Риме

Мы продолжаем публиковать материалы свежего выпуска журнала "Иркутские кулуары", посвященные, так называемому, культурному коду Иркутска.  Всеволод Напартэ - это наш новый автор. Ему 40 лет. Он заведует отделом истории Иркутского областного краеведческого музея. Пишет для газет "Байкальская Сибирь", "Байкальские вести", для социальных сетей. Вопросы культуры считает самыми проблемными и животрепещущими.

 

 

 

Не так часто разговоры о культуре затеваются людьми, не входящими в категорию «работники сферы культуры». Еще реже такие разговоры ведутся не о текущем состоянии учреждений культуры, а о чём-то большем и важном. За что организаторам и участникам круглого стола о культурном коде города Иркутска «респект и уважуха». И коль скоро была представлена возможность еще и высказаться на заданную тему в печати, прямым преступлением перед культурой было бы этим не воспользоваться. Конечно, здесь имеют место быть и эгоистические расчеты, но, как человек связанный с культурой узами профессионального долга, я считаю: чем шире общественная дискуссия о делах культурных – тем лучше для всех. Поэтому то, что будет написано мной и прочитано вами ниже, есть мои пять копеек в развитие этой дискуссии.


С культурным кодом Иркутска у меня сложились личные отношения. Родившись в этом городе, я, по воле родителей-геологов и Судьбы, первые тридцать лет своей жизни прожил на северах. Вернулся в Иркутск уже взрослым дядькой со своей семьей, образованием и опытом как городской, так и поселковой жизни. Вживаясь в родной город, я вывел для себя формулу истинной «иркутскости»: как только ты начинаешь переживать за судьбу иркутских «деревяшек», ты настоящий иркутянин! Именно деревянное историко-архитектурное наследие является точкой эмоциональной привязки человека к месту.


Поэтому я безоговорочно присоединяюсь к тем, кто находит genius loci Иркутска в многострадальной деревянной архитектуре. Дело даже не в том, что эта архитектура уникальна, нет, но в Иркутске сохраняется ансамбль, и, случайно поймав в фокус композицию зданий, воображение практически без усилий дорисует картинку из прошлого. И это прошлое свидетельствует не о провинциальной отсталости и заброшенности, а о большой и яркой истории. Вообще, «делегирование субъектности» – это стратегия, характерная для всех империй в пору их расцвета, направленная на эффективное включение провинциального многообразия в единую универсальность. Мы неосознанно понимаем, что, имея в активе богатое прошлое, можем претендовать на нечто большее, чем прозябание в сонной заурядности региональной жизни.


Именно эта повседневная атмосфера формирует нашу непонятную для иногородних претензию на столичность. «Провинциальная столичность» – особое мировоззрение, оставшееся, наверное, только у иркутян.
Однако соль и интрига культурной жизни Иркутска состоят в глубинном противоречии понимания культурного кода разными группами горожан. Код наш оказался двоичным. Наряду со «столичным» дискурсом существует прямо противоположный – «местечковый». Данный термин может кому-то показаться неполиткорректным, но он более точен, чем, скажем, «провинциальный». В ощущении провинциальности, конечно, могут доминировать тоска и злоба оторванности от проходящей где-то полноценной жизни, но может содержать в себе и гордое переживание особого исторического смысла – «лучше жить в глухой провинции у моря». Тогда как местечковость построена исключительно на негативном восприятии места проживания.


Во-первых, местечковому сознанию недоступно чувство исторической и культурной субъектности. Всё, что происходит или происходило в городе, «местечковое лобби» рассматривает исключительно как действие каких-либо сил извне – «город развивался по приказу из центра», «выборы делают политтехнологи», «экономика зависит от капризов корпораций» и тому подобное.


Во-вторых, местечковость агрессивно настроена к любым попыткам описания прошлого и настоящего в категориях значимости. Как правило, это преподносится под маской «объективности» с обязательным снисходительным тоном.


В третьих, для местечковости характерен зуд реформаторства. Постоянные планы по улучшению, перестройке, оптимизации есть не что иное, как попытка символического прорыва из существующего провинциального убожества к сияющим вершинам предполагаемого далекого образца. Лучшая иллюстрация таких планов – клюквенный «130 квартал» и грядущие «Иркутские кварталы» с их шизофренической миссией «развития исторического центра». Реализованный человек местечка – «человек-уехавший-отсюда», что подразумевает разрыв эмоциональной связи с традицией места и достигается неуемным реформаторством.


Однако будет неверным описывать местечковость как разрушающую силу. В качестве разрушающей она проявляется только по отношению к формулам и символам иркутской субъектности. В целом же это вполне созидательный проект. К слову, у него тоже есть своя символическая система, построенная на ревизии места как результата человеческих усилий. В итоге такой ревизии объекты человеческой истории (город как система) замещаются объектами природы – Байкал, «духи священных мест», Ангара, тайга, нерпы и прочие существующие помимо человека явления.


В этом свете интересна «борьба за бабра», ведущаяся разными лагерями культуры. Для одних он настоящий, но неправильно нарисованный зверь, имеющий реальное природное происхождение, для других – случайно изобретенное мифологическое существо, то есть символ, созданный человеком.


Проблема же «провинциальной столичности» в том, что она существует скорей как умонастроение. Это пусть и красивая, но крайне аморфная субстанция, разлитая семо и овамо среди горожан в виде отдельных разрозненных сцен и образов.


Советский период имел, при внушительном списке заслуг, одно негативное явление. Именно тогда произошел резкий разрыв с прошлым, в результате чего разрушилось гармоничное развитие городской жизни. Комфорт все же подразумевает не только решение бытовых вопросов, но и благоприятный социально-психологический климат. Поэтому понадобились дополнительные усилия краеведов по восстановлению связи с прошлым в виде создания общей исторической картины. В то же время выяснилось, что методология советского краеведения позволяет описывать эпизоды небольших городов и деревень, но беспомощна при описании крупного исторического центра – там, где нужны обобщения и смелые интерпретации фактов.


Так мы оказались в положении каких-нибудь лангобардов в захваченном Риме: вроде да – все, что окружает нас, величественно и интересно, но как использовать это, кроме превращения в стройматериалы, совершенно непонятно.


На этом, пожалуй, я прерву бег своей мысли. Наверное, в конце стоило бы сделать глубокий вывод и выдать рецепты исправления ситуации. Однако хотелось бы, чтобы сказанное осталось в виде реплики, поскольку все это было для дискуссии, а не монолога.

Всеволод Напартэ

Иркутские кулуары

Комментарии  

#2 Анатолий Круликовски 31.10.2017 23:52
Точка зрения музейного работника. Он считает, что деревянные строения нужно сохранять в том виде, в котором они существовали (кстати - в каком веке?). Однако любое жильё - не музейный экспонат. Живущие в нём люди будут вместо лучины использовать электричество, вместо печки - водяное отопление, отхожее место во дворе заменят унитазом в тёплом туалете, сгнившую деревянную крышу - на металлочерепицу и т.д. Поэтому "клюквенный «130 квартал» и грядущие «Иркутские кварталы» с их шизофренической миссией «развития исторического центра»" - это нормальное развитие города, в котором максимально сохраняется его душа. А если нужно сохранить "музейность", то для этого существуют Тальцы.
Цитировать
#1 Павел Крупский 27.10.2017 13:06
Да, написано сложно для обывателя. Но тема так же не простая и довести до всех одинаково наверное не получиться. С одной стороны наследие и преемственность , с другой заработок. Должно быть планирование, эксперты и т.д. может и будет, если будут сохранены живые люди, болеющие за...
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Без лести вам говорю: "Иркутские кулуары" придают нашему городу дополнительную уникальность.

 

Виктор Кузеванов, директор Ботанического сада ИГУ, председатель Общественной палаты г. Иркутска

Архив новостей

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Мысли напрокат

13103312_10154090227448076_977390666856002761_n.jpg