вверх
Сегодня: 19.03.24
13.png

Жемчужина КБЖД

Пройти всю КБЖД за три дня – ежегодный майский мой ритуал—проверка на прочность и дань памяти в память Дня Победы. По-прежнему идти довелось от Култука, куда доехал на электричке и спустился до берега километра за два от ЖД путей, через всё это село. 

 

Лишь три тоннеля по КБЖД отделяют Култук от старой Ангасолки. Километров десять по шпалам – и вы в царстве вечного Солнца. Уж где солнце не заходит никогда – это именно падь Ангасолка… До пяти дворов тут. Зато вновь отстроенный Музей Рериха и альплагерь для туристов с гостиницей. С горок – от железки Транссиба и выше нее – бегут ручьи, и текут они так истово, что во время весны, таянья льдов, очень трудно бывает пройти наледи, не набрав башмак талой воды. Ручьи и сосны. Сопки с лагуной, винтажный мост у самой пади – на высоченных, гигантских пирамидальных ногах. 

 

 

Особая надземная реальность 

 

Если подойти с туристической стороны – тут всё так хорошо, так тихо, что хочется замереть. И уже некуда и уходить. Ни на восток, ни на запад, ни в горы ни лезть, ни в бездну Байкала ни смотреть… Недаром Рерих по пути в Тибет именно в сем месте разбивал свой лагерь, и тут само место таково. В любое время года место греется солнцем. Долгие закатные часы – оттого, что нет горок-заслонов. И ветра даже дуют как-то вскользь. За исключением злой горной турбины, пару лет назад сдувшей уже канувшую в вечность гостиницу Олд-Ангасолка и тот самый Музей Рериха, где за копии картин тогда брались деньги. Ныне отстроенный музей взымает плату лишь за бахилы. Что ж, то резонно.

 

Погранзастава детского лагеря

 

Придя сюда под вечер пешком из Слюдянки и просто перенапрягшись топать по шпалам и терпеть ярый ветер, алчное весеннее солнце, честно признаться, не очень надеялся на теплый приют. Но! Мне повезло – меня приютили. Просто поверили на слово. Дали ночлег и даже кров. Хотя кто же кому сейчас верит на слово… И вот – уютный домик с мягкой постелью, обогревателем и т-а-а-ким видом с порога – что хоть в домик не заходи, хоть в постель не ложись, хоть не отогревайся ночью. Горячие завтраки и обеды из трех сытных блюд, и еще кипучая деятельность по подготовке к новому туристическому сезону не давали уйти в себя. Интересно наблюдать также за такими разными людьми, не говоря уже о щенках или тоже сошедших с ума от весны птицах. Все ансамблем поют бесконечные трели. 

 

Альпинизм – наука с парты

 

На следующий день удалось поговорить с управляющим альплагерем Александром. Он бывший военный, и тут царит атмосфера тех самых первотоннельцев, которые, не щадя живота своего от рассвета до заката гнули спину, таскали камни, копали и трамбовали насыпи. Сам Александр рулит мини-трактором, в котором и в ковше, и в прицепе по полной горке земли. Её с бригадой они возят ближе к берегу, где вскоре будет силовой городок, как в армии: скамьи для качки пресса, турники, брусья и прочая армейская физкультуризация. Нет пока только КПП и дневального. Но зато есть качественная сытная кухня, работяги, не мнущиеся на перекурах, и четкая задача: база для настоящих будущих альпинистов. Их надо готовить с самых юных лет, так как сам Александр с детства был приобщен к тому. Только на более современном техническом оснащении тут всё будет. 

 

Юрта – символ будущего

 

Тут уже стоит юрта из… металлических заборных листов. Но это, конечно, пародия на визитный центр. Это задумка известного альпиниста Георгия Скаллера, который хотел проводить тут слеты бардовской песни с костром под куполом... По замыслу же Александра, фанатично продвинутого альпиниста, все должно быть раза в два–три больше, основательней, функциональней. Хай-тек…

– По замыслу архитектора, всё будет иметь ту же форму, только стены будут вдвое выше, шире купол – за счет световых окон, естественно, наша юрта будет утепленной и явно с отоплением. 

Спортивно-развлекательный зал со сценой вместимостью на сто человек, стена для скалолазов, на пол – маты, татами, лавки складывающиеся. 

 

Ангасолка – вся из вечности

 

Если проходить мимо по Кругобайкалке от Култука до Порта Байкал, мест с тоннелями много, и контрасты красот, света и тени, и уютных зеленых площадок – бывших гарнизонных охранных зон. Когда Кругобайкалка была, Транссиба еще не было – тут было очень значимое звено желдорпути. Колорит самой истории, сотканной из изощренной человеческой изобретательности, напирающей и с гор, из вод природной мощи, контрастного сибирского климата и усилий людей отстоять свое. Именно противоборство временного человека и вечной стихии тут чувствуется на каждом шагу… Чего только люди не замышляли на нескольких отвоеванных у гор и ещё не съеденных водами порожистых берегах – и это так же героически, как Олимпиада в Сочи, мост на остров Русский из Владивостока или Крымский мост через Керченский пролив. Как понять наш народ? Земли кругом своей – океан, битва идёт за каждый метр. За каждый аршин нависшей над пропастью контрастный природы люди бьются, как боги Эллады… Чего б проще жить – не тужить, другие уголки обжить… Нет – хочется биться за красоту и контраст. Потому что каждый такой уголок запредельной красоты полит литрами пота и крови наших дедов. После этого, оглядываясь на все наши поколения, – можно понять нынешние усилия ангасольцев… 

 

 

 

Половинная – село в пути

 

Немного пройти – и начинается 129-й километр: прям так обозначена станция – километром. Здесь раньше жил очень злой дед, сильно всех ругавший, кидавшийся с топором на идущих туристов. Наконец и его не стало. Вторая половина его дома тоже стоит закрытой. Село пустое. Два дома – и те без жильцов. Когда нет солнца, кажется вообще всё весьма безнадёжным. Ну а приходящее солнце оживляет любые живые воспоминания здесь. Далее идёт протяжённый Маритуй с его многими развязками линий ЖД, и вот, с трудом дойдя до памятника в виде паровоза, обнаруживаю себя в селе-станции Половинная. Уже смеркается, и ноги гудят так, что того и гляди лопнут сосуды. Тут жил до сей поры хороший знакомый дед Виталий Оберёмок – отличный гостеприимный товарищ, но он вот помер… Зато осталась его соседка Светлана из Иркутска, которая купила у него недавно комнатку. 

 

Мир спасут Огари 

 

У людей в городах часто бывает так, что самые близкие недовольны друг другом. Не верят и мучают свою вторую половинку. Но в природе этого почти не встречается. У редких в наших краях птиц огарей мы можем научиться верности и самоотверженности. Они никогда не разлучаются.

 

Не так давно в залив Половинный прилетела пара уточек огарей. Как раз после закрытия БЦБК. И вот они стали регулярно возвращаться по весне, жить на Байкале до осени – пока не повеет стужей. Местные жители буквально влюбились в пару этих пернатых. Со слов даже самых матёрых людей – скептиков, смотреть на их дуэт без слёз было невозможно. Никто не оставался равнодушным. 

 

Потому что истинная преданность – глубоко личное качество каждого, но не все на неё решатся. А тут, видя всего лишь парочку красноголовых диких пернатых гостей, сердце каждого таяло и замирало. Профессия репортёра подразумевает такое качество, как верить на слово всем живым людям. Без этого четкого описания пережитых ими эмоций и чувств невозможно никак передать. Поэтому я охотно верю местной жительнице Светлане Трофимовой, не так давно переехавшей жить на КБЖД, в залив Половинный. Она открыла для себя это чудо и долго мне об этом говорила. 

 

– Не только я влюбилась в этих крылатых посланников неба, но и мои окрестные друзья-соседи тоже. Особенно близко уточки стали подпускать к себе семью рыбака...

 

И даже собаки(!), дикие и непослушные большие дворовые псы, тоже переняли наше настроение и стали тихо наблюдать, смотреть и слушать часами молча(!), как кружат в тихих заводях огари... А когда они вывели птенцов и все вместе сначала плавали – выгуливали утят, а потом и ставили их на крыло, – тут уже вся деревня выходила смотреть, все не могли нарадоваться и сдержать своих слёз. 

 

Особенной трагедией для людей стало внезапное исчезновение селезня и одного утёнка после наплыва туристов, когда в бухте Половинной стояли несколько кораблей в один солнечный день. Переживали все и искали их долго. Но дикие туристы с пивом и криками исчезли оттуда тоже… Так что нет ничего удивительного, что утка-мать останется с утятами одна… и неизвестно ещё, улетят ли они перед суровой сибирской зимой на юг Китая, где они все и зимуют.

 

Все силы – на путь к Порту

 

И вот с утра снова прощаюсь с Половинной с её очень уютной бухтой и вхожу в прямой тоннель, с полкилометра, очень уж прямой, без извивов, с чётким просветиком в конце. После отличного отдыха у гостеприимных людей ноги идут легче, хотя всё ещё болят… Остаётся всёго каких-то сорок километров. По обычной дороге нормально – но шпалы со щебёнкой, тройная нагрузка под каждый шаг, особенно когда ты с рюкзаком: мучение… Впрочем, радуют станции: небольшая Хвойная и статная историческая Уланово. Последняя вообще с выложенным из природного камня мини-замком в виде стильного дома со шпилем-трубой. Некие вандалы пытались угол дома разобрать. Но всё, что смогли, – лишь несколько обтёсанных камней выковырять. И тут же их рядом и бросили – для чего только! Тут есть уютненькая лесенка из камня и с лавочкой прямо к выходу на берег Байкала. Это подкупает и не забывается. Посидеть в таком микро-владении – будто весь Байкал твой. 

 

Последняя поляна-приют 

 

Но все мои силы устремляются к последней полянке, да над самым последним тоннелем. Там очень уютно – ровное место, сейчас там зеленеет первая трава, и можно отдохнуть уж. Но как я ни стремился не щадить себя, не есть и почти не отдыхать – сил до неё не хватило: пришлось ночевать под навесом у некоего делового центра РЖД, на котором написано, что он работает круглосуточно. Но поскольку и печь там была, и кровати – было закрыто….

 

Ничего – сон крепок, когда страшно устанешь, а утро было – холодней не придумаешь. Спас только новый супертёплый спальник, разве что в щель изголовья сочился и будил холод. Но дойти лишь с километр до той поляны с новыми силами было несложно. Только вот показалось: вставать ли на постой – небо было сильно затянуто, могли полить дождики. Но делать нечего – мечту надо осуществлять, особенно когда ты к ней подошёл вплотную. И это оправдалось – до вечера ни капли, потом и небо прояснилось! Перекусы с чаями, всё, что нужно уставшему до беспамятства путнику, – настоящий отдых после нагрузки ярок… 

 

 

Михаил Юровский

Иркутские кулуары

Комментарии  

#1 Чхи 13.06.2018 19:08
Настолько бесконечно красива природа на Байкале и настолько же ужасно поведение туристов которые мимолетно появляются на его берегах. Был на КБЖД всего день, и в этот день природа и погода менялась от станции к станции, как картинки в калейдоскопе. В этих местах хорошо осознается масштаб явлений ибо Байкал это огромная сцена на которой происходят грандиозные события, а ты по сравнению с ними всего лишь песчинка.
Спасибо за чудесный рассказ и воспоминания)
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

МНЕ НИКОГДА НЕ НРАВИЛСЯ И НЕ НРАВИТСЯ АНДРЕЙ ФОМИН. НО ЕСЛИ БЕЗ ШУТОК, ХОТЯ БЕЗ ШУТОК НЕ ОБХОДИТСЯ ВСЕ РАВНО: ЕСТЬ КАКИЕ-ТО КОММЕНТАРИИ, ЕСТЬ КАКОЙ-ТО СТЕБ. И ЭТО НИСКОЛЬКО НЕ МЕШАЕТ ПРОНИКАТЬ ВГЛУБЬ "КУЛУАРНЫХ" ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ВОКРУГ ТОГО ИЛИ ИНОГО СОБЫТИЯ, - И, ПОЖАЛУЙ, ЭТО САМАЯ ВАЖНАЯ , ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ В "ИРКУТСКИХ КУЛУАРАХ", КАЖДЫЙ ВЫПУСК КОТОРОГО Я С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ И ЧИТАЮ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.
 

Леонид Альков, заместитель начальника управления пресс-службы и информации губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области