вверх
Сегодня: 29.03.24
15.png

Маньяки-убийцы и насильники в странах Запада: как много случаев, чем объясняют это специалисты

Слово маньяк все чаще фигурирует в криминальной хронике и криминалистической литературе постперестроечного периода. Жуткий, отталкивающий, пугающий облик чикатил, красовских, куликов и других «героев» кровавых вакханалий привлекает всеобщее неослабевающее внимание. О нем гневно, с содроганием и осуждением говорят обыватели, его горячо обсуждают специалисты.

До недавнего времени феномен кровавых похождений маньяков считался сугубо американским: из 200 самых известных серийных убийц почти 75% являлись жителями США.

В последние десятилетия с этой проблемой все чаще и чаще сталкиваются европейские страны. Известно также, что маньяки, действующие в индустриально развитых государствах, известны намного больше, чем их коллеги, оперирующие в странах Третьего Мира. Причина банальна – большая открытость правоохранительных органов, большая активность средств массовой информации и отсутствие цензуры (есть достаточно много примеров того, что определенные государства блокировали попадание в СМИ подобной информации, опасаясь ухудшения своего имиджа, паники, уменьшения количества туристов и пр.). Более того, на количество маньяков влияют и культурные факторы. К примеру, во многих мусульманских странах процветают так называемые «убийства чести», когда родственники убивают членов своих семей, замеченных в безнравственном поведении. На Западе подобные преступления были бы занесены в разряд «серийных убийств».

Научное изучение серийных убийств в США резко интенсифицировалось после создания в 1985 г. при Академии ФБР Национального центра анализа насильственных преступлений. Вслед за США аналогичные программы стали осуществляться в Канаде, Великобритании, ряде стран Западной Европы (Австрии, Швейцарии, Германии) и много позднее – в России. Серийные убийцы – обычно белые, гетеросексуальные мужчины от 20 до 40 лет, неуверенные в себе люди, во многих случаях имеющие проблемы в сексуальной жизни. Большинство исследований показывают, что маньяк-убийца начинает формироваться в возрасте 8–12-ти лет. Он ощущает себя одиночкой, находящимся в изоляции от остального общества. Однако это не означает, что подобные люди застенчивы и стараются оставаться в тени. Некоторые из них имели неоспоримые ораторские способности, иногда становясь лидерами детских

группировок. Тем не менее в большинстве случаев серийные убийцы – скрытные люди, ведущие уединенный образ жизни, поэтому их психические отклонения часто не замечаются окружающими.

Личности насильников изучаются во многих странах. В Польше подобные исследования проводились многими авторами. По их данным, в преступной популяции доминируют молодые люди, около 60–80% из них в момент совершения преступления находились под воздействием алкоголя. Обычно у них обнаруживаются такие черты, как садизм, расстройства личности, недоверие, агрессивность, хулиганство, частая смена места работы. Для семейной жизни таких мужчин характерны разбитое супружество родителей, эмоциональное безразличие с их стороны, чересчур доминирующие и холодные в плане чувств матери, негативное отношение к отцам. Анализ половой жизни этих лиц говорит о низкой культуре сожительства, раннем опыте в рассматриваемой области, сопровождающемся такими же нарушениями, отрицательном отношении к женщинам и проблеме брака. Все исследователи единодушны в том, что истоки поведения серийного убийцы следует искать в детстве. Более половины из них воспитывались в неполных семьях. Многие стали в детстве жертвами сексуальных посягательств. Почти все будущие убийцы в детстве были лишены родительской ласки, заботы и внимания. Как результат такой «эмоциональной обделенности» – изоляция от общества, уход в «фантазматическую жизнь».

Именно по этой причине известный специалист по сексуальным преступлениям, специальный агент ФБР Роберт Ресслер (автор термина «серийный убийца») убежден, что серийными убийцами люди становятся из-за страданий или психологических травм, которые им причинили в детстве. Для некоторых из них в детстве были характерны симптомы «триады Макдональда»: мочился в постели – совершал поджоги – мучил животных. Среди родителей будущих серийных убийц нередки случаи алкоголизма и токсикомании. Характерно, что у самих убийц этих пагубных пристрастий не наблюдается.

Изнасилования относятся к наиболее распространенным сексуальным преступлениям, а их количество в странах Запада быстро увеличивается. Эксперты, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что она начинает угрожать общественной безопасности. В ФРГ совершается ежегодно свыше 100 000 изнасилований. По мнению Мак-Кэри, за год жертвами насилия в США становятся 36 женщин из каждых 100 000 (в Лос-Анджелесе – 51, Нью-Йорке – 24, Сан-Диего – 10), в Японии – 12, в Турции – 14, в Польше – 7, в Норвегии – 1.

Если во многих западных странах число изнасилований систематически возрастает, то в других странах удерживается на довольно стабильном

уровне. В Польше, например, количество осужденных за это преступление в течение многих лет остается приблизительно постоянным (около 800 в год). Однако приведенные выше статистические данные не отражают реальной картины - изнасилований на самом деле бывает значительно больше. Просто многие пострадавшие утаивают свое несчастье из опасения перед возможной местью со стороны насильника, из чувства стыда, из страха оказаться втянутыми в мучительное следствие и судебный процесс, из-за легкомысленного отношения к случившемуся и т.п.

Поэтому трудно сказать, каково же реальное число подобных преступлений. Некоторые исследователи утверждают, что соотношение между выявленными и невыявленными органами следствиями случаями насилия составляет 1:50, а по мнению некоторых – 1:100.

Насильники, как правило, не бывают знакомы с жертвами. Самое излюбленное время их «охоты» – поздний вечер. На Западе драмы такого рода чаще всего разыгрываются в квартирах жертв, затем в общественных местах (лесопарки, парки, скверы и т.п.), в автомобилях, в квартирах преступников. В больших городах они случаются гораздо чаще, нежели в маленьких населенных пунктах.

Они – не бандиты. Они хуже и опаснее бандитов. Бандиты рано или поздно прекращают свой преступный промысел. Устав. Награбившись. Уйдя в легальный бизнес. Раскаявшись, наконец. Неразоблаченные убийцы из числа маньяков – существа иной природы. Не убивать они не могут. Встав однажды на тропу насилия, почувствовав запах горячей человеческой крови, вдохнув дурманящий «аромат» чужих страданий, они идут по этому пути до конца, не в силах укротить свой охотничий азарт и прекратить процесс наращивания количества жертв. Остановить серийного убийцу могут только его собственная смерть, арест и пожизненное заключение.

 

По материалам СМИ

 

Автор: Ольга Фомина
Nike Air Max 270

Комментарии  

#1 Вячеслав Шляхов 17.12.2012 18:15
И да, и нет. Маньяки не всегда насильники...И появились они не в Америке и не в последнее время. Все это есть в моей работе "Профайлер", года три назад я ее посылал в журнал.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук