вверх
Сегодня: 29.03.24
5.png

Уникальное стечение обстоятельств

В последнее время в иркутском политическом, изивинте за выражение, дискурсе так часто мелькает слово майдан, что не хочешь, а начнешь интересоваться актуальными политическими реалиями братского народа Украины. Вот и наш постоянный автор Константин Дынин так увлекся, что даже решил поделиться с широкой публикой своими впечатлениями от недавних выборов тамошнего президента.

 

Пять лет назад, когда на Украине второй майдан завершился «революцией достоинства» и выборами, на которых Петр Порошенко был избран президентом, российские СМИ много писали о положении дел в соседней стране. Не отставали даже иркутские издания, хотя где Украина и где Иркутск – общей границы нет и не предвидится. Но во всем этом потоке информации сегодня особенно выделяется один текст, опубликованный «Иркутскими кулуарами» в мае 2014 года, – вот этот «Послушай, Зин, не трогай шурина…».

На чистой поляне

Уже тогда мы обратили внимание на главное в работе Владимира Зеленского и его компании «95 квартал»: «Президент Янукович – если, конечно, худрук Владимир Зеленский не преувеличивает – несколько раз звонил и просил быть помягче. Правильно просил. Нельзя воспринимать всерьез политика, если вчера ты до слез смеялся над пародией на него – да он и в жизни выглядит, как пародия на себя самого. Азаров не умеет говорить по-украински, Яценюку показал средний палец сотрудник ГАИ, Луценко подрался с полицией в Германии и был дважды судим (правда, тут же амнистирован) – в общем, кого ни ткни – не политик, а недоразумение. За восемь лет таких трудов не осталось практически ни одного публичного политика, который не был бы осмеян. Нет, пожалуй, тут нужно другое слово… не осталось ни одного политика, который не был бы втоптан в грязь, унижен и уничтожен».

Прошло пять лет… За это время ситуация усугубилась еще больше. Часть украинских политиков была вынуждена уйти со сцены из-за слишком тесной связи с экс-президентом Януковичем (как, например, его последний премьер-министр Николай Азаров), другие облажались уже при Порошенко – очень быстро слинял прошедший почти все государственные должности Арсений Яценюк, практически не упоминаются в СМИ и.о. президента в период между Януковичем и Порошенко Александр Турчинов, почти забыт гремевший некогда лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош…

Украинская политика более всего напоминает сейчас телеигру «Слабое звено»: шанс проявить себя дают многим, но практически все заканчивают провалом. Самостоятельно облажался политик или его искусственно поставили в такое положение (как было, например, с экс-главой Одесской области Михаилом Саакашвили или губернатором Днепропетровской области олигархом Игорем Коломойским) – не принципиально, важен сам факт. В украинской политике все коалиции временные, все союзы ненадолго, все репутации неустойчивы – вот что отличает ее от политики российской, где можно руководить регионом по 20 и более лет, откровенно доить бюджет и при этом не испытывать никакой неловкости при встрече с электоратом. Да что там – при встрече с прокурором.

Это обстоятельство следует иметь в виду, рассуждая о том, почему шестым президентом Украины стал шоумен и телеведущий, русскоязычный уроженец Кривого Рога и еврей по матери, никогда не принимавший непосредственного участия в политике, Владимир Зеленский. Такая это страна – кто угодно в любой момент может стать кем угодно. Большую роль играет, конечно, география: из любого отдаленного села до столицы можно добраться на собственной машине – а, приехав, можно стать участником исторических событий и, на некоторое время, национальным героем. Так же быстро одного героя сменяет другой, а население, ошалевшее от этого калейдоскопа, начинает мечтать о какой-то стабильности. К Зеленскому, как ни крути, привыкли – все-таки он на экранах ТВ мелькает еще с конца 1990-х. При этом эмоции, которые создают его программы, скорее позитивные – зритель любит не только детективный жанр, как мы помним из «Берегись автомобиля», но и поржать над власть предержащими.

Итак, уже к концу 2018 года Владимир Зеленский пришел с приличным электоральным рейтингом в 15–20%, при том что у действующего главы государства Порошенко было что-то в районе 30%. Программы «95 квартала» и его «дочерних» фирм («Лига смеха», «Вечерний Киев», «Чисто News» и «Рассмеши комика») были уже настолько политизированными, что коллеги-юмористы стали шутить над самим Зеленским и предлагали ему прочитать не существующую в природе книгу «Юмор без политики». Зато поляна действительно оказалась очищена: бывшие политики дискредитированы, новые политики давно махнули рукой на «страну 404» (малоприятный намек на «несуществующую страницу» придумал фантаст Андрей Лазарчук) и подались в эмиграцию. Как и несколько миллионов других украинцев, перебравшихся «на заробитки» в Европу и Россию.  

Почему он смог?

Следует понимать, что уже самим фактом своего избрания Зеленский вошел в историю Украины и даже всего бывшего СССР – даже если сейчас (а этот текст написан до его инаугурации) с ним что-то случится, о нем напишут книги. Лишенный какого-либо политического опыта, не имея поддержки со стороны действующих политических партий, откровенно враждебно относящийся к самым важным украинским олигархам (за исключением уже упомянутого Коломойского), Зеленский стал первым на постсоветском пространстве человеком, который смог победить на выборах, отрицая все политические традиции.

Самому подробному разбору подвергнется, конечно, сериал «Слуга народа», в трех сезонах которого украинский электорат приучали именно к этой мысли: президентом может стать кто угодно, потому что так сказано в Конституции и других законах страны. Опыт и собственная карманная партия не прописаны в законе – значит, они и не нужны. А вот что нужно, так это совпадение взглядов президента и электората. И если эти мысли в адрес действующего гаранта в основном матерные – они излагаются прямым текстом. Если страной на самом деле правит не президент, а те, кому он служит марионеткой, – об этом говорится прямым текстом. Если страна не имеет собственных средств и вынуждена стоять в непристойной позе с протянутой рукой, выпрашивая подачки Международного валютного фонда и богатых стран ЕС, – об этом говорится прямым текстом.

Правда, как сломать систему подкупа избирателей и фальсификации выборов, электорат не знает, единственная его мысль по этому поводу – Майдан, которым как раз кончается второй сезон. Электорат не знает, как восстановить экономику, как избежать распада страны по границам областей – для Украины, в которой можно получить и «карту поляка», и паспорт Венгрии, это вполне реальная перспектива, – поэтому третий сезон выглядит полной фантастикой, сценаристы лепили все подряд.

Но новый президент уже доказал, что он и его команда умнее рядового избирателя и дальновиднее большинства политиков. Петр Порошенко, например, свято верил в переизбрание «в знак благодарности». Недаром на его плакатах значились три пункта: «Армия. Мова. Вира» («Армия. Язык. Вера») – имея в виду укрепление армии и правоохранительных органов вкупе, увеличение значимости украинского языка как государственного и получение украинской православной церковью томоса на самостоятельное существование. Зеленский во время публичных дебатов разрушил всю эту конструкцию одной изящной формулой: все это – заслуга больше народа и патриарха, чем президента. И неважно, что народу по большей части на мову и армию наплевать, поскольку нет работы, жратвы и денег на коммуналку. Табурет из-под оппонента уже выбит.

Зеленский – и это следует понимать ясно, не обольщаясь – в первую очередь популист, то есть политик, который говорит именно то, что нравится избирателям. Но прежде чем говорить, нужно точно знать, о чем мечтают люди, – то есть предельно точно выяснить, опросив не пару тысяч респондентов, а действительно существенное количество граждан. Украинским социологам, наверное, сделать это проще: страна более компактная, чем Россия, где Калининград и Владивосток по сути даже живут в разных сутках, что уж говорить об общих проблемах и интересах. Тем не менее есть основания полагать, что Зеленский изучал общественное мнение даже не по отчетам социологических служб, а во время многочисленных гастролей по стране и встреч со зрителями, причем в первую очередь – молодыми.

И это второй фактор успеха его кампании – ставка на новых людей везде и во всем. Штаб Зеленского на протяжении всей кампании находился в его густой тени, команду Зеленского как президента никто в полном составе не видел до сих пор – зато к публике в его штабах по всей стране выходили люди, которых вся страна видела либо по ТВ, либо в  YouTube. Это были актеры «квартала», участники «Лиги смеха», в один день превратившиеся из юмористов и комиков в руководителей местных отделений «Зе!Команды». Оказалось, что несколько десятков популярных людей могут собрать вокруг себя сотни, эти сотни могут убедить тысячи, а все вместе они становятся наблюдателями на выборах и уже в первом туре ломают систему подвоза и вброса бюллетеней. Теперь эти люди по сути – герои новой бескровной революции, которые без применения силы, действуя строго в рамках закона (каким бы дурацким он ни был), провели абсолютно чистые выборы и сломали коррумпированную систему.

Главный фактор, который сложно и объяснить, и даже осознать: команде Зеленского и ему самому удалось убедить избирателей в том, что у них нет никакого другого выхода, кроме как жить в своей стране и управлять ею, не доверяя эту работу никому другому. Целая серия агитационных роликов была адресована именно тем украинцам, которые живут за пределами страны. И хотя в итоге на «закордонном участке» победил все-таки Порошенко, даже там его победа не была столь убедительной, как победа Зеленского внутри страны. Это, пожалуй, самый интересный и самый опасный для победителя результат выборов. Граждане Украины и раньше могли устроить пикет на пороге областной рады, чтобы выбросить непопулярных депутатов в мусорный контейнер или залить лицо зеленкой, – но то были все-таки эксцессы, не менявшие суть системы. Теперь электорату объяснили, что именно он в стране главный. И если раньше импичмент был забавой депутатов Рады, а «народная люстрация» выглядела просто как передел собственности, то теперь все это становится суровой реальностью – формула «кто был ничем,  тот станет всем» имеет и обратную силу.

Не наша ситуация

Слабость исполнительной ветви украинской власти была вполне очевидна, наверное, всем и внутри страны, и за ее пределами. Но чтобы создать механизм для смены руководства и перевода всей машины на новый путь, требовались смелость, фантазия, доверие со стороны рядовых граждан. От полного превосходства Порошенко над всеми политиками до его полного поражения во втором туре прошло всего пять–шесть месяцев. Более того, вместе с Порошенко почти в небытие ушли еще несколько десятков политиков, которые выдвигались на выборы и набрали от 2 до 9 процентов. Их всех «уделал» практически рядовой гражданин, который, по собственному признанию, был готов голосовать за другого такого же (имелся в виду лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук), если бы тому хватило смелости, ответственности и готовности к самопожертвованию. 

Зеленский, обращаясь после второго тура выборов ко всем жителям бывшего СССР, сказал: «Посмотрите на нас: все возможно». Увы, тут он не прав. Часть постсоветских стран не интересны даже собственным элитам, передоверившим принятие ключевых решений бюрократам Европейского Союза. Другая часть населена людьми, которые могут решить собственные проблемы, просто переехав в другую страну в качестве трудовых мигрантов, – на родине тем временем может твориться что угодно.  Есть и такая страна, как Россия, где слишком широкое развитие получили социальные сети, – они раскололи нас вдоль и поперек, проложив границы там, где их не было, и разделив общество так, что обратно не склеить. Остается только следить за тем, что происходит у соседей, тем более что Зеленский обещал уйти всего через один срок – а это довольно скоро.

Константин Дынин

Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Для меня «Иркутские кулуары» не такие уж иркутские. Некоторые статьи журнала посвящены вопросам, которые подчас трудно отнести к городской или, скажем, областной тематике. Однако это позволяет расширять сознание. И, если в других изданиях я какие-то статьи могу просто пролистнуть, в вашем журнале я читаю всё от конца до начала. 

Елизавета Осипова, кандидат технических наук, преподаватель.