вверх
Сегодня: 28.03.24
2.png

ВУЗы. Учим и учимся…

Иркутские вузы… Слово «иркутские» давно уже не вполне определяет всю цепочку взаимоотношений вузов с регионом, всю структуру причинно-следственных связей. Но закрытие по воле столичных чиновников Института иностранных языков, а также ряда других вузов в областном центре вызвало рёв негодования в среде вузовской интеллигенции именно по отношению к региональной власти. Дескать, недосмотрела. Упустила. И всё теперь рухнет… Смайл.
Что именно рухнуло? И что собирается рухать ещё? С такими вопросами наши корреспонденты обратились к руководителям основных вузов Иркутска, но в первую очередь – к первому заместителю губернатора Иркутской области Владимиру Дорофееву. Кому, как говорится, если не ему знать общую картину?!

 

 

– Владимир Юрьевич, сразу оговорюсь: мы понимаем, что деятельность вузов – тема федеральная, они напрямую подчиняются Москве, но…


– Да-да! (улыбается) Так и принято считать: всё, что хорошего происходит в вузах и с вузами, – это благодаря федеральному центру, а всё, что плохое, – по вине региональной власти.


– Есть, есть такое…


– Во многом именно поэтому в прошлом году губернатор принял решение, что в министерстве образования Иркутской области появится управление, которое будет курировать высшую школу. Его возглавила заместитель министра Елена Владимировна Апанович. Необходимость такой структуры продиктована ещё и теми тенденциями, которые просматриваются на федеральном уровне. Если раньше, условно говоря, рассмотрение кандидатуры того или иного ректора считалось исключительно прерогативой столичной, то впоследствии, несколько лет назад, этот процесс стал предполагать более тесное сотрудничество федеральной и региональной власти. Представитель от Иркутской области, которого определял непосредственно губернатор, принимал участие в заседании аттестационной комиссии, где решался вопрос о будущей кандидатуре. Так было, во всяком случае, до момента, когда министерством руководила Васильева. Другое дело, что сейчас федеральный Минобр разделился, образовалось два министерства, и логистика той структуры, которой предписано заниматься высшей школой, на сегодняшний день пока даже не определена, и непонятно, куда дальше будет двигаться высшее образование.


– Не в связи ли с этим зазвучали в федеральных СМИ громкие заявления людей, не имеющих отношения к вузам, но желающих повлиять на их жизнь?


– Может быть. Герман Оскарович (Греф. – Прим. ред.) высказался о том, что математики нам не нужны и что вообще система высшего образования на сегодня в том контексте, в котором она существует, себя исчерпала. И поэтому они создали свой «Корпоративный университет Сбербанка» и уже готовят специалистов. То есть налицо позиция о том, чтобы вузов стало меньше и чтобы, как Герман Оскарович сказал, это была в какой-то степени элита вузов. Остальные вузы, по его разумению, должны сохраниться только по мере того, как они нужны бизнесу на местах. Не исключаю, что глава Сбербанка протранслировал своего рода посыл, месседж федеральной власти, и скоро так всё и произойдёт. Но официальную позицию в отношении высшей школы пока ещё никто не высказал.


– Тогда, видимо, надо иметь в виду хотя бы те тенденции, которые были озвучены до разделения Минобра? Вопрос о создании федеральных и опорных университетов, как я понимаю, закрыт окончательно? Продолжения не будет?


– Да, это, скорее всего, так. В повестке дня – и пока, подчёркиваю, это продолжает быть актуальным – создание так называемых НОЦев: научно-образовательных центров. Такая идея витала уже давно, её поддерживают ученые.


– Это связано с желанием более тесного взаимодействия научного сообщества и вузов?


– Безусловно. И уже объявлено, что в стране на конкурсной основе будет создано 15 НОЦев. Конкурс будет проходить в два этапа: первый пройдёт в 2019 году и завершится созданием 10 НОЦев, а второй – в 2020 году. Но конкретики по условиям конкурса и оформлению документов нет. Пока нет.


– Ну хотя бы в теории – каковы шансы у наших вузов?


– Сегодня Иркутский госуниверситет и особенно ИРНИТУ, я бы сказал, в авангарде процесса, в тесном контакте с наукой, работают со «Сколково» в том числе. И если сверхзадачей таких НОЦев является решение каких-то крупных задач даже не отдельных субъектов федерации, а территорий, включающих несколько субъектов, то создание такого центра на основе любого из названых мною вузов представляется оптимальным, правильным.
Ведь возьмите проблемы Байкала… Проект, связанный с решением этих проблем, не может быть только иркутским или только бурятским. Это наши общие с Республикой Бурятия и в какой-то степени с Забайкальским краем вопросы. И реализовывать этот проект логичнее всего с привлечением одного из крупнейших вузов Прибайкалья и Иркутского научного центра. Эпицентр всё равно здесь.


– Можно назвать это позицией регионального правительства?


– Нет. Повторю: это всё версии, предположения, рассуждения, если хотите. Позиция будет сформирована тогда, когда появится, во-первых, конкретика в условиях конкурса, а во-вторых, будут проведены консультации с представителями вузов – как они сами рассматривают свои перспективы с учётом пожеланий своих учредителей, чего именно хотят. Поверьте, мы держим руку на пульсе, и губернатор уже – пока, правда, неофициально, на каком-то общем мероприятии, но виделся с руководителем нового министерства и в ближайшее время, я уверен, обсудит с ним все основные вопросы детально.


– А создание отдельного педагогического вуза в регионе? Это реально?


– Мы прекрасно понимаем, что рано или поздно на федеральном уровне будут считать и делать выводы по поводу того, сколько мы подготовили выпускников для отрасли. Вот сегодня вузы рейтингуют по количеству пришедших с высокими баллами ЕГЭ, но со временем критерий изменится – в сторону прагматичности, реальной эффективности и полезности. Юрий Евгеньевич Вашукевич, ректор Иркутского государственного университета имени Ежевского, считает чрезвычайно важным, что 75–80 процентов выпускников его вуза трудятся на территории области и в той отрасли, в какой получали образование. И это совершенно правильно, на мой взгляд.
А есть другие вузы, которые непонятно для чего и для кого готовят кадры. Вот тех же педагогов мы выпускаем много, но… Нам, нашему региону их катастрофически не хватает. Не стыкуется сальдо с бульдо.


– Значит ли всё это, что возможно возвращение Педагогического института из состава ИГУ? В принципе?


– Ну, очевидно, что сразу два вуза не будут этим заниматься. Другой вопрос, что это пока лишь идея. Её реализация может произойти только тогда, когда федеральное министерство скажет: «Товарищи, вот вашему субъекту сколько надо выпускников? На какие расходы вы готовы пойти? Посчитайте. А мы готовы помочь». Тогда процесс начнётся.


– Если объективно рассуждать, то в целевой подготовке вузовских кадров много здравого. Это и обществу нужно, и собственно выпускнику зачастую. Окончил вуз – и сразу получил работу. В советское время во многом так и было.


– Согласен. И к каким-то элементам той системы мы так или иначе возвращаемся. Уже вернулись. Есть целевая подготовка кадров в ИрГУПС, в Аграрном университете, «Политехе». Попробуем таким путём решить проблему и с дефицитом педагогических кадров.


– Если не секрет, каковы перспективы возвращения в Иркутск военного училища?


– Да, сегодня на огромной территории от Новосибирска до Благовещенска нет ни одного военного училища. И это серьёзная проблема. И если раньше выделялись специальные средства для поездки желающих поступить в военное училище в другом городе – даже в Москве или Ленинграде, то сейчас этот порядок изменился. ВПД отменили. И как быть ребятам из малообеспеченных семей, которые, в том числе, являются абитуриентами? И какие средства парню надо иметь, если он не поступит и придётся возвращаться?


Мы это понимаем и сейчас готовимся к совещанию в Министерстве обороны – хотим предложить одну идею…


– Какую же? Рано говорить?


– Ну почему? Суть её в том, чтобы мы у себя в регионе принимали вступительные экзамены в военные училища на базе Иркутского государственного технического университета, где есть военная кафедра. Более того, ребята бы у нас учились в течение года, когда идут в основном общеобразовательные дисциплины, а потом уже ехали на второй курс в другой город – туда, где расположено то или иное училище. До нас жителям Забайкалья или Бурятии доехать куда проще, не правда ли?!


Ждать, когда будет восстановлено ИВВАИУ, пока не приходится. Все наши попытки убедить Минобороны пока не возымели результата. Да и не видно, чтобы в стране возникали где-то новые училища. Поэтому будем действовать пошагово, точечно, хотя с ИВВАИУ мы тоже не считаем ситуацию окончательной, бесперспективной.


– Хорошо. Но скажите, возможно ли в ближайшее время в каком-либо из вузов региона обострение проблем, или в целом все чувствуют себя сносно?


– Ну ладно вам – сносно… (улыбается) Многие чувствуют себя даже хорошо! ИрГУПС вот недавно уверенно прошёл аккредитацию. Байкальский государственный университет (бывший Нархоз. – Прим. ред.) – тоже, и в 2019 году у них состоятся выборы ректора. ИГУ отпраздновал столетие, и в обозримом будущем там тоже пройдут выборы ректора. И Братским государственным университетом пока руководит исполняющий обязанности ректора Гарик Давыдович Гаспарян, но там ситуация в большей степени прогнозируемая: и по ректору, и по судьбе вуза вообще. Потребность в специалистах энергетической и лесной отраслей, которых прежде всего готовит БрГУ, велика, а значит – как тут сомневаться в перспективах?


В Ангарском государственном техническом университете два года назад прошли выборы, вуз возглавляет Артем Викторович Бадеников, команда хорошая, они без проблем работают. Иркутский медуниверситет тоже прошёл аккредитацию, там коллектив дружный, сплоченный, он на хорошем счету у Министерства здравоохранения РФ и готовится отметить 100-летний юбилей вуза. В общем, ситуация с вузами в регионе понятна, и в 2019 году особых проблем, надеюсь, не возникнет. Тьфу-тьфу, постучим! (Улыбается.)


– Да-да-да! Поддерживаю. В такое время живём, когда судьба любит преподносить сюрпризы.


– Ну давайте пожелаем, чтобы они для всех нас были только хорошими, приятными. Я, во всяком случае, желаю всем вузовским коллективам удачи, успехов, плодотворной работы!

 



Иркутские кулуары

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

В последние годы стало модным выпускать журналы, похожие на комиксы: цветные картинки, мало текста, много тщеславия... Впервые, получив в руки номер «Кулуаров», я получил – хотя бы на время чтения – ощущение правдивости написанного и… порадовался за Иркутск! А самому журналу добавляют уважения со стороны читателя (с моей-то стороны уж точно) такие редкие сегодня остроумие и насмешливая снисходительность главного редактора. Правда, не исключаю, что неглупый кулуарный сарказм не добавляет журналу тиражей. А жаль.


Дмитрий Дорожков, экономист, путешественник, искусствовед, отец 4 детей