вверх
Сегодня: 19.09.21
2.png

О юморе на телеэкране и в жизни

В последнее время с юмором на российском телевидении, похоже, перебор. Он лезет, выпирает, как живот над ремнём. Сколько пультом не щёлкай – не скрыться.

Если раньше продюсеры и редакторы заморачивались, чем бы этаким удивить зрителя, то сейчас, судя по рейтингам, рецептура универсальна: больше юмора, попроще и похамовитее. Чтобы зритель расслабился.

У каждого канала – свой цех юмористов. Под стать аудитории. Кто молодёжь смешит, а кто пенсионеров от скуки спасает. Цехов, на самом деле, немного. Зато каждый из них до наглядности анатомического пособия иллюстративен.

Первый и самый успешный – постКВНновские проекты, главный из которых «Камеди Клаб» с филиалами. Большая часть комедиантов пришла из «Клуба весёлых и находчивых» в надежде подзаработать.

С находчивостью у них и, правда, полный порядок. За восемь лет «Камеди Клаб» из любительского проекта превратился в мощный бренд стоимостью несколько сотен миллионов долларов, а его участники сменили общественный транспорт на «Бентли».

И тогда же, собственно, веселье закончилось. Запас шуток, оставшихся со времён КВН, подошёл к концу, а новыми достойными в таком темпе не разродиться.

Потому и напоминают последние выпуски «Камеди Клаб», скорее, мучения человека, страдающего запорами. Вот и тужатся всё сильнее.

Впечатление лишь усиливается от того, что сами комедианты нещадно – из выпуска в выпуск – педалируют так называемый «сортирный юмор». Заветное «ж…» звучит как заклятие, мантра. А чтоб было смешнее – можно и показать.

Резиденты «Камеди Клаб» сначала ведь выезжали именно на отсутствии каких-либо запретов. И выяснилось, что матерная похабщина, ценимая ранее лишь в узких кругах, оказалась востребованной миллионами. Особенно среди молодёжи. Гопники вместо «Короля и Шута», «Сектор Газа» и «Красной Плесени» переключились на Вадима Галыгина, Гарика Харламова и Пашу Волю.

Успех «Камеди Клаб», пожалуй, стал лучшим диагнозом тому дурошлёпству, которое, словно вирус, инфицировало российское общество. Ведь пошлость живёт только в пошлом сознании.

А дальше произошло, как в песне «Машины Времени»: «Но если все открыть пути, куда идти и с кем идти?». Перепробовав всю палитру тем для шуток и номеров – от анального секса и инвалидов до половых органов и матерных частушек, – резиденты оказались в тупике. Гопники, конечно, хохотать продолжали, но уже не так бодро и надрывно, как раньше.

И подались комедианты кто куда – в ведущие, актёры, режиссёры. Перепробовали десяток проектов, которые, в общем-то, окупились, лишний раз доказав, что схавают всё, чем накормят. Но особого успеха как отдельные творческие единицы комедианты не снискали и вернулись обратно – в общую банду, чтобы и дальше лепить бесчисленные проекты, высмеивающие российскую действительность по принципу «это мы глупость глупостью вышибаем».

Пусть и сходящий на «нет» успех первого юмористического цеха «Камеди Клаб» на фоне деятельности цеха второго («Кривое зеркало», «Аншлаг» и т.п. проекты) доказал: сегодня в юморе надо быть смелее, наглее, напористее. И одной пошлой глупости в таком случае недостаточно.

Потому и поползли вниз рейтинги Петросяна, Галкина, Дроботенко. Пришлось перестраиваться; на одном кривлянии зрителя не удержишь. Пошлость, собственно, должна перерасти в вульгарность, и градус должен быть взят максимальный.

Перестройка идёт: всё больше «сортирного юмора» у Галкина, Петросяна и «Кривого зеркала». А вместе с перестройкой самих юмористов видоизменяются и их зрители, которые всё отчаянней молодятся.

Фокус же в том, что и «Кривое зеркало» с петросяниадой, и «Камеди Клаб» при всей декларируемой разнице юмора имеют одну объединяющую особенность – вторичность. Правда, вторичность разного образца.

Юмор Петросяна и компании, что тот сыр, с налётом плесени из советского прошлого. «Камеди Клаб» же, наоборот, один в один слизан с американского формата stand-up show. Видимо, на большее таланта у ребят не хватило. Тем более, что можно копировать не только Запад, но и сам КВН (фестивали, проекты).

Для чего изгаляться, если и так схавает общество, которое само полно вторичности. От тоскливой хандры по великому советскому прошлому до бездумного подражания Западу. Третьего не дано.

Потому и телевидение, и кино либо напоминают канал «Ностальгия», либо «гонят» бесконечный франчайзинг под то, что было популярно за границей лет десять-пятнадцать назад.

На фоне всего этого вторсырья ещё одно юмористическое направление, КВН, смотрится даже не цехом, а фабрикой.

Во-первых, потому, что, кажется, все остальные юмористы либо отпочковались, либо вышли из академии Маслякова (от Михаила Галустяна и Сергея Светлакова до Леонида Якубовича и Александра Пушного). Собственно, в сценарной или актёрской группах передач или фильмов, в руководстве каналов, похоже, обязательно найдётся человек, причастный к КВН. А некоторые каналы – как, например, ТНТ – откровенно паразитируют на выпускниках Маслякова. Страшно подумать, сколько их было за те 52 года, что существует КВН.

Во-вторых, это, несомненно, больше, чем просто игра или телепередача. Это стиль жизни. И 15 миллионов причастных – тому подтверждение. Ведь только в России могла родиться подобная игра. В стране, где каждый день надо быть находчивым, чтобы выживать, и весёлым, дабы не сойти с ума от окружающей действительности. Потому как шутим, так и живём.

И, в-третьих, КВН – по сути, единственный отечественный продукт, чей феномен заключено в его недостатке. Ведь с каждым годом слышится, что «КВН уже не тот». Но, ежечасно меняясь, эта игра как ничто другое отражает те перемены, которые происходят в обществе.

В советское время КВН был площадкой для того, чтобы публично говорить то, что говорить запрещалось, а ныне это лучший старт для тех, кто умеет делать едва ли не главное в современной России – смешить.

Ведь смешить сегодня жизни подобно. Потому что, с одной стороны, только смехом можно победить глупость, коей стало до невозможности много; любое другое апеллирование к глупцу априори обречено на неудачу. С другой, смех – лучшее оружие против страха. А жить в России сегодня, действительно, страшно. Потому и рождает давление снаружи юмор внутри.

И его – всё больше. Ведь логическому анализу происходящее вокруг, похоже, не поддается. Остается только одно – юморить и смеяться, шутка за шуткой выдавливая из себя напряжение и страх.

 

Платон Беседин

Источник: http://svpressa.ru/

Cheap Air Jordan 1 Mid Smoke Grey Black Shoes 554724-092

Комментарии  

#2 f16 02.04.2013 14:22
Если так пойдет и дальше, скоро мы начнем смеяться над тем, что в Узбекистане русских пытают, насилуют, выгоняют из домов и т.д. Что ж вы Александр Васильевич тему такую упускаете? Пусть вся страна смеется!
Цитировать
#1 f16 02.04.2013 14:16
А КВН все-таки не тот. Он уже давно не "отражает перемены", а конструирует их. Возьмем хотя бы команду "Сборная по вольной борьбе", где один русский и все остальные кавказцы. Молодежь таким образом приучается к мысли, что русские должны быть в меньшинстве, русских гнобят и пусть, это смешно, это нормально, это естественный процесс "вольная борьба" (шестерых против одного). А люди смеются! Так делается современная русская политика.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Как называется журнал? "Иркутские кулуары"? Не знаю, никогда его не читал.

 

Сергей Якимов, юрист

2018 Cheap Air Jordan 1 Retro High OG Pine Green/Sail-Black To Buy