вверх
Сегодня: 17.04.24
12.png

Освобождение сознания

Вырваться из «регулярной реальности» зовет нас Олег Бахтияров

 

Не успели остыть дымящиеся следы чудодея Кашпировского, едва только отряхнули иркутяне его лапшу с натруженных за полмесяца ушей, как явился нам новый теург — Олег Бахтияров, автор концепции психонетики, разработчик методик деконцентрации и активизации сознания, директор ООО «Университет эффективного развития». Журналист «МК Байкал» участвовал в неформальной встрече гастролера с иркутской публикой в «Доме А» творческой лаборатории «Театрика» 22 августа 2014 года. Из монолога психотехнолога, приглашавшего иркутян на трехдневный семинар «Активное сознание», мы уяснили, что речь идет о преодолении ограниченности сознания, жестко привязанного к «регулярной реальности», об открытии в человеке аспектов активного, творящего, выражающего его свободную волю. После семинара желающие могут в дистанционной или какой-либо иной форме примкнуть к психонетическому движению. В городах России уже работают или открываются школы активного сознания. Многие нюансы беседы показались нам недостаточно научно обоснованными. К тому же мнению пришла наш эксперт — кандидат психологических наук Лариса Боллигер, которую мы ознакомили с аудиозаписью встречи.

 

Информация в Интернете о методике нашего гостя внесла еще большую смуту в картину наших впечатлений. В филиалах бахтияровского университета преподаются такие дисциплины, как «эмансипация «я» от сознания», «стратегирование и сценирование будущего», «порождение новых реальностей сознанием из слоя творящей воли», курс сталкинга, эйдетика (что это такое и с чем его едят?) и т.д. Поэтому мы пришли к психотренеру на интервью с обоймой острых, даже провокационных вопросов. Многих из них читатель не увидит. Во-первых, сам интервьюируемый, очень бойко отвечавший журналисту, узрев свои же дословные цитаты в готовом тексте, вдруг стал отказываться от пылких речей. Он подверг редактуре каждый абзац итоговой версии. Во-вторых, мы сами не желаем участвовать в пропаганде экстремизма, в которую вылились многие высказывания нашего оппонента. Так, из интервью пришлось вымарать мажорные песни о «великом проекте национал-социализма» и «взлете Германии», категорическое несогласие с «самоуничтожительным» опытом коллективного национального покаяния немцев за преступление гитлеризма, нападки на Карла Юнга, разоблачившего механизмы нацистского манипулирования массами. Мы представляем нашим землякам Олега Бахтиярова как фигуру, востребованную нашим неспокойным и бурлящим временем. И апеллируем к здравомыслию земляков.

 

В «регулярной реальности» Олег Бахтияров известен как психотехнолог и консультант, сторонник радикально-экстремистских националистских взглядов, соратник генерала Макашова в 1993-м при штурме Белого дома в Москве, автор публицистических эссе на социально-политические темы. В марте 2014 года он был задержан в Киеве и выслан за пределы Украины за участие, если верить формулировке украинской СБ, «в подготовке захвата Верховной Рады и Кабинета Министров».

 

— Олег Георгиевич, поясните, пожалуйста, инцидент с вашим задержанием и высылкой из Украины.

 

— Эх, жаль, не было при мне 100 тысяч долларов, которые я обещал якобы повстанцам отдать, но не отдал. Значит, где-то лежат, — иронизирует Бахтияров. — Сами специалисты службы безопасности понимали всю бессмыслицу обвинений в мой адрес. Материала нет, судебной перспективы никакой. Мне предложили просто покинуть страну, чтобы самим не заниматься пустой работой. В мае срок моего удаления закончился, я могу вернуться, хотя не тороплюсь. Охота на ведьм там приобретает все более фантастические формы. 59-летнего профессора одного из киевских вузов, к примеру, обвинили в намерении за 3 тысячи долларов «гонорара» обстрелять из фейерверков польское посольство по заказу ФСБ. Показывали допрос «злоумышленника», он сидел в кадре в подтяжках трех цветов российского флага. Постмодерн... Был ли профессор, или его роль играл актер — кто знает...

 

— Система тренингов под названием психонетика — это попытка создать людей с ясным сознанием, расширенным сознанием, сверхсознанием?

 

— Психонетика — это система методов. Речь идет не о целях, а о средствах их достижения. Цели не мы задаем, а сами участники наших тренингов. Но, работая с сознанием, мы сталкиваемся с его загрязненностью множеством факторов, обусловленностью этими факторами — страстями, автоматизмами, невесть откуда взявшимися убеждениями. И эта обусловленность, подчиненность находится в мучительном противоречии с самой природой сознания. А сознание свободно и активно по своей природе, и психонетика обращается именно к активной стороне сознания.

 

— Вы говорите о новых состояниях сознания, о новых уровнях. Эти состояния и уровни искали и культивировали многие древние практики. Индийские брахманы, каббалисты, великие христианские святые, даже алхимики, которых вы не считаете шарлатанами, — все заглядывали за грань «регулярного» личностного опыта. Но это знание никогда не было профанным, оно адресовалось избранному, жестко ограниченному кругу. Людям с испытанным духовным иммунитетом. Что же будет, если вы откроете «врата мудрости» всякому встречному? «Вот имею источник, кто жаждет, приди ко мне и пей!» И какие реальности потом начнет творить этот первый встречный, из себя, из жажды своей?

 

— Вот смотрите. Меня часто пытают по поводу моих радикал-националистских настроений. А между тем именно то, что вы сейчас говорите, и есть расистские взгляды, деление на избранных и недостойных. Я не уверен, что в современном мире сохранилось деление на избранных и недостойных. В каком-то смысле мы все недостойные, все мы «первые встречные», и мы просто хотим преодолеть это свое недостоинство. Не нам свысока говорить о «духовном иммунитете» и преподносить знания о «вратах мудрости». Есть мир Сознания, столь же огромный, сложный и разнообразный, как и мир, который мы видим перед собой. Есть способы расширения, понимания сознания, а значит, понимания себя. И эти методы пригодны для всех. Кому они не нужны, к нам не придут. Но кто начинает работу с сознанием, тот расширяет свои возможности, в первую очередь, творческие. Могут ли эти расширенные возможности использоваться во вред? Могут. В магазине продается кухонный нож, он приспособлен для резки хлеба и мяса, но ведь кто-то им режет свою тещу. Всех детей учат читать и писать, но кто-то ведь пишет зловредные и развращающие тексты. Вы будете отбирать тех, кто в будущем будет писать только пристойные тексты? Как?

 

— Ну, это уж демагогия какая-то, Олег Георгиевич.

 

— Отнюдь. Все в жизни обоюдоостро.

 

— Очень взволновало меня ваше свидетельство о намерении создать для отображения запредельных форм сознания новую лингвосистему, более совершенную, чем обычный человеческий язык. Во-первых, это задача просто непосильная для группы индивидуумов, поскольку языки исторически кристаллизовались народами и тысячелетиями. Во-вторых, это какая-то узурпация функций Божества, вам не кажется?

 

— Ничуть. Мы ведь созданы по образу и подобию, а значит, и призваны уподобляться, стремиться к этому. У нас есть свободная воля — высший божественный дар, которая, как правило, спит. Человек задуман как существо свободной творящей воли, но она редко просыпается, не мы создаем язык, а культура, наша вторая мать. Задача в том, чтобы пробудить в себе способность порождать новые реалии, в том числе и язык. Чем Адам занимался в раю? Он давал имена животным, давал имена окружающему миру, он творил язык. Но случилось грехопадение, и один из его аспектов — отказ от свободной воли, «согласие» получать готовые «инструкции» извне. Человек, как мы его видим сегодня, ленив и смутен. Шаг от свободы к обусловленности — это шаг прочь от Бога, от Вечности, навстречу смерти. Психонетическая практика как раз и содержит в себе попытку выйти за пределы обусловленности. Это очередная попытка, не первая и не последняя. Человек сегодня в очередной раз на распутье: стать полностью обусловленным существом или все-таки существом свободным.

 

— Богочеловеком, как говорил Заратустра?

 

— Ну, я бы не стал так далеко простирать горизонты…

 

— Что привело вас именно в Иркутск?

 

— Позволю себе одно ложное пророчество. Ведь все современные пророки — лжепророки, не так ли? Некогда доминирующими цивилизациями были Греция, Рим, Индия, Китай, потом Европа. Потом на авансцену вышли Америка, СССР и снова Китай. Что дальше? Что в запасе? Сибирь и Австралия. Тихие дальние «провинции» человечества, где копится потенциал будущего. Но это, подчеркиваю, лжепророчество. На самом деле речь идет о сотрудничестве с иркутскими организациями.

 

— Политическими?

 

— Прежде всего творческими.

 

— Куда вы отправитесь от нас? Поедете на Украину?

 

— Посмотрим, это не от меня зависит, не совсем ясны взаимоотношения с СБУ. У меня сложное отношение к украинским событиям. И по одну, и по другую сторону фронта у меня есть друзья, люди, с которыми я сотрудничал по разным проектам. Кто-то из них убит, кто-то арестован. Я вижу два различных проекта. Один — это возрождение державного величия России, которая должна преодолеть упадок и создать новые цивилизационные формы, более сильные, чем СССР, продолжить восхождение русской цивилизации от Третьего Рима через Империю и СССР к тому, что за горизонтом. И в этом русская правда. Но рядом с нами рождается Украина как государство. Рождается, как и положено, в кровавых судорогах. Украинская элита стремится создать свой собственный проект, свой первый проект. И это ценно, нсмотря на всю кровавую кашу, препятствующий этому проекту олигархат, растущую зависимость от Запада. В этом правда Украины. Как русский, я должен быть на стороне России (как там поется в гимне — «Россия — священная наша держава»), но и украинский проект я тоже хорошо понимаю.

 

— Вы думаете, это возможно, чтобы Россия вновь стала державой?

 

— Конечно, хотя многим это кажется невозможным. Но ведь невозможные задачи — самые интересные, не так ли? У моей следующей книги будет подзаголовок «Как построить Четвертый Рим, которому не бывать». Я думаю, наша задача — сотворить то, чего не может быть.

 

Не буди лихо…

 

Постулаты знаменосца психонетики вызывают тревогу не у нас одних. Известнейший и титулованный ученый, лидер трансперсональной психологии Владимир Козлов называет их профанацией. На интернет-форумах полно негативных отзывов о курсах «Университета эффективного развития». Санкт-петербургская духовная академия предварила свою позицию заголовком «О секте Бахтиярова», настойчиво напомнив нам, что психология — серьезное оружие, которое можно использовать в разных, в том числе темных целях. Михаил Вершинин, социальный психолог, специалист по деструктивным культам, называет психонетическое движение «как минимум лженаукой». Блогеры видят в нем «эклектичную, то есть лоскутно сшитую «франкенштейновскую» замануху». Много говорится о непрозрачности биографии новатора, о его близости к экстремальным патриотам, о загадочном участии в вооруженных конфликтах в Приднестровье, Абхазии и других горячих точках. Цитируются фрагменты его работ, которые сложно не назвать открытым панегириком фашизму. Андрей Гостев, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, выражает предположение: «Думаю, за ним стоят проекты, финансируемые… одной из спецслужб».

 

Мы отправили запись встречи Олега Бахтиярова с его потенциальными «клиентами» кандидату психологических наук, доценту кафедры психологии ИрГТУ Ларисе Боллигер. Предлагаем читателю ее впечатление.

 

— Прежде всего, стоит сказать, что все элементы, все инструменты, которыми оперирует Бахтияров, не новы. Я здесь вижу составляющие, собранные из разных направлений: приемы гештальт-терапии, трансперсональной психологии, психологии сознания, отголоски пассионарной теории Льва Гумилева (к которым, кстати, не очень серьезно относится официальная наука), исследований об уровнях сознания Марка Пальчика, не говоря уже о принципах древних религиозных аскез. Изобретая свой «велосипед», психотехнолог позаимствовал «винтики» и «шпунтики» у целого ряда предшественников и не особенно ладно подогнал их друг к другу. Меня больше всего смущает неопределенность термина «сознание», с которым Бахтияров обращается очень вольно. Что он понимает под сознанием? От него самого я услышала только метафору — «бесконечно огромный мир». А что он подразумевает под термином «я»? Что тренер намерен трансформировать? От чего обещает эмансипировать человека? О каком «я» идет речь? О социально обусловленном. Представьте себе, что может получиться, если создать группы людей, сбросивших «ярмо» социальных ограничений.

 

Практики выхода за пределы скованного условностями «я» существовали со времен глубокой древности. Но все они были закрытыми для большинства людей, недоступными для обывателей, для профанического мира. Все они расцветали в неких духовных оазисах, в «шамбалах» со строгим отбором адептов. И это правильно. Потому что овладение трансцендентными состояниями психики отнюдь не безопасно и не безобидно. Я бы очень осторожно подошла к попыткам психонетики культивировать выходы в «сверхсознание». Здесь явно просвечивают мотивы ницшеанского «Так говорил Заратустра», которые, мы помним, Гитлера завели очень далеко, а вместе с ним и сотни тысяч людей в Европе, опьяненных манифестом сверхчеловека.

 

Социальная ограниченность нашего «я» — гарантия социальной адекватности индивидуума, его конструктивной встроенности в общество. Если снять эту культурную цензуру, человек начнет действовать, исходя из своих потребностей. Будут ли это высшие духовные потребности? Очень сомнительно. Высшие духовные потребности надо долго и кропотливо воспитывать. А вот низменные страсти и инстинкты всегда наготове, они только и ждут случая вырваться на свободу.

 

В чем заключается внутренняя свобода по Бахтиярову? Вопрос остается открытым. Я полагаю, единственная свобода, доступная человеку, живущему в социуме, — это свобода выбора с осознанием его последствий.

 

Олег Бахтияров рассказал, что психонетика развивалась как прикладная дисциплина. Тренинги призваны были обучить персонал спецподразделений действовать, игнорируя какие бы то ни было психологические воздействия извне. То есть выполнять поставленную задачу, невзирая на внешние помехи. Ключевым моментом здесь объявлена целенаправленная воля. Перед моим взором сразу встает образ из фантастических боевиков об универсальном солдате — машине, зомбированной на конечный результат и преодолевающей на своем пути все препятствия.

 

И уж совсем интригует перспектива моделирования мира и будущего с помощью пробужденной активной воли, о которой так вдохновенно говорит автор метода. Какую реальность будут моделировать его ученики? Личную, персональную? Или для всего человечества? Тут уж как-то и мороз по коже… За все человечество можно только, как Иисус, душу свою положить. А все остальное… Видывала история таких «модельеров».

 

От редакции. Удивительно, что Лариса Боллигер ничего не знала об экстремистских тяготениях нашего гостя. На предварительной встрече с людьми он политических моментов абсолютно не касался. Но острым взглядом профессионала и чуткой женской интуицией Лариса Васильевна нащупала скрытый нерв «революционного» учения. Так что «бойтесь данайцев», любители психоэкспериментов.

 

Wholesale Cheap Nike, Jordans, Adidas, Air Max Shoes China Sale Online Марина Рыбак

МК Байкал

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

«СВОБОДА СЛОВА И ПЕЧАТИ» – ВОТ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА ДЕРЖИШЬ В РУКАХ ЖУРНАЛ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ». ИНОГДА ДАЖЕ МОГУТ ПРОБЕЖАТЬ МУРАШКИ ПО КОЖЕ ИЛИ ВСТАТЬ ДЫБОМ ВОЛОСЫ, КОГДА ЧИТАЕШЬ СТАТЬИ ИЛИ ИНТЕРВЬЮ. ПРИЯТНО ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ ЛИЦА ДРУЗЕЙ, ИНОГДА УЗНАЕШЬ О НИХ МНОГО НОВОГО И НЕОЖИДАННО ИНТЕРЕСНОГО.

Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер,
директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK