

Вот есть молодцы. И есть – большие молодцы. А есть красавчики. Нет, лучше так: карасаучеги.
И если вы спросите меня, какая же между ними разница, то я вам отвечу. Приведу пример.
Вот есть мэр Усольского района Виталий Матюха, например. Он молодец. Потому что за несколько лет вывел территорию, потенциал которой ещё в середине нулевых никто из специалистов не оценивал высоко, в число активно развивающихся, лучших в Иркутской области.
Или мэр Свирска Владимир Орноев. Тот тоже молодец. Из населенного пункта, зиявшего в 90-х целыми кварталами размороженных домов, он сумел сделать едва ли не показательный город, где заработал малый и средний бизнес, где пожалуйста вам уличное освещение и диковинные арт-объекты. Где, прошу заметить, свое колесо обозрения!
И колесо это, между прочим, появилось в Свирске тогда, когда в Иркутске такое же демонтировали. Когда оно там накрылось медным тазом, как по-простому прокомментировали бы этот факт жители, скажем, какого-нибудь Черемхово, где, кстати, Орноев в своё время начинал заместителем мэра.
Матюха и Орноев из разряда именно молодцов. Даже, быть может, больших молодцов. Но… До разряда красавчиков недотягивают. Всё-таки недотягивают. Для попадания в этот разряд нужно гораздо больше. Нужны другие аппетиты, как минимум.
Вот мэр Ангарска Сергей Петров вполне может считаться карасаучегом. Ну а как?
Сейчас он выступил с законодательной инициативой перераспределить 5% от налога на доходы физических лиц и 20% от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения в пользу муниципальных образований. Тем самым три крупнейших города региона, три наших, как говорится, «первопрестольных», включая, естественно, Ангарск, получат в сумме почти 3 миллиарда рублей дополнительно. И это, конечно, настоящие аппетиты. Солидные. Куда там провинциальным Свирску и Усолью!
А Свирск, Усолье и остальные муниципалитеты Приангарья, если эта инициатива будет принята, скорее потеряют, чем получат, потому что правительству региона придется перекраивать уже сформированный областной бюджет и в первую очередь – сокращать объемы межбюджетных трансфертов. А объёмы эти куда больше, чем возможные доходы рядовых муниципалитетов от реализации инициативы Петрова. То есть Свирск и Усолье, а также ещё 37 территорий получат, по сути, кукиш. Причём без масла. Всё масло достанется Ангарску, Иркутску и Братску.
Но, может быть, вы спросите: нашим столицам эти деньги куда нужнее, чем каким-нибудь усть-кутам, баяндаям, черемховам и тулунам? Может, им страшно не хватает на что-то чрезвычайно, жизненно важное? Их, может, держали до сих пор в беспросветно чёрном теле, и без этих денег они, извиняюсь, теперь сдохнут?
Нет. Отнюдь.
При красном губернаторе, на жестокосердие которого отдельные мэры любят жаловаться, все – подчеркиваю, все! – муниципалитеты Иркутской области стали получать куда более значительные суммы из регионального и федерального (благодаря софинансированию из регионального) бюджетов, чем при губернаторах других политических окрасов. В том числе при губернаторах бело-красно-синих. При единоросах.
Тот же Ангарск при Сергее Ерощенко, допустим, получил в 2015 году меньше 2 млрд 260 млн рублей, а Сергей Левченко ежегодно увеличивал помощь родному городу и в нынешнем году довёл её до 4 с лишним млрд. Четырёх с лишним, повторю словами, если кто-то плохо разбирается в цифрах, миллиардов!
Другое дело, на что мэр Петров потратил всю эту помощь? И на какие конкретные проекты нужны ему деньги сейчас?
Понятно, что у человека в следующем году выборы. Понятно, что деньжата пригодятся, чтобы освоить их так, как обычно и осваивают в подобных ситуациях: засобачивают пару масштабных проектов с громкими названиями, чтобы народ возбудить в достаточной степени и сориентировать в нужном политическом направлении. Всё это понятно.
Непонятно другое…
Арбитражный суд Иркутской области не так давно, в феврале нынешнего года, обязал фирму Сергея Петрова «Стройкомплекс» вернуть государству 50 млн рублей. Эти деньги компания получила в качестве субсидии из регионального бюджета на строительство коммунальных сетей и дорог для малоэтажного жилого комплекса «Бобры» в Ангарске. Но нарушила условия предоставления субсидии, а проще говоря, криво построила квартиры в этом посёлке, да ещё и продала их по завышенной цене.
И на новую набережную в городе Петров тоже получил очень приличные деньги. Губернатор снова не поскупился: из регионального бюджета Ангарску выделили 75 млн рублей и из федерального благодаря софинансированию из регионального – ещё 270 млн. И что? Где обещанные красоты? Или стремительно разрушающаяся беговая дорожка на этой набережной, вид торчащего из воды топляка и опоры разрушенного моста, а также глубокие лужи после первого же дождя – это и есть они самые? Не слишком ли бросовый вариант освоения чужих денег?
И где тогда гарантии, что новой помощью Сергей Петров не распорядится так же? Вот так, как привык? Он же может же, да? Карасаучеги, как известно, способны на всё.
ВСЕГДА ЧИТАЮ ЖУРНАЛ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ПОРАЖАЮСЬ СМЕЛОСТИ СУЖДЕНИЙ. ЖЕЛАЮ БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО АНАЛИЗА ЯВЛЕНИЙ И БОЛЬШЕ ЗАДИРИСТОСТИ
Николай Куцый, профессор, доктор технических наук
nike air believe force low white with writing