вверх
Сегодня: 19.03.24
7.png

У войны недетское лицо

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Впервые песня «Священная война» была исполнена уже 26 июня 1941 года Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски СССР на площади Белорусского вокзала перед войсками, отправляющимися на фронт.

Jordan Ανδρικά • Summer SALE έως -50%

 

Вставай, страна огромная,

 

Вставай на смертный бой…

 

И страна встала на бой с фашисткой силой грозною – от мала до велика.

 

Сын полка, дошедший до Берлина

 

Удивительный снимок — мальчишка расписывается на здании Рейхстага в Берлине! Сын полка, боец, дошедший до Берлина. 

 

 

Володя Тарновский расписывается на рейхстаге, старший товарищ поддерживает его, чтобы не упал

 

В этом моменте всё: и гордость наша, и сила, и боль, и счастье. Мальчишка на фото – сын полка и отважный боец Володя Тарновский. Жил он в городе Сла́вянске Донецкой области. Отец Володи умер ещё до войны, мама вышла замуж второй раз за хорошего, доброго человека — они вместе трудились на заводе. Отчим ушёл на фронт уже в первые дни войны (впоследствии погиб). Мама, Мария Прокофьевна, осталась с двумя детьми — Володей и двухлетним Толенькой. А в октябре в Сла́вянске начали хозяйничать фашисты. Тарновские сами сожгли свои запасы, чтобы не достались врагу, и ели только похлёбку из горелого зерна.

 

 

Владимир Владимирович Тарновский

 

Володя не знал, но догадывался о связи мамы с партизанами. Примечал иногда, как она украдкой что-то засовывала под кофту, выходя из дома. Однажды, будучи на улице, увидел группу фашистов, идущую прямиком к их дому. Впереди семенил полицай — Володя его, предателя, хорошо знал. Догадался, значит, о связи с партизанами или выдавал врагам всех коммунистов, а Мария Прокофьевна состояла в партии. Мальчуган хотел опередить оккупантов, предупредить маму, но не успел. А Мария Прокофьевна, почувствовав беду, успела постучать к соседке и сунуть ей в руки малыша. Успела и поцеловать его на прощание... Утром маму расстреляли вместе с другими передовиками производства. Мальчики остались сиротами. Жизнь разделила их: старший не мог прокормить младшего и попросил родственников отчима позаботиться о Толике. Те не отказали, хоть и чужой по крови был им малыш. Беда породнила всех хороших людей. Сам Володя стал жить у жены своего дяди. Он старался помогать по хозяйству, возиться с двумя маленькими ребятишками и всё время унимал свой мальчишеский аппетит, понимая, что жить и без того очень голодно. Вещи, что остались от мамы, мальчишка выменивал в соседних деревнях на продукты — на муку и кукурузу.

 

Так прошло больше года. А потом паренёк отправился в деревню Шандрыголову — хотел выменять на продукты мыло. Правда, не только за этим. Иначе почему бы он в своём неблизком пешем пути так внимательно примечал всё, что видел? Расспрашивал местных жителей, подолгу стоял, будто просто глазея, на занятые фашистами дома. За своё «праздное» любопытство чуть не попался — Володьку дважды задерживали полицаи. Первый раз выручило мыло — мальчишка попросил их дать ему взамен продукты. Второй раз убежал. В Шанрдыголове (туда он попал практически одновременно с нашими войсками – но с другой стороны) Вовка явился прямо к председателю сельского совета. А тот вскоре познакомил мальчика с капитаном Борисом Давидовичем Захаровым.

 

Так началась новая страница жизни Володи Тарновского, отныне — бойца 1-го дивизиона 370-го артиллерийского полка. Юный солдат сразу доказал свою смекалку — недаром примечал всё, что видел: это очень пригодилось артиллеристам. Правда, оказия вышла с возрастом — мальчишка приписал себе год, надеясь на удачу. Но капитан Захаров, вглядевшись в новобранца, понял подвох и попросил Володьку дать честное слово. Вот тут-то «тринадцатилетний» голову и опустил... Но все же Володю взяли на полное довольствие. Бойцу Тарновскому специально сшили форму — мальчишка был невысоким и щуплым. Придумали и с обувью: нашёлся умелец, который сшил сапоги из плащ-палатки.

 

Служба началась, как ей и положено, с трудностей и опасностей. Дивизион получил приказ передислоцироваться и вступить в бой на участке, где образовалась брешь. Вечером тронулись в путь. Погода в тот вечер была не в помощь – манная каша, да и только. Видимо, поэтому от колонны отстали несколько машин с боеприпасами и топливом. Однако обнаружили это лишь тогда, когда уже прибыли на место назначения. Понятно, что кому-то надо вернуться и отыскать потерявшихся. Но кому? Водители, которые шли в колонне, следовали за ведущим. А ведущий дорогу не запомнил. Вызвался Володя. И хотя остальные бойцы отнеслись к такой инициативе несколько опасливо, Захаров сомневаться не стал. Сел в машину сам, усадил мальчишку. И ведь вывел Володька к нашим! За это Борис Давидович подарил ему свой «вальтер». И с той минуты мальчишка стал разведчиком, что было для него огромной наградой. Ведь прежде его назначили посыльным, а Володя считал это унизительным для мужчины. 

 

 

Сын полка разведчик-наблюдатель Володя Тарновский с боевыми друзьями

 

Володя был отчаянным бойцом, и иногда казалось, что паренька берегла сама военная судьба. Однажды он находился с четырьмя однополчанами в блиндаже. Володьку срочно вызвали в штаб. А в это время начался обстрел, в блиндаж попал снаряд. В другой раз под обстрел попали во время передвижения на новый рубеж. Выскочили из машин, и секундами позже в Володину — прямое попадание...

 

В деревне Золотая Балка ещё шли бои, наши солдаты не полностью очистили её от фашистов. В эту деревню на разведку отправились капитан Щебалов (по некоторым источникам — Шабанов) и Володя. Но едва добрались — раздалась пулемётная очередь, и капитан упал. Враги стреляли, сами не показываясь. Мальчишка наклонился над Щебаловым, тот уже потерял сознание. Попытался поднять капитана — не хватило сил. Тогда Володя со всех ног побежал обратно, к своим. Привёл подмогу. Так на груди юного бойца появился орден Славы III степени.

 

Вот выписка из наградного листа, в котором описывается этот и другой подвиги Володи: «…23 февраля 1944 года при форсировании реки Днепр в боях за село Золотая Балка Николаевской области был тяжело ранен командир 3-его дивизиона капитан Щебалов. Под пулемётным огнём противника оказал первую помощь и вместе с ефрейтором Торшиным вынес раненого с поля боя, чем спас ему жизнь. Во время ледохода на реке Днепр, когда переправа и линейная связь не работали, на лодке ежедневно переправлялся с продуктами и питанием для радиостанций. 17 мая 1944 года в районе Слея Молдавской ССР противник начал переправляться через реку Днестр. Тарновский пробрался в район переправы, выяснил обстановку, в результате чего огнём дивизиона переправа была прекращена. На левом берегу Днестра западнее Варницы пробрался на нейтральную зону и обнаружил три пулемётных точки противника, мешавшие нашей пехоте. Они впоследствии были подавлены...».

 

Следующую свою награду мальчишка получил за взятие немецкого офицера. На врага наткнулись во время разведки (на задание отправились Тарновский и старшина) — тот выбрал удобную позицию и автоматной очередью не давал подобраться. Володька вызвался обойти противника. Пока старшина отстреливался, незаметно прополз, отыскал место, собрался стрелять и вдруг увидел, что фашист — старший офицер. «Хенде хох!» – закричал Володя и подскочил к гитлеровцу. Тот растерялся, обернулся и вовсе оторопел, увидев такого бойца. Но на подмогу уже прибежал старшина. Так и повели пленного в штаб: первым за пленным шёл щуплый Володя, а уж за ним – старшина. Здесь — как в известной прибаутке — все и засмеялись...

 

Боевые дороги вели дивизию через Украину, она освобождала Сталин — и стала называться Сталинской. Освобождала и Польшу. Далее путь лежал в гнездо фашизма — Берлин... Володя ни на миг не расставался с подарком капитана Захарова — пистолетом. Забегая вперёд, скажем, что, по большому счёту, пистолет выстрелил только несколько раз – и всё в один день. Но не будь в тот роковой день «вальтера» – не дожил бы до нашей Победы сын полка. Это случилось в Берлине, когда уже так близко было счастье, и оттого храбрость мальчишеская, и без того немалая, возрастала ещё и ещё. С чердака одного дома строчил пулемёт, не давая подобраться. Володя и несколько взрослых бойцов отправились в обход, чтобы уничтожить гитлеровцев. В пылу атаки мальчишка отделился от своих и попал в комнату. Уже темнело, и в сгущающихся сумерках Володя разглядел двух немцев. Дал автоматную очередь, уложил ближайшего. И… кончились патроны. Фашист уже понял, что перед ним «киндер», навалился на Вовку и стал душить. И тогда мальчишка из последних сил вытащил из голенища «вальтер». Пистолет, который изначально должен был служить фашистам, спас жизнь русского мальчика...

 

В победном мае 45-го пятнадцатилетний ефрейтор 3-его артиллерийского дивизиона 370-го артиллерийского полка 230-й Сталинской стрелковой ордена Суворова 2-й степени дивизии расписался на колонне рейхстага.

 

Володя был награжден:

 

·         Орденом Славы 3-ей степени,

·         Орденом Красной Звезды,

·         медалями

·         «За отвагу»,

·         «За взятие Берлина».

·         Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945)

 

Владимир Владимирович Тарновский прожил долгую жизнь. Вернулся в родной Сла́вянск, стал жить в детском доме. Снова сел за парту, в пятнадцать лет поступил в пятый класс. И окончил школу с золотой медалью! Получил высшее образование, работал в Одессе, потом в Риге на судоремонтном заводе. Выйдя на пенсию, до последних своих дней в феврале 2013-го был заместителя председателя Латвийской ассоциации борцов антигитлеровской коалиции. 

 

 Картинки по запросу я помню я горжусь

 

Алёшков (Алешкин) Сергей Андреевич

 

Картинки по запросу Алёшков Сергей Андреевич

 

Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой, стал, вероятно, семилетний Серёжа Алёшкин, воспитанник 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Сереже было шесть лет, когда немцы казнили его маму и старшего брата за связь с партизанами. Под обстрелом врага в Сталинградской битве семилетний боец спас командира полка. 

 

 

Алёшков Сергей Андреевич

 

До войны Серёжа Алешков вместе с семьёй жил в лесной деревне Грынь Ульяновского района, что в Калужской области. Когда осенью 1941 года область была занята гитлеровцами, деревня стала базой партизанского отряда, а её жители — партизанами. В том числе мать Серёжи, его старший брат десяти лет Петя, которые на одном из заданий были схвачены гитлеровцами. После пыток мать и брата Серёжи казнили: Петя был повешен, а пытавшаяся спасти сына мать была застрелена гестаповцем. Летом 1942 года партизанская база в деревне была атакована карателями.

 

Сережа выжил благодаря соседке – она выбросила ребёнка из окна хаты и крикнула, чтобы он бежал что есть сил в лес. Но там маленький Сережа заблудился. Долго бродил, голодал, выбивался из сил. 8 сентября 1942 года разведгруппа 142-го гвардейского стрелкового полка обнаружила предельно истощенного, покрытого коростами полуголого ребенка на вид лет пяти. Разведчики перевязали его израненную ногу и на руках перенесли мальчика через линию фронта, оставили в полку. В штабе Сережа рассказал свою горестную историю заместителю командира части Воробьёву, сообщил свое имя – Сережа. А вот фамилию назвал неточно – Алешкин. Малыш стал сыном полка и был зачислен на все виды довольствия. Ему сшили форму по росту и даже 30-го размера сапоги.

 

Солдатский хлеб малыш ел недаром – он носил бойцам почту и патроны, в перерывах между боями пел песни. У него оказался замечательный характер – весёлый, спокойный, он никогда не ныл и не жаловался по пустякам. А для бойцов этот мальчик стал напоминанием о мирной жизни – у каждого из них остался дома кто-то, кто их любил и ждал. Все старались приласкать ребенка. Но сердце Серёжа навсегда отдал комполка Воробьёву. И холостой комполка тоже полюбил мальчика.

 

Картинки по запросу Алёшков Сергей Андреевич

 

Но и с врагами Сережа тоже сражался. Однажды благодаря ему даже взяли в плен двух гитлеровских солдат. К командиру пришел рядовой Алешков и поделился своими наблюдениями – за копнами сена кто-то скрывается. Командир послал в дозор бойцов, и те вскоре привели двух «фрицев», скрывавшихся с рацией от советских воинов. Это были корректировщики артиллерийского огня, засевшие в тылу советских войск. За бдительность Сережа получил свою первую благодарность командования.

 

Отличился маленький солдат и при переправе через Днепр. Снаряд попал в штабной блиндаж. Когда поднятая взрывом пыль развеялась, Серёжа с ужасом понял, что снаряд попал аккурат в блиндаж командира полка. Подбежав, он понял, что в одиночку не справится с бревнами накатов, завалившими блиндаж, и под обстрелом рванул к сапёрам. Сапёры быстро разобрали перекрытие. А боец Алёшкин стоял рядом и, не скрывая радости, ревел в три ручья. Когда ты теряешь уже второго отца и твоё сердце от отчаяния стремительно проваливается в уже знакомую бездну, а потом взлетает ввысь, потому что на этот раз (о счастье!) он остался жив и даже цел, только оглушён, – разреветься немудрено. И даже совсем не стыдно бывалому бойцу. Ну а уж если этому бойцу всего семь лет…

 

О семилетнем бойце сообщили генералу Чуйкову, который командовал 8-й гвардейской армией. Подвиг юного героя – спасение офицера М.Д. Воробьева – командование отметило медалью. Сереже также вручили именной «вальтер». Так у юного бойца появилось собственное оружие.

 

Похожее изображение

 

Сергей Алёшков на церемонии награждения его медалью

 

18 ноября 1942 года он вместе с солдатами своей роты попал под минометный обстрел и осколком мины был ранен в ногу, попал в госпиталь. После лечения, к радости всего полка, он вернулся в полк, а комполка Михаил Данилович Воробьев усыновил мальчишку. Солдаты устроили по этому поводу чествование – перед строем был зачитан Приказ №013 от 24.04.1943 года о награждении Сережи медалью «За боевые заслуги». Вместе с однополчанами из 142-го полка Сережа вступил и на территорию Польши. В 1944 году его отправили учиться в Тульское суворовское военное училище – в первый набор.

 

 

Картинки по запросу Алёшков Сергей Андреевич

 

Серёжа Алёшков – воспитанник Тульского суворовского военного училища

 

На каникулы Сергей приезжал к Михаилу Даниловичу Воробьёву — бывшему командиру полка и приемному отцу. Кстати, Серёжа и жену «приглядел» своему папке, а себе – маму, еще до училища. И комдив разрешил полковнику Воробьёву жениться на избраннице его и сына – старшине медицинской службы Нине Андреевне Бедовой, с которой Михаил Данилович прожил всю жизнь.

 

Сергей Андреевич Алёшков после войны честно служил на разных должностях в Советской Армии, скончался он в 1990 году. Как и многие ветераны, бывший сын полка встречался с молодежью, школьниками, рассказывал о том, что видел на войне, что запомнил.

 

Военные награды Серёжи:

 

·         Медаль «За боевые заслуги» (1943)

·         Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945)

·         Орден Отечественной войны I степени (1985)

 

Картинки по запросу я помню я горжусь

 

Из разных интернет-источников 

Подготовила Галина Костина

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Для меня «Иркутские кулуары» не такие уж иркутские. Некоторые статьи журнала посвящены вопросам, которые подчас трудно отнести к городской или, скажем, областной тематике. Однако это позволяет расширять сознание. И, если в других изданиях я какие-то статьи могу просто пролистнуть, в вашем журнале я читаю всё от конца до начала. 

Елизавета Осипова, кандидат технических наук, преподаватель.