вверх
Сегодня: 26.04.24
7.png

Прожорливая избушка

Архитектурные памятники угрожают разорением своим владельцам. 

Людям, живущим в зданиях, являющихся архитектурными памятниками, скорей всего придется от них отказаться и найти себе жилье попроще. Владельцам офисов, имеющих историческую ценность, предстоит тщательно взвесить свои финансовые возможности по их содержанию. Дело в том, что с августа ужесточилось законодательство, в разы увеличившее штрафы и уголовную ответственность за ненадлежащее содержание объектов культурного наследия. В Иркутске находится более тысячи архитектурных памятников, и более половины из них — в частной собственности. Уже второй год в областном центре дома-памятники, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляют инвесторам, которые вкладывают большие средства в их восстановление, после чего получают памятник в собственность. Однако это дорогое удовольствие по карману далеко не каждому. В основном в домах-памятниках проживают отнюдь не миллионеры, и теперь им предстоит продать свой дом, так как найти миллионы на его реставрацию они не смогут, точно так же, как и платить многотысячные штрафы за ненадлежащее содержание этих зданий.

 

— Лично я думаю, что людям, которые не имеют финансовой возможности содержать памятник надлежащим образом, лучше избавляться от этого имущества: продавать, обменивать, в конце концов, существует возможность деприватизации. Если же люди живут по принципу «я здесь родился, здесь и умру», то они должны взять на себя все обязательства по его содержанию, — подчеркнул руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Вадим Литвиненко. — Мы понимаем, что содержать памятники сложно и дорого. Но мы сохраняем не отдельно взятый деревянный дом, а историю. Ведь не секрет, что многие объекты культурного наследия имеют ценность не с точки зрения архитектуры, а потому что там происходили определенные исторические события. Поэтому с точки зрения сохранения памятников изменения в законодательстве дадут положительный эффект.

 

Вступившие в силу законодательные изменения коснулись как Уголовного кодекса, так и Кодекса административных правонарушений РФ. Так, по уголовной статье за уничтожение или повреждение памятника максимальный штраф вырос с 30 тыс. рублей до 3 млн рублей, а максимально возможное лишение свободы — с двух до шести лет. Кроме того, в УК РФ появилась новая статья — за нарушения правил использования объектов культурного наследия теперь грозит штраф до 1 млн рублей и до двух лет лишения свободы, а за незаконный поиск и изъятие археологических предметов до шести лет лишения свободы.

 

В качестве административной ответственности самый большой штраф — до 60 млн рублей — за повреждение объектов культурного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Правда, в Иркутской области таких объектов нет. За повреждение других объектов культурного наследия штраф увеличен с 30 тыс. до 300 тыс. рублей для физических лиц и с 50 тыс. до 20 млн рублей для юридических лиц. За проведение работ без разрешения органов охраны памятников штраф вырос с 1,5—3 тыс. рублей до 1 млн рублей. Нововведением стала административная ответственность должностных лиц, в результате неправильных управленческих решений которых был нанесен вред памятнику. За такое правонарушение предусмотрен штраф до 600 тыс. рублей.

 

При этом месторасположение памятника, которому был причинен ущерб, не имеет никакого значения: ответственность будет одинакова и за особняк в центре города, и за ветхую избушку в глухой деревне, если она внесена в реестр объектов культурного наследия.

 

Охранные обязательства выдаются владельцам при регистрации права собственности, однако до сих пор встречаются случаи, когда люди не подозревают, что живут в памятнике.

 

— Это бывает редко и случается, если документы на дом были получены десятки лет назад и сам дом с тех пор ни разу не перепродавали, — отметил Вадим Литвиненко. — Как правило, с этим сталкиваются наследники, которые после смерти родственников приходят в Росреестр регистрировать собственность. Вместе с правом на дом им вручают охранные обязательства, которые они будут обязаны выполнять. Так что иногда проще от такого наследства отказаться.

 

Чаще всего факты нарушений, которыми могут считаться как незаконная перепланировка, так и ненадлежащее содержание, в результате которого дом обветшал, вскрываются как раз при регистрации прав собственности, то есть при наследовании или продаже. Другой случай — это «донос» соседей, которые частенько жалуются в службу по охране памятников.

 

Если владелец дома-памятника примет решение продать его, то сделать это будет легко, только если он расположен в центре города и является коммерчески привлекательным.

 

— Есть пример, когда строительная компания выкупила два таких дома, построила рядом с ними жилой комплекс, предоставив прежним собственникам там квартиры. Дома-памятники же были отреставрированы, сейчас там располагаются разные организации, — рассказал Вадим Литвиненко. — В областном центре, в частности, существует Агентство развития памятников Иркутска, которое занимается привлечением инвесторов к реставрации памятников и последующим предоставлением в собственность. Не исключено, что это агентство также может находить какие-то варианты для обмена жилья.

 

Попытка исключить свой дом из реестра объектов культурного наследия успехом вряд ли увенчается: юридически такая возможность предусмотрена, вот только разрешение на это может дать только правительство РФ. Так что для тех, чей дом не интересует инвесторов, по сути, единственным выходом остается деприватизация, которая хоть и лишит права собственности на дом, однако избавит от угрозы многотысячного или даже миллионного штрафа.

 

Александрина Дмитриева

 

Источник: http://baikal.mk.ru

FASHION NEWS

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Для меня «Иркутские кулуары» не такие уж иркутские. Некоторые статьи журнала посвящены вопросам, которые подчас трудно отнести к городской или, скажем, областной тематике. Однако это позволяет расширять сознание. И, если в других изданиях я какие-то статьи могу просто пролистнуть, в вашем журнале я читаю всё от конца до начала. 

Елизавета Осипова, кандидат технических наук, преподаватель.