вверх
Сегодня: 29.03.24
8.png

О восприятии мира, или Как отличать важное от срочного и зачем сравнивать теплое с мягким?

Без претензий на серьезные социологические исследования и амбициозных заявлений могу смело утверждать, что страна меняется. На первый взгляд – банальность, не заслуживающая внимания, поскольку это естественный процесс. Кроме того – изменения происходят настолько плавно, что для отслеживания изменений необходимо брать для «триангуляции» отстоящие достаточно далеко друг от друга по времени точки. В промежутках между выбранными для сравнения точками кипят страсти, проходят выборы, устанавливаются и разрушаются союзы, меняются кабинеты правительства и принимаются законы, изменяющие реальность. Но, по большому счету, все эти изменения очевидны как совокупность лишь небольшому числу лиц, осознанно наблюдающих именно за изменениями. Большинству достаточно рефлексии. 

 

И на этой особенности основной массы населения основываются все ведущие технологии управления сознанием масс. Надеюсь, в том, что таковые повсеместно применяются, мне никого убеждать не придется?

 

При этом активно используются мотиваторы типа «Живи сегодняшним днем!», как будто никто и никогда не слышал о примитивности однодневок, но сегодня «однодневность» стали преподносить как достижение! И, на мой взгляд, на сегодня это лучший индикатор социальной защищенности: лишенные возможности долгосрочного планирования, люди вынуждены менять прерогативы и приоритеты...

 

Признаюсь честно: я не принимал и не принимаю активного участия в дискуссиях в соцсетях или в реале по большинству вопросов. Мне скучно.

 

Незадолго до выборов президента я ощутил нечто на уровне «дежавю», знакомое во всём происходящем, некий знакомый ритм. И одновременно с этим ощутил полное нежелание погружаться в этот ритм и совпадать с ним. Это не протест, не нонконформизм в чистом виде, а, скорее, чувство угнетенности, требующее сознание сбросить путы, его сдерживающие. При этом абсолютно не важно, за кого голосовать, о чем спорить, какие аргументы приводить. Это была не апатия, не депрессия и не равнодушие, а именно нежелание совпадать с некоей, условно ментальной, установкой, требующей от меня принять ее правила и далее, следуя им, прекратить расходовать интеллект на критическую оценку окружающего, полностью подчинившись правилам эгрегора. А правила были просты: «Есть Мы – и есть Они. ОНИ – враги. Их нужно рвать. Но есть законы общества и приличия, и потому рвать их можно только или на словах, или используя лазейки в законах, подлые приемы». Мне не понравились эти правила. И я решил разобраться со всем этим механизмом более детально и попытаться сформулировать свои мысли не в виде образов и мыслеформ, а простым русским языком, для чего и пишу эту статью. Ничто так не приводит в порядок мысли, как упорядоченное, осмысленное изложение их на бумаге.

 

Итак. Что нам известно, и от чего мы, как от печки, пляшем?

 

Большинство людей знают фразу «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Но мало кто понимает, насколько сегодняшний мир и толкование слова «информация» отличаются от старых значений.

 

Начнем с того, что в Библии «В начале было Слово», что на греческом звучит как «В начале была информация», так как термин «логос» ближе именно к этому понятию. Информация как синергия знаний, умений, фактов, законов.

 

Но сейчас, в век промышленного шпионажа и спутников-разведчиков, для большинства людей это понятие изменило свою наполненность (дефиниции) и превратилось в нечто урезанное и кастрированное.

 

Для некоторой части в понятие «информация» все еще входит учеба и знания, но таких уже значительно меньше, по моим наблюдениям. Тех же, кто вкладывает в понятие «информация» смысл на всех уровнях толкования начиная от генного и заканчивая тактическими и оперативными планами, со всей уверенность можно назвать «белыми воронами» – настолько их взгляд на мир отличается от общепринятого. И уж никак нельзя сказать, что распространено восприятие информации как мировоззрения, категорических императивов или идеологии. Не соотносится все это, одновременно, у «многих» в их понятийном поле. Уж слишком часто, последние десятилетия, звучит это слов – «информация». Есть те, для кого это вообще связано исключительно с компьютерами и Интернетом...

 

Многие в ответ скажут: «Ну и что? Мало ли чего люди не знают! Да и вообще, масса терминов сменили преференции и дефиниции только за последние 100 лет – и не единожды».

 

У Жванецкого даже монолог есть по этому поводу. Над монологом смеются, но там плакать надо.

 

И нормально, что смеются, хоть и по-разному. Важнее обращать внимание на тех, кому не смешно. 

 

 При всей моей нелюбви к христианству в современной форме правы были те, кто его зарядили изначально – «В Начале было Слово». Если читать «информация», то так и есть. В самом широком смысле этого термина. Потом, правда, Бог за ту самую «информацию» в виде плода Древа их изгнал из рая, но это не из этой статьи.

 

И она же, то есть «информация», стоит во главе всего, чего ни коснись. Хотя бы потому, что абсолютное большинство знаний человечества описываются теми самыми словами, терминами. Несколько видов исключений, которые считается невозможно описать, из областей восприятия или явлений превышающих по стадии развитие цивилизации, не влияют на общую картину, существуя в пределах погрешностей.

 

Она же, информация, сегодня стала оружием. Даже термин появился – «информационные войны».

 

И резонный вопрос: как не погибнуть на фронте, став «мясом» информационной войны?

 

Ведь многие живут, ходят, разговаривают... как им кажется... А на самом деле они давно трупы! Их списали в ходе информационных военных действий как «естественные потери». Пустили «на мясо».

 

Это старинная царская потеха – отправлять своих подданных в заведомо гибельную для них «мясорубку», причем есть разные виды переработки. (Фарш невозможно прокрутить назад.)

 

Сталин запустил процесс, рассчитанный на искоренение всяческого инакомыслия, ставя перед собой цель – сохранение власти. Как и многие до него и после. Но он решал проблему через четко очерченные задачи путем простейшего уничтожения потенциальных антагонистов и вообще всех, кто не вписывался в его планы. Взять, к примеру, то, как он поступил с «обрубками», с калеками ВОВ, собранными по всей стране и отправленными подыхать на Соловки. Они не вписывались в «счастливое сталинское сегодня», и их участь была предрешена. 

 

За много лет до него император Нерон сжег столицу просто из желания самоутвердиться и напомнить всем низшим о своей вседозволенности, безнаказанности и непредсказуемости.

 

Одним словом – о своей божественности и своем праве.

 

Еще раньше царь Ирод приказал казнить всех младенцев, негодуя, за отказ волхвов. 

 

Цель все та же – сохранение власти и страха перед властью.

 

Что происходит в наши дни?

 

Методы стали более извращенные и изощренные. Простыми казнями промышляют людоеды в Африке, а правители цивилизованных стран вынуждены принимать во внимание мнение граждан и соседей по планете.

 

– Мне не нравятся наши соседи!

 

– Нормальные соседи! Шесть часов в маринаде под кефиром со специями – и на полчаса в пароварку! На выходе – чистые деликатесы!

 

Меняем «маринад со специями» на «демпинг с промышленной разведкой», «пароварку» – на «заманивание в торговый союз, запрещающий развиваться традиционно», – и получаем аналогичные системы.

 

ЕС открыло двери для мигрантов. Я, признаться, первое время считал, что их аналитики плохо справляются со своими обязанностями, но позднее отмел это предположение как абсурдное. 

 

Быть такого не может, чтобы ведущие аналитики ЕС не смогли предвидеть простейших и лежащих на поверхности последствий. Я скорее предположу, что это такой способ «встряхнуть старушку» с далеко идущими планами на обострение ситуации и введение военного положения в тот момент, когда власти будет выгодно поиграть мускулами. Некая многоходовка с массой промежуточных бонусов, дающих изрядно подзаработать различным приближенным к власти промышленникам.

 

США ведет геополитические войны на Ближнем Востоке и поддерживает одновременно несколько сторон, а зачастую и одновременно обоих противников. Это не только геоэкономика, но и геосоциология. Возвращающиеся с войны солдаты применят оружие не раздумывая, случись угрожающая их жизни ситуация, а усиливающиеся пацифистские настроения обеспечивают власть несистемной оппозицией, позволяющей не создавать дополнительных стимулов для собранности и концентрации внимания, в обществе закрепляется самосознание гражданства страны «победителя и мирового лидера».

 

Я осознанно прохожу поверхностно и не делаю широких развернутых пояснений. Сейчас речь о принципиальных вещах, а не о детализации. О принципах «как это работает».

 

В Украине все просто: чем дольше продолжается конфликт – тем больше шансов у Порошенко оставаться во власти. Пока страна ведет войну, ни о какой демократии речи быть не может. Попутно те же плюсы, что и у любого правительства, ведущего войну: подмена патриотизма национализмом, демонстрация вседозволенности и безнаказанности.

 

Китай и Япония выделяются из общего ряда своеобразностью подхода – они просто «высасывают» из граждан все силы, превратив нации в трудоголиков.

 

О России разговор отдельный и достоин более подробного описания.

 

Кажется, что все просто: тоталитарная система, надстроенная над целью сохранения власти, основанная на внутриклановом распределении основных ресурсов ограниченному кругу лиц при минимальном финансировании социальных программ и упоре на наращивания военного потенциала под вывеской защиты от внешнего вторжения. При этом угроза внешнего вторжения... совсем не обязательно войскового контингента, достаточно и финансового захвата... ложна, поскольку печатный станок не у государства, а идеологию запрещено иметь согласно навязанной и неизменной, несмотря ни на что, Конституции. Но только на первый взгляд все так просто и страшно.

 

Как только речь заходит о больших цифрах, о судьбах не людей, а стран, о сценариях планетарного развития и аналогичных величинах, так сразу же жизнь и комфорт отдельно взятого гражданина умещаются в настолько малые величины, что перестают быть даже допустимой погрешностью. И даже интересы значительных масс населения превращаются в «стремящуюся к нулю» величину, совершенно не влияющую на конечные результаты возможных сценариев развития событий в перспективе 50–70 лет ближайшего будущего.

 

Но, как бы то ни было, правительства любой страны вынуждены корректировать свои собственные планы с волей населения при учете предполагаемых сценариев развития – и это очень сложный комплекс взаимосвязей, решать которые, с минимизацией потерь, можно лишь при помощи превращения населения, условно, в «мясо» и стабильном продолжении тактики и стратегии изначально выбранного варианта развития событий.

 

В чем проблема смены власти? В той самой «смене сценариев дальнейшего развития». Если не происходит «преемственности власти», а вместе с ней и передачи «тактики и стратегии развития», то страна «откатывается» в развитии.

 

Наглядный пример, что происходит, если преемственности при передаче нет, – наши 90-ые годы.

 

Когда на смену пусть и ошибочной, но стабильной тактике и стратегии СССР пришла разрушительная тактика и стратегия Горбачева и Ельцина.

 

Безусловно, будь на их месте некто талантливый, умный и образованный, он не допустил бы подобного, но... история не имеет сослагательного наклонения – и стране пришлось платить судьбами нескольких поколений за их бездарность и трусость. Причем с исторической точки зрения эти годы – вообще крохотная зарубка на общем историческом древе.

 

Нечто подобное, но уже в других условиях, делается с нами всеми и сейчас.

 

И будет делаться и со следующими поколениями при любой власти.

 

Власть так строит «информацию», чтобы максимально продлить свое существование, и использует население как «мясо».

 

Есть старый анекдот про заблудившегося в тайге мужика, который ходит по лесу и орет: «Аууу! Помогите!». Из кустов выходит медведь и спрашивает: «Мужик! Че ты орешь?». Тот отвечает, седея от страха»: «Йяяяааа заблудился! Ору, чтоб кто-нибудь услышал!». Медведь: «Ну вот, я тебя услышал. Тебе от этого что, легче стало?».

 

Так что бы я посоветовал всем, не желающим быть «мясом» в этой бойне?

 

Конечно же первое и самое главное – отключить телевизор. В крайнем случае сильно сократить время его работы. Включать только тогда и на те каналы, где спорт онлайн, когда любимая команда играет, возможно, на просмотр интеллектуальных игр и викторин – и все. И – все.

 

Все остальное можно найти в Интернете, и чаще всего там оно еще и без навязчивой рекламы.

 

Второе, и не менее важное: гоните от себя палками всех, кто обсуждает политику на кухонном уровне «ты меня уважаешь?». Просто гоните, отказывайтесь общаться, ссорьтесь не до крови, но до нежелания видеться и так далее. С этими людьми вам не по пути. 

 

Третье и столь же важное, как и первые два, – сами избегайте обсуждений политики, если у вас нет специального образования, подразумевающего анализ и критическую оценку ситуации.

 

Раньше говорили: «Молчи – за умного сойдешь» – и были правы. Столько разочарований, сколько переживают многие умные и образованные люди, читая или участвуя в дискуссиях на различные политические темы, никогда ранее я не отмечал. Нет, ну идиоты были всегда, но они идиотничали себе где-то по углам, а с появлением Интернета они все проявились – и ведь никому из них даже в голову не приходит отступить и признать: «Это не мое! Я в этом не разбираюсь!». 

 

Если вы не владеете информацией в полном объеме, не являетесь аналитиком по специальности и все ваши выводы основываются на тех сведениях, которые вы получаете от СМИ, – забудьте лезть в обсуждения с критическими оценками! А еще лучше – вообще обходите их стороной!

 

Никакого иного впечатления, кроме как «стадо баранов», компания обсуждающих политику, понабравшись от СМИ отретушированной и дозированной информации, не производит.

 

И все же – где тут «важное и срочное», и что понимать под «теплым и мягким»?

 

Важно – отдавать себе отчет, что демократия не панацея и что это один из самых подлых видов организации общества.

 

Срочное – принимать решения о собственной судьбе нужно после анализа и выбора приоритетов, но быстро и решительно, а не надеясь на некое будущее, когда «все будет хорошо, и вот тогда я...».

 

И отличать «важное»: свое восприятие реальности – от «срочного»: принятия быстрых и направленных на сохранение потенциала семьи, рода решений, это, в первую очередь, означает «не ждать просветления» или откровений, а элементарно заниматься текущими проблемами, выстроив простые алгоритмы перспектив развития.

 

Теплое – это наша любовь к Родине и людям, к истории и ко всему, что дорого и что не отнять у истинногопатриота.

 

Мягкое – это то незаметное ежедневное давление нам на мозги, которое формирует наше настроение, создает у нас иллюзии и «обволакивает» нас со всех сторон установками, принципами и запретами. Это внушение нам «правильных» для тех, кому это выгодно, мнений и желаний. И эти манипуляторы прекрасно знают, что силой нас не взять – и потому они мягки, вежливы, улыбчивы, обходительны и всегда настороже.

 

И потому путать «теплое» и «мягкое» чревато для любого человека сбоем в «этических алгоритмах» и развитии различных психических расстройств.

 

Стоит об этом забыть, расслабиться – и ты «мясо».

 

Вот такая вот планета «Мясная лавка», названная почему то – Земля.

 

И так со времен вирусов, амеб и динозавров по наши дни.

 

Но самое лично для меня отвратительное (и мне долго пришлось привыкать к этой мысли) – то, что все описываемое мной безобразие, творящееся с нами с ведома властей, абсолютно нормально.

 

Страна меняется, но меняется очень медленно. Чем больше людей перестанут вести себя как «мясо» – тем быстрее пойдут процессы и очевиднее изменения. Но это в мечтах.

 

 

Александр Скальд, фото Николая Тарханова

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"ВАШ ЖУРНАЛ – ИНТЕРЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК. Я ЧИТАЮ И ЛОВЛЮ СЕБЯ НА МЫСЛИ, ЧТО МНОГИЕ ТЕМЫ МЕНЯ ВОЛНУЮТ. И ДАЖЕ ЕСЛИ Я С КАКИМ-ТО МАТЕРИАЛОМ НЕ СОГЛАСНА, БУДУ ОБИЖАТЬСЯ, НЕГОДОВАТЬ – НО ЭТО ПОТОМ, А ПРОЧИТАТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ПРОЧИТАЮ."


Ирина Ежова, главный врач Иркутского городского перинатального центра