

Мы любим спрашивать журналистов, писателей, историков и просто людей, наделенных способностями воспринимать происходящее вокруг не только эмоционально, но и аналитически, о том, какие проблемы их волнуют особенно сильно. И обещаем, что, дескать, возьмём любой текст, любой материал, если он будет рассказывать о чём-то таком общественном, социально значимом, что является по сути личным для человека. Является глубоко личной темой... И мы выполняем это обещание!
Прошлым летом в одном глубоко крайнем районе на севере области заглянул я в Дом культуры – «модельный», как нынче принято. Потолок в ржавых потёках, пол пружинит, со стен сползают лохмотья штукатурки, батареи с хомутами, трубы со следами бесконечной варки. В бесцветных комнатушках столы, стулья, графины и вымпелы, которые, кажется, – вот-вот унесли с партсобрания. Но при этом… Стеклопакеты! И современные мягкие кресла в актовом зале, напичканном проекторами, компьютерами и беспроводными микрофонами. Даже(!) дым-машину заметил.
А в холле – стеклянная витрина, уставленная надраенными кубками и статуэтками со звёздами – блеск и нищета модельной провинции. Той самой – замеченной, отмеченной и, наверняка, включённой в показатели духовно-нравственного развития – в динамичную статистику ведомства, что служит идеологически верно. Я бы сказал, буквально понимая слова Павла Флоренского: «Культура – та верёвка, которую можно бросить утопающему». А в более глобальном плане – и «удушить».
В принципе, можно было бы и не морализировать: описанная картина типична для всей современной модельной культуры, а не только для северов Иркутской области. Разве что там вымирают быстрее, но это, как известно, не причина. Можно было бы. Если бы не одно обстоятельство.
В том Доме на тех облезающих стенах хранительницы провинциального духа – библиотекари – устроили добрую выставку детского рисунка «Я люблю Россию!». Действительно добрую, потому что детей трудно испортить, когда они рисуют. И среди этих милых нарисованных человечков с триколорами, с мамами и папами, и ландшафтами родного края было Нечто – маленький шедевр двенадцатилетней Художницы и, допускаю, «двоечницы» в уроках классического изобразительного искусства. Что-то совсем из души, в духе «Звёздной ночи» Ван Гога, с тем же радужным сюром, но с родными узнаваемыми избушками – кривыми по жизни, а не по состоянию.
Так в моём понимании и выглядит вечный диссонанс традиционной культуры и истинного искусства. Культура всегда зависима от места, времени и обстоятельств, от эпохи, которая её создаёт идеологией ли, деньгами или потребностью. Искусство всегда штучно, тесно и, наверное, даже ущербно по отношению к культуре, всегда конфликтует с массой и её ожиданиями.
– Что с этой девочкой? – спросил у библиотекарей. – Ей бы учиться.
– Где? – указали те на унылые трущобы вокруг, закованные в прекрасные таёжные горы. – Отец рыбак, мать нянечка, улететь отсюда – что до Луны.
– Но так всегда было, – отвечаю, – таланты пробивают дорогу.
– Есть грамоты, – пожали плечами хранители культурного очага. – Её заметили…
Казалось бы, задача культуры – стать почвой для искусства. Иными словами, вовремя распознать искусство и обозначить тренд. А дальше – хотя бы не мешать, а в идеале, всё-таки, – продвинуть его, развить и, быть может... повесить медаль на шею (себе). И в этом случае – медаль заслуженную.
Но тогда культура не должна сорить попсой и ориентироваться обязана, как мне думается, не на идеологию и KPI, а на традиции и выявление новых форм их развития. Это и будет духовный прогресс, а массовое «ретро» вкупе с «нравственно-патриотическим воспитанием» уже в значительной степени привело к импотенции культуры, к её очевидной неприспособленности к интеллектуальному – по-настоящему выразительному и вдохновенному – творчеству.
И я, конечно, не одинок в таком своём видении процессов, происходящих сейчас в нашем культурном пространстве. Многие так видят или пытаются видеть, включая официальных лиц. Включая специалистов, получающих зарплату и вполне искренне болеющих за то, чтобы стало лучше, стало – как надо. Казалось бы, надо. А – недосуг.
Санкции, кризис – модная амнистия для официальной культуры, на которую ориентируются спонсоры. Прошлый год посносил наиболее трендовые (и наиболее интересные, на мой взгляд) проекты в регионе либо поставил их на грань выживания: и фестиваль «Иркнига», и фестиваль искусств «Культурная столица», и детскую книжную ярмарку «Литературный квартал», и различные рок- с джазфестами. Уже точно не состоится заявленный в позапрошлом году второй Байкальский международный культурный форум. Не будет… Не состоится… Что не отменяет событий, так или иначе относящихся к масс-«культуре», к попсе по сути. Голимой попсе. И это симптоматично. Я и сам когда-то летал по северам с политическими транспарантами.
Впрочем, сказать, что регион проседает в культурном пространстве больше соседей или страны, – неправильно. Дома культуры, пусть и типовые, профильные, как типовые ФАПы, ФОКи, строятся массово. Не поспоришь. Но не везде я готов оценить их полезность. Лично видел в районах пустующие новёхонькие объекты социальной сферы – примеры эдакой соцпрофанации, как называют их сами мэры. И уж простите за политический кивок, но пошло это именно от правящей партии, которая должна задавать другой тон в... Попса тоже, в принципе, процветает, а иначе и быть не может, когда в холодильниках – санкции. Массовый караоке, «Раисы», Тимати – хоть что-то скрашивает думы о Крыме.
И давайте будем честны: «Облепиховое лето» – откровенно дрянной фильм. Идеология, опошлившая классика. И спасибо Кустурице, что он хотя бы есть. За то, что та самая средняя температура пока, в общем...
Кто следит, в курсе, что происходит со скрепами в массовке. Но совсем не все знают, что продвинутая питерская «Эрарта» закрыла прогрессивную «Эрарта-сцену», а «Театр.doc», не угодивший властям актуальной документалистикой, так и скитается без площадки. Зато дружно осудили Серебрякова как предателя, зло плюнули в Серебренникова – на слуху они, на виду. А кто читал земляка нашего Вырыпаева, оценившего происходящее в русской культуре как катастрофу? Единицы. Кто воспринял такие же сигналы отовсюду? Кто понял? Многие ли? Здесь глубже телевизора копать надо. За Вырыпаева медаль на шею не повесят.
И за ушедшего Юрского не наградят. Уже в преклонном возрасте он сказал очень глубокую и трагичную вещь: «Искусство потеряло гордость: оно пытается догадаться, что хотят те, кто... сидят в зале». В многоточии – «кто платит деньги». Хотя это, на мой взгляд, не факт, конечно. Современное искусство пытается прогнуться и за кусок чёрствого хлеба: обесценивается не искусство, а отношение к искусству.
И насчёт «гордости» не уверен. Гордость теряет культура, а не искусство. Гнобить, например, губернаторский симфонический оркестр и его дирижёра за успешное выступление в Австрии, мешать с политикой – это наша культура, «культурка», лезущая из зависти и ущербности. Или растаскивать театр «Пилигримы», когда и сорока дней его основателю не минуло, – местечковая дрянь. Или сетовать, что из области уехал очередной талант, не найдя здесь ни понимания, ни поддержки, – тупая ограниченность. Тупая, не побоюсь таких эпитетов. Причинно-следственная связь между отъездом талантливого человека куда бы то ни было и условиями его пребывания где бы то ни было, как правило, гораздо сложнее, чем банальное – «не нашёл понимания и поддержки».
Когда-то на каком-то собрании достойных и культурных людей я обронил идиому про кулика и болото. Кажется, пытался рассказать, зачем нам при всех наших талантах и потенциалах – а этого действительно не отнять! – нужно привозить в Иркутск такие театры, как «АХЕ», «Дерево» или художников-примитивистов, делать из мэппинга не банальное шоу, а световое искусство в слиянии с классикой, а традиционный фольклор насыщать современными ритмами. Обиделись. «Что Вы хотите, Андрей Васильевич, мы же просто функционеры». Вот оно-то и жутко, это «просто». Просто наследие. Просто традиции или просто перерезать ленточку. Просто измерить в цифрах души художников. Просто закрыть глаза, где не просто. Ненаследие это.
«Просто культура» и «просто грамота» за «Звёздную ночь» на обшарпанной стене модельного соцкультбыта.
-Нельзя сказать, что "Иркутские кулуары" мы воспринимаем, как единственный источник информации, но то, что он заставляет взглянуть на привычные события под другим углом, это да. Это журнал, который интересно именно читать, а не привычно пролистывать, как многие современные издания. Не всегда мнения авторов созвучны твоему собственному ощущению, но определенно, позволяют увидеть многое из того, мимо чего сами бы прошли не останавливаясь. Бесспорно, "Иркутские кулуары" удачное продолжение телевизионного проекта "В кулуарах", который придумал и талантливо реализовал Андрей Фомин.
Андрей Хоменко, профессор, ректор ИрГУПС
Entrainement Nike