вверх
Сегодня: 25.04.24
8.png

Зеленая Лига. Иркутск. Началось…

 

 

В ходе семинара рассматривалось три основных темы: «Организация общественного экологического контроля», «Развитие экологической культуры населения» и «Развитие общественного экологического контроля в Иркутской области».

 

Для организации общественного экологического контроля необходимо знание основных положений законодательства, которые определяют наши права. Так, Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает три вида экологического контроля (ст. 65–68) – государственный надзор, производственный и общественный контроль. Согласно этому закону (п.2. ст. 68), субъектами общественного экологического контроля могут быть как общественные объединения и некоммерческие организации, в уставах которых это занятие должно быть прописано в разделе «цели и предмет деятельности», так и любой дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста.

 

Таким образом, правом общественного контроля обладают все – но не менее важно знать, в каких рамках этим правом мы можем воспользоваться. Особенность и отличие общественного экологического контроля от государственного и производственного в том, что он позволяет лишь выявить экологическое нарушение. Правами наказания виновных и принуждения их к устранению последствий нарушения общественные объединения и граждане не обладают. Поэтому при организации общественного экологического контроля особенно важно взаимодействие с уполномоченными государственными и муниципальными органами.

 

Главная ошибка большинства общественных экологических организаций – «инкапсулирование» в себе, самоизоляция от других общественных и государственных структур. Следует помнить: любая косность – это путь к стагнации и вымиранию. Я называю это синдромом «болотной кочки. Организации с этим синдромом заявляют: «Наша кочка лучше, выше всех», «Правильный (настоящий) эколог – только я». Последние утверждения – признаки тупого эгоцентризма. Одни во главу ставят «активную социальную борьбу»: митинги, экопосты и даже экологический экстремизм. Другие – «научный подход», третьи – экологическое просвещение и т.п. Любые формы эгоцентризма ведут, вместо интеграции и солидарности, к ангиляции – крайней разобщенности общественных организаций.

 

Синдром «болотной кочки» не позволяет учиться у других, обмениваться опытом, становится препятствием для консолидации общественных сил и сотрудничества.

Многие общественные экологические организации порой ограничиваются разговорами на тему «все плохо», противопоставлением – «мы» (экологи) и «они» (предприниматели, технократы, государственные чиновники, невежественный пассивный народ и т.п.). Если вокруг «все плохо», полезно время от времени использовать для оценки своей работы метод «зеркала» – вспомнить пословицу «Незачем зеркало винить, коль сам кривой».

 

Не стоит замыкаться только на проблемах – целесообразнее концентрироваться на создании инструментов для их решения. Каждой организации следует чаще задавать себе вопрос – «Почему у нас не получается достигать цели, решать поставленные задачи?». Когда мы концентрируемся только на проблемах, происходит их «консервирование» на долгие годы. Если мы действительно хотим решать задачи, мы должны выстроить алгоритмы по оптимизации своих ресурсов и действий. Математически эффективность любой организации складывается из двух переменных: суммы знаний и умений и суммы популярности, известности. Если одна из этих переменных равна нулю, тогда и эффективность также будет приближаться к нулю.

 

Многие тезисы Сергей Симак проиллюстрировал метафорами, примерами из жизни, анекдотами. Вот один из них… «На колхозном собрании объявляют повестку:

1. Строительство большого складского помещения (амбара)

2. Строительство коммунизма.

Председатель собрания: «Поскольку досок и бруса нет, сразу переходим к обсуждению второго вопроса...».

То есть без выработки необходимых «инструментов», без оценки результативности общественные организации превращаются в Дон Кихота, который сражается с «мельницей» – «несовершенным обществом», «плохим правительством».

Каждая общественная организация должна проверять свою деятельность на предмет эффективности, результативности. Если результатов нет или они малы, тогда стоит разобраться в организации своей деятельности.

 

Серьёзный общественный экологический контроль может осуществлять только сильная, авторитетная общественная система с высоким рейтингом профессионализма и организации. Только такие общественные организации являются привлекательными для СМИ – предоставляющие для них качественные «инфо»-события. Сколько может маленькая общественная организация провести за год интересных для СМИ мероприятий? Опыт показывает: два–три. Внешнее внимание общественности к организации складывается из показателя «частотности» появления в информационном поле СМИ. Именно «частотность» является основным инструментом продвижения рекламы. Если этот показатель мал, тогда о каком рейтинге известности можно говорить? Случается, впадают в другую крайность: организация еще не обладает достаточными ресурсами и профессионализмом, но делает большие усилия по PR-кампании. В таком случае появляется «эффект мыльных пузырей» – слов много, а дел мало.

 

Исключения везде бывают, но они только больше выявляют общую закономерность. Есть примеры, когда один гражданин или группа граждан чего-то добились в решении какой-либо экологической проблемы. Во-первых, действия в одиночку неэффективны, на них уходят многие годы, и тратится много сил. Во-вторых, единичные победы на фоне множества экологических проблем – это «капля в море». Наша задача создать эффективную, действенную систему общественного экологического контроля.

В создании сильной общественной организации действует тот же принцип, что и в формировании любой планеты: чем больше масса центра гравитации, тем больше возрастает сила притяжения дополнительной материи, составляющей планету. В нашем случае: чем сильнее костяк (штаб) общественной организации, тем большей силой она обладает – силой привлечения в свою деятельность волонтеров и других общественных организаций.

 

 

Нужно различать «знания по экологии» от «экологической культуры». Эти понятия не равны между собой. Повсеместное введение предметов по экологии еще не гарантирует повышения экологической культуры населения. Культура экологии – понятие намного обширнее просто «знаний по экологии». Любая культура, в том числе экологическая, состоит из трех компонентов: знания, мотивации и действий (или образа жизни). Человек может получить формальные знания по экологии, но так и не интегрировать их в свою жизнь, в свою шкалу ценностей. Наши эксперименты в образовании показывают хорошие результаты в повышении экологической культуры, когда вокруг создается достаточно высокий её уровень и эта культура органично вплетена во все предметы школьного образования.

 

Успех и признание к Зеленой Лиге пришли не сразу. Следуя путем проб и ошибок, мы открывали для себя «ноу-хау». Первым делом была организация общественной инспекции. У нас был опыт работы в общественных природоохранных дружинах. Здесь мы пошли по пути профессионализма. На первых порах мы взяли профессионала на выделенную ставку по организации общественного экологического контроля и сразу выстроили свою деятельность на достижение результата. Когда у нас стало что-то получаться – с нами стали считаться.

 

Через два года мы познакомились с лидерами лингвистического клуба, полиглотами. Казалось бы, что может быть между нами общего? Мы занимаемся общественным экологическим контролем, они – языками. Но благодаря этому альянсу возникло новое направление – проведение ежегодных экологических детских лагерей. Благодаря этому клубу мы стали «прорастать» в другие социальные структуры. Сейчас наша деятельность складывается по принципу пазлов. Суть этого принципа – чем больше мы отличаемся друг от друга, тем больше можем дополнять друг друга.

 

Цель моего приезда в Иркутск подобна франшизе: передача опыта. Мы разработали модель общественной организации, которая позволяет осуществлять эффективный общественный экологический контроль. В основу нашей модели заложено пять корпоративных стандартов (принципов), которые служат определенным фильтром для случайных людей:

1. Социально-экологическая ориентация всех проектов и деятельности. Это значит, что мы стремимся решать экологические проблемы, обозначенные народом – социумом.

2. Принцип сотрудничества. В своей деятельности мы «не ищем врагов», напротив – мы ищем сотрудничества и партнерства в решении экологических проблем. Да, в нашей деятельности не исключаются столкновения с контрпартнерами, но еще раз повторяю – это не является нашей целью.

3. Свобода от политической идеологии и политического влияния. Это не значит, что члены Зеленой Лиги не могут состоять в той ли иной партии. Здесь предоставлена свобода каждому. Однако деятельность ЗЛ не должна служить лоббированием партийных интересов. Когда в наших акциях участвуют партийные представители, первое наше условие – не делать из акций политического шоу. Для этого мы просим приходить на наши акции без флагов и политических лозунгов. В своей деятельности мы придерживаемся правила «ступы колеса», или равной удаленности от всех политических партий.

4. Недопустимость использования экологической деятельности для других, «не экологических», целей. Другими целями могут быть «экологический рэкет», «политическое лоббирование», «устранение конкурентов» и т.п.

5. Недопустимость любых форм ксенофобии: национальной, религиозной, этнической. Проще говоря: националистов внутри организации быть не должно. Все остальное может быть вариативно.

 

Наша задача заключается в передаче своего опыта эффективности, а не унифицированию всех в одну найденную форму. Мы за разнообразие при сохранении единства в цели.

 

На прощание Сергей высказал пожелание, чтобы в Иркутске и Иркутской области были представлены сильные общественные объединения, которые смогут осуществлять действенный экологический контроль.

 

 

Игорь Щербаков

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Я СЛЕЖУ ЗА ВЫХОДОМ ЖУРНАЛА «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ» НЕ ПОТОМУ, ЧТО Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН СО ВСЕМ, ЧТО ВЫ ПИШЕТЕ И ЧТО ГОВОРЯТ ВАШИ ГОСТИ. СКОРЕЙ, НАОБОРОТ. ИНЫЕ МНЕНИЯ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ ОБЩЕПРИНЯТЫХ, РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ТЕМЫ – ВОТ ТО, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННО. ЖУРНАЛ ЭТИМ И ИНТЕРЕСЕН. РЕАЛЬНО ИНТЕРЕСЕН.

 

Тимур Сагдеев, депутат Законодательного Собрания Иркутской области