вверх
Сегодня: 20.04.24
8.png

Как мы были на войне


Спустя пару дней в Израиле было объявлено о начале военной операции «Нерушимая скала». Так вышло, что я наблюдаю изнутри уже вторую израильскую военную операцию – предыдущая была осенью прошлого года и называлась «Облачный столп».


Здесь принято войнам давать названия.


Вообще-то, мы с двумя сыновьями приехали сюда в конце июня, чтобы отдохнуть на море – сначала на Средиземном, а потом на Красном, сходить в поход в пустыню и посмотреть север страны. А попали на войну.


В поездках я всегда веду путевые дневники.


Хронологию нынешних военных событий я и предлагаю вашему вниманию.

7.07.2014


Под вечер в Бейт-Шемеше – городе, в котором мы живем, это пригород Иерусалима – была сирена. Настоящая обыкновенная боевая сирена, по которой часть жильцов нашего дома быстро спустились в бомбоубежище. Парням было любопытно и ново – вот уж аттракция так аттракция…

 

Бомбоубежище дома, в котором мы живем

 

На самом деле здесь к сирене относятся так же, как мы к землетрясению. Кто-то быстро собирает вещи, чтобы выскочить во двор, кто-то ничего не собирает и выскакивает, как есть, а третьи продолжают спать или делать свои дела в прежнем режиме. Никто не плох, все три типа поведения имеют право на жизнь.
Поэтому мы с Матвеем остались наверху, а Глеб спустился в бомбоубежище.
Сирена звучала не дольше минуты. Потом все стихло. В фейсбуке обнаружилось, что на окраине города слышали взрыв. Официальных подтверждений пока не было. В любом случае, система «Железный купол» снова сработала.

8.07.2014


«Второй раз ты попала на войну» – прислала мне sms’ку Лена, которая живет в Бат-Яме.
Количество выпущенных по израильским городам ракет уже неинтересно фиксировать. Их счет пошел на сотни. Сирены во многих городах звучат постоянно. В Ашкелоне сирены почти не умолкают. Вчера было много сирен в Тель-Авиве и его окрестностях – именно туда нацеливают свои ракеты террористы. Как пишут новостные сайты – ответственность за обстрелы Тель-Авива взяла на себя террористическая организация «Исламский джихад». При этом глава Палестинской автономии Абу Мазен обратился за помощью к европейскому сообществу остановить распоясавшийся Израиль.

10.07.2014


Вчерашний день был отмечен походом в знаменитую на весь Израиль сталактитовую пещеру Близнецов, которая находится на одном из выездов из города. Этой прогулкой мы решили компенсировать несостоявшийся Яффо. Но и до пещеры мы не дошли – свернули не на том повороте. Зато попали на дорогу, ведущую в гору по руслу пересохшего нахаля (ручья) Сорек. Если бы мы пошли по ней все выше и дальше, то уткнулись бы в деревню Кесалон, где живет знакомая нам семья Зиниградов. Маршрут вдоль русла ручья был обозначен бело-зелеными флажками, нарисованными прямо на камнях: идешь от флажка к флажку и понимаешь, что не заблудишься.
Но в Кесалон мы не пошли (может, и пока) – остановились под старым миндальным деревом. Я впервые видела, как растет миндаль: сначала шкурка, потом скорлупа и лишь внутри ядро ореха. Судя по всему, орехи здесь были прошлогодние, потому что все, что мы разбили первобытным способом – камень о камень, – превратились в труху.
Пока наш маленький отряд был на привале, спрятавшись в тени миндального дерева, я все же сбегала по камням наверх. Выступающая порода – массивные белые булыжники, высушенные солнцем и ветрами, – очень похожи на камни прибайкальских гор. Только вокруг них много колючек.
Определившись при помощи GPS с пропущенным поворотом и поняв, что пещера уже закрылась, мы решили возвращаться. Все-таки пешком по жаре, сначала через весь город, потом по шоссе, а потом еще по высохшему руслу наверх – это испытание на четыре литра воды, которая к обратному пути уже закончилась.
Сходим в пещеру завтра, решили мы, и по обочине шоссе пошли в город. Тут-то нас и застала сирена. Теперь я своими глазами видела, как остановились тут же машины, люди вышли из них и легли на землю, закрыв голову руками. То же самое сделал велосипедист – прямо рядом с велосипедом вжавшийся в асфальт. Парни мои спрыгнули в бетонный желоб водостока, который оказался рядом, и сидели там, как в настоящем окопе. Я сидела на асфальте и слушала сирену. А потом в небе прямо над нами мы увидели три ракеты, которые превратились в три белых облачка прямо на наших глазах. Затем сирена стихла. Посидев еще несколько минут, как и положено, мы медленно пошли вдоль дороги. Навстречу нам ехал военный джип – военные сразу выезжают на место падения ракет, вероятно, с осколками работают специалисты, потому что как иначе получают информацию, что, например, некоторые из разорвавшихся снарядов сделаны на территории Ирана. Сидящие в джипе солдаты в касках улыбались нам и махали рукой.
И мальчишки сказали: это наши. Все верно. Когда ты находишься внутри войны, ты не можешь быть полностью нейтральным, ты все равно прибьешься к стороне, которая тебя защищает. Палестинской ракете все равно, что мы – не евреи.

 

Разорвавшиеся в небе над нами ракеты


В местном Интернете можно почитать не только местные СМИ, но и арабские тоже (все – с переводом на русский). Палестинское ТВ снимает сюжет: израильские ВВС разбомбили дом одного из лидеров ХАМАСа. Сам он остался жив, потому что прятался в другом месте. Но вся его семья, которая находилась в доме, погибла. Журналист берет интервью: Скажи, ты знал, что будет обстрел? – Да, мне позвонили за полчаса и за 10 минут прислали sms-сообщение, что на мой дом будет совершен авианалет. – И ПОЧЕМУ же ты не вывел своих детей?!!!! – ТЫ ЧТО!!!!????? ЧТОБЫ ПРОКЛЯТЫЕ СИОНИСТЫ ВИДЕЛИ, ЧТО Я ИХ БОЮСЬ??????????????????
…………………………
…………………………
У меня нет слов.

11.07.2014


Сегодня утром пришли первые вести о том, что ливанская Хизбалла из солидарности с братьями арабами в Газе стала бомбить север страны. Если честно, от этих новостей мне стало не по себе. Я всегда знала, что Израиль находится в кольце не самых дружественных стран, но одно дело просто знать, и совсем другое – оказаться внутри этой ненависти.
В общем, по факту оказалось, что я ни разу не пацифистка. Ни на пять копеек. И даже ни на грош.
К обеду, впрочем, оказалось, что это какие-то случайные ракеты непонятного генезиса. Кольцо лопнуло – что приятно. Хотя ситуация, само собой, может поменяться в любую минуту.
Позвонила моя иркутская подруга Анна. Наблюдая за событиями по телевизору, в Интернете и плюс «мне позвонила Фира и про все рассказала» (первейший источник подлинной информации), она сообщила, что разработала план нашей эвакуации через Египет! «Главное, добраться огородами до Египта, – бодрым голосом сообщила она, – а оттуда и на родину!»
Надо полагать, теми же огородами.

Запасной выход из бомбоубежища, который выходит во двор нашего дома

***
Вернувшись домой, мы пожарили в кастрюле картошки – это, конечно, бред или феномен, но обшарив просто все шкафы и не по разу, я не смогла найти у Клары ни одной сковороды!! Хотя моя мама не удивилась бы: за мной такое водится – не видеть очевидного. Это просто мой конек, и фраза «мимо глаз попало» – одна из моих любимых.
А может быть, и в этой военной операции «Нерушимая скала», свидетелями которой мы стали, я тоже не вижу дальше своего носа? Не вижу очевидного? Ведь, как и все такого сорта неожиданно включенные в процесс, но все же посторонние наблюдатели, я считаю, что имею право на свое мнение и какие-то выводы. Имею право на свое «я не понимаю, почему…» и на «это же очевидно: первым делом необходимо…». Мой возмущенный разум вполне понятным образом кипит, тем более, когда необходимость смертного боя с каждым часом увеличивается. Главнокомандующий армией обороны Израиля сообщил, что войска в полной боевой готовности и только ждут приказа о начале наземной операции.
Хорошо это, плохо? Да разве в таких оценочных категориях мерить!? Когда один из руководителей ХАМАСа делает заявление для мировой общественности: евреям нас не победить никогда, потому что мы любим смерть так же, как они любят жизнь.
И мне хочется продолжить: так пусть каждый получит то, что любит.

 

Панорама Бейт-Шемеша


Я полмесяца в стране, и неделю тут идет война. Отчего вдруг во мне проснулось невыносимое желание быть журналистом. Да. При всем моем презрении к собственной профессии, на которое я имею право, впервые придя в редакцию в 1988 году и с тех пор… Но именно сейчас во мне проснулся журналист. Обыкновенный корреспондент, который умеет собирать материал, перепроверять факты и честно рассказывать о том, что видел СВОИМИ глазами.

Июль, 2014, Израиль

От редакции: всю правду о нарастающем в настоящий момент палестино-израильском конфликте, отрефлексированную и зафиксированную Анастасией Яровой, читайте в ближайшем номере «Иркутских кулуаров».

Анастасия Яровая

Иркутские кулуары

Комментарии  

#4 Артем 18.07.2014 11:59
А я думаю, правда у каждого своя и у военного специалиста она не правдее, чем у мирного жителя оказавшегося в центре вооруженного конфликта.
Цитировать
#3 Светлана 18.07.2014 09:11
Думаю, Настя и её сыновья с большой радостью отправились бы разглядывать сталактитовые пещеры и другие красоты Израиля. Но они просто в безвыходной ситуации. И домой улететь не могут - аэропорты закрыты...
Цитировать
#2 Elinor 18.07.2014 01:13
Ключевая фраза - всю зафиксироамнную правду о нарастающем палестино-израи льском конфликте..... пишете лучше о сталактитовых пещерах в Израиле... а писать "всю правду" о военном конфлиате глазами туриста не надо... для этого есть профессионалы .. рассказать, как воет сирена, как я спустилась или не спустилась в убежище,любой сможет...
Цитировать
#1 Светлана 16.07.2014 09:43
Настя! Возвращайтесь домой! Военный корреспондент - это, конечно, круто! Но для женщины, да ещё с детьми... Что вам нужно, чтоб вернуться? Cамолёт за вами отправить?
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"ИНТЕРЕСНЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ, ЕСТЬ ЧТО ОБСУЖДАТЬ, О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ, МОЖНО ТАКЖЕ И СЛОВО БОЖИЕ ДО ЛЮДЕЙ ДОНЕСТИ."


Протоиерей Вячеслав Пушкарёв