вверх
Сегодня: 20.04.24
1.png

Миры Ивана Вычугжанина

Позвонила Анжела Базарон: «Приходите в музей Рогаля! Там открывается выставка моего покойного мужа. После пожара в мастерской я сломала ногу и хожу с палочкой». Так много информации за один звонок. Мы, конечно, пошли…

 


Говорят, бывают случаи, когда после ухода художника выставку его работ успевают  собрать на сороковины. Здесь прошло три с половиной года. И то, что выставка вообще состоялась, –  большая радость для друзей, и близких, и родных.

 



Друзья говорили тепло. О том, что работы Ивана Вычугжанина – это, скорей, объекты. Объекты, которые пытаются вырваться из формы. И стремятся от персонального к этнико-космическому. Ведь Иркутск это котёл, где сплавляются азиатская и европейская культуры, в работах Ивана этот сплав как раз и присутствует. Как присутствует в работах Турунова и Намдакова. И если Турунов – мастер экспромта, а у Намдакова мифологизированное, во многом придуманное, формообразование, то работы Вычугжанина, особенно его декоративно-прикладное творчество, хороши тем, что, взяв статуэтку онгона, украшение в руки, надев на шею, начинаешь ощущать что-то ещё, что-то тёплое и живое.  

 



Брат Александр вспоминал, что Ваня с детства дружил со стамеской, с ножами и постоянно что-то строгал, вытёсывал – орнамент ли, фигурки. И он поставил над собой эксперимент максимальной честности, искал себя в живописи, батике, акварели. И успокоился, когда нашёл, нащупал тему пришедших духов. Он делал то, что защищало людей, даже если люди об этом не думали. И каждый раз мощно прорывался к сущностной дороге, в конце, похоже, исчерпав себя. Ему нужно было или самому становиться шаманом, или уходить в свет, что он и сделал. Но то, что Анжела и друзья продлили его жизнь лет на десять, – это точно! «Давайте беречь друг друга». Так называлась песня, которую исполнила Анна Петрова. 

 

 

 



Анжела Базарон рассказала, как они с Иваном были во Флоренции, где проходила выставка Вычугжанина в рамках проекта «Русские дни в Италии», и там ему все говорили: «Вы гений!». Он знал, что он успешен. Я спросила Анжелу, а что из всей этой экспозиции ей нравится больше всего? Железное ожерелье, которое муж делал для неё, она надевает его иногда, онгоны-защитники и его подарок ей, «Человек-птица». «Многое уже продали. Ваня считал, что свои работы не нужно собирать, они должны уходить в мир».

 

Светлана Фомина, фото автора

Иркутские кулуары

Комментарии  

#3 Светлана Фомина 29.11.2017 12:42
И поёт она очень красиво! И мощно)
Цитировать
#2 Ксения Павленко 27.11.2017 22:47
Какое у Анны красивое платьЕ!
Цитировать
#1 Анжела Базарон 25.11.2017 12:31
Все замечательно, Светлана. Добавлю лишь, что выставка будет до 17 декабря.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"...ВАШ ЖУРНАЛ ЧИТАЮ И ЧИТАЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ. ПИШЕТЕ ИНТЕРЕСНО, И ИЛЛЮСТРИРОВАНО ВСЕ КРАСИВО, ДОСТОЙНО. ТОЛЬКО ВОТ ПЛОХО, ЧТО НЕТ ЕГО В СВОБОДНОЙ ПРОДАЖЕ. НЕ НАЙТИ..."

 Александр Ханхалаев, председатель Думы Иркутска