вверх
Сегодня: 24.04.24
15.png

Сегодня и завтра «универсального солдата» туристического рынка

 

 

 Есть такой анекдот: директор картинной галереи говорит новому экскурсоводу: «Платим мы, правда, немного, но зато вы будете иметь кое-какие льготы». «Какие именно?» — спрашивает гид. «Сможете несколько раз в день бесплатно смотреть на выставленные здесь картины». Ну, а если серьезно, то сегодня многие используют приложения в смартфоне, различные аудиогиды. Остается ли в современной реальности место «живым» экскурсоводам? Насколько востребована сегодня такая работа? Каким специалистом надо быть, чтобы занять свою нишу на этом рынке? Тем более что гид — это не только «универсальный солдат», эрудит, рассказчик, организатор, но еще и визитная карточка нашего города и региона. Именно экскурсовод представляет, презентует Иркутск и наше все — Байкал — туристам.

 

Война божеств и гимн СССР

 

Иркутянка Наталья Розова захотела перемен в жизни именно в разгар пандемии. «Я вдруг осознала: если сейчас не открою для себя что-то новое, что будет давать мне интерес и волю к жизни, то никогда этого не сделаю. Задумалась — что я люблю больше всего? Путешествия, походы, горы, общение с интересными людьми — вот что мне нужно, как воздух». И все эти составляющие нашла в работе организатора экскурсий.

 

Прошла трехнедельные дистанционные курсы экскурсоводов при Иркутском колледже экономики, сервиса и туризма. (Несколько лет назад она уже училась на курсах гидов при ИГЛУ). Занятия дали много теоретических знаний, в том числе о том, как держать внимание аудитории, но, по словам Натальи, было бы гораздо интереснее пригласить на занятия профи этой сферы, чтобы они делились своим опытом с новичками. Хотя, возможно, немногие захотят перед потенциальными конкурентами распространяться о своих наработках.

 

Летом на Байкале Наталья решила опробовать умения на практике. Заключила договор с турбюро на проведение экскурсий. Прежде всего, конечно, требовались знания местности, истории, местных традиций, легенд и немного разговорного английского. Первая экскурсия была на остров Огой, затем на Ольхон, в Тажеранские степи. Но самый сложный тур оказался на Соленые озера.

 

— Надо было придать поездке прелести, так как сами озера выглядят довольно неживописно. За ночь написала экскурсию про местные поверья, опираясь, в частности, на книгу Тимура Дугаржапова «Секретная история бурят», которая в свое время вызвала много споров среди ученых, но написана живо и увлекательно. А чтобы сделать рассказ еще динамичнее, придумала целый сюжет про борьбу темных и светлых божеств, как они сражались, интриговали друг с другом. Но на месте выяснилось, что микрофона в автобусе не будет и я поставила фоном бурятскую национальную музыку. Она идеально дополнила мою историю.

 

Знание иностранного языка гиду, хотя бы на бытовом уровне, необходимо, но навыки разговорной речи без практики быстро улетучиваются. Когда однажды руководитель забыл предупредить Наталью о том, что экскурсию надо будет проводить для иностранцев, она пришла в замешательство. Тем более что гостям ее представили как «лучшего в мире экскурсовода».

 

— Я зашла в автобус и онемела, увидев перед собой немцев, испанцев, перуанцев. Я испуганно смотрела на туристов, они — на меня. Группу сопровождал переводчик, но на тот момент он был дьявольски измотан и ушел спать. Пазик, которому уже лет пятьдесят как полагалось стоять в музее и на котором еще неделю назад красовалась надпись «Ритуальные услуги», отправился в путь с мыса Кобылья голова на мыс Хобой. Сидя на перекладине между дверью и водителем, я напряженно соображала — что делать. И тут меня озарило. Набрав воздуха, я затянула: «Ой при лужке, при лужке, при широком поле. При знакомом табуне конь гулял на воле!». Немцы изумленно достали камеры и начали снимать. Наша соотечественница, эмигрировавшая в Германию, расчувствовалась и заплакала. Между песнями (а спела я весь репертуар моей бабушки) практически жестами рассказывала бурятские легенды и мифы. Потом предложила каждому исполнить по куплету своей любимой песни. Это было здорово! Уже побывав на Хобое и полюбовавшись потрясающими видами, где сливаются Малое море и большой Байкал, мы ехали назад по лесной дороге, от которой иностранцы пришли в восторг. Немолодой немец попросил меня спеть ему гимн Советского Союза. «У нас гимн не такой красивый, — сказал он, — а ваш я так люблю. Пой, Наташа!»

 

 

Селфи над пропастью

Одна из проблем для начинающего гида, считает Наталья, — соблюсти хронометраж. Экскурсия должна быть четко регламентированной по времени. В турах, как правило, следует чередовать прогулки и дорогу, активную и пассивную части программы. Поэтому в поездках гид не только мастер увлекательного рассказа, но еще и мамочка для всех. Он со всеми нянчится, следит за тем, чтобы туристы долго не зависали у прилавков с сувенирами, чтобы никто не заскочил на опасный склон и не стал делать селфи над пропастью. Кому-то надо показать, где туалет, кто-то хочет перекусить. Есть и такие, которые, не считаясь с остальными, могут просто уйти самостоятельно осматривать окрестности. Экскурсовод должен всех держать в поле своего зрения. Он бегает за каждым и уговаривает вернуться к автобусу, ведь если не уложиться в отведенное время, можно опоздать на паром и заночевать в степи.

 

Одна из сложностей — это неожиданные вопросы, на которые экскурсовод должен точно и интересно ответить. Иностранцы, например, часто спрашивают: «Какие верования у жителей Прибайкалья?». И искренне удивляются, узнав, что многие жители до сих пор придерживаются шаманистских ритуалов, бурханят, просят удачи у местных божеств, а поднявшись на священную гору, кладут на ритуальный столик сладости и монетки.

 

Со временем Наталья научилась видеть группу, управлять ею. Объяснять, почему нельзя нырнуть с той скалы в воду или бросать окурки в сакральном месте. Сглаживать споры и конфликты. Бывает, люди собираются на экскурсию с разных турбаз, все усталые или на взводе. Задача гида — снять общее напряжение шуткой или забавной репризой. Например, москвичам, уставшим от суеты большого города, экскурсовод говорила: «Обещаю, что в пути мы не увидим ни одной асфальтированной дороги, ни одного небоскреба и «Макдональдса».

 

 

Гостиница на колесах, квартира-сокровищница

 

Выбирая темы и маршруты для авторских туров, Наталья отталкивалась от своих собственных интересов. Почему бы в те места, рассуждает она, куда я хожу одна, не брать с собой группу?

 

— Обожаю поезда. Под стук колес слетает вся депрессия, испаряются все мрачные мысли. Были моменты, когда я садилась в электричку и ехала в ней совершенно одна. Поезд — это гостиница на колесах, там можно отдохнуть, пообщаться, сходить в ресторан. Купе, откровенные разговоры, дружеская компания. Это хороший формат для экскурсии. Как-то мы с подругой отправились на поезде до порта Байкал. Там надели меха, украшения, старинные наряды и пофотографировались в интерьерах одной частной турбазы, у паровоза. Получились снимки в стиле стимпанк.

 

Так родилась идея тура по КБЖД в стиле ретро. Гиды, одетые в костюмы начала ХХ века. Просмотр старого немого кино, старинных фото и афиш из «Восточного обозрения». Еще в поезде гости смогут лучше погрузиться в атмосферу той эпохи. А чтобы усилить эффект, на ночевку их поселят в усадьбе антиквара, где можно будет сфотографироваться в красивых нарядах среди старинных вещей.

 

Наталья не только сама проводит экскурсии, но и привлекает экспертов, которые обладают эксклюзивной информацией по теме. Недавно познакомилась с одним коллекционером, знатоком истории города, бытописателем иркутской старины. Придя к нему в гости, была заворожена атмосферой дома — тонкостью интерьерных решений, иронией и нотками ностальгии. Тут у нее возникла идея камерной экскурсии по этой квартире-сокровищнице, где глаза разбегаются от старинных вещей и редких коллекций.

 

Моя собеседница уверена, что на смену стандартным турам и экскурсиям сегодня приходят индивидуальные авторские программы, ведь нынешние клиенты — искушенные и требовательные. Коронавирус многое заставил пересмотреть. Гиды ищут новые темы, необычные решения и подходы. Ломают шаблоны. Люди нуждаются в новых смыслах и в новых впечатлениях. Многих интересуют узкие темы, поданные глубоко и нетривиально: гастрономические, транспортные, этнографические.

 

Для того чтобы начинающему специалисту закрепиться на рынке, говорит Розова, нужна креативность, постоянное развитие, расширение багажа. Одна корочка ничего не дает. В этой сфере сегодня большая конкуренция, есть настоящие мастера своего дела, которые имеют свою аудиторию и зарабатывают хорошие деньги.

 

 

По гидам перебор, но «настоящих буйных мало»

 

Журналист, автор книжной серии «Иркутские истории» Валентина Рекунова не просто профессиональный экскурсовод, а гуру в этой сфере. Она уверена: сейчас на первый план выходит не качество подготовки гида, а его умение пристроиться в хорошее место.

 

— Сегодня понятие экскурсовод совсем не то, что было в 70-80-е годы. Да и сами времена поменялись. Все перевернулось с ног на голову. Раньше на курсы при областном бюро путешествий был строгий отбор. Принимали только людей с высшим образованием. К окончанию курсов требовалось написать авторскую экскурсию, и защищали ее, как диссертацию, в окружении строгих преподавателей. Тогда гиды ценились прежде всего индивидуальными текстами. Сегодня толковые специалисты оказались не у дел.

 

Недавно Валентину пригласили на курсы экскурсоводов прочитать лекцию о дореволюционной полиции. Пару раз в ее рассказе мелькало выражение «портфель экскурсовода». После лекции к ней подошли несколько девушек и спросили: «А что это такое?». Сегодня, считает эксперт, профессия гида мельчает, специалисты становятся более поверхностными.

 

— Проходя по Карла Маркса, несколько раз наблюдала, как у драмтеатра останавливалась машина, из нее выходила пожилая чета, как правило, немцы, и молодая барышня, которая на неплохом немецком произносила: «Перед вами здание драмтеатра, которое построил архитектор Шретер». Затем туристы садились в авто и уезжали, вполне удовлетворенные рассказом.

 

Бывает, что сегодня иностранцы, желающие поехать на экскурсию по городу, звонят напрямую в ИГЛУ. Туристы сами прочерчивают желаемый маршрут, а дама, владеющая немецким, собирает материал и принимает гостей. Можно сказать, сегодня образовалась такая подпрофессия преподавателя-гида. Кроме того, у всех под рукой интернет. Легко можно написать авторскую лекцию, использовать уже готовые наработки и ключи. Но будет ли она кому-то интересна?

 

Аттестация: зло или благо?

 

На государственном уровне, как оказалось, тоже обеспокоены уровнем и качеством работы расплодившихся специалистов экскурсионного жанра.

 

Второго чтения в Госдуме ждет законопроект об обязательной аккредитации российских экскурсоводов и гидов-переводчиков. Его цель — повысить качество услуг, упорядочить и сделать прозрачным российский туррынок. Внедрить более четкие профессиональные стандарты для экскурсоводов.

 

Закон написан в защиту профессиональных экскурсоводов России, поскольку сейчас отсутствует единая система подготовки гидов, а вся индустрия захвачена иностранными деятелями, которые порой дают «искаженное представление об истории России».

 

Предлагается ввести обязательную аттестацию гидов, которую надо будет проходить каждые пять лет. Необходимо будет регистрировать каждый маршрут и согласовывать каждый текст.

 

У документа немало противников. Создатели небольших авторских экскурсий, городских прогулок, работающие в основном на местных жителей, считают, что законопроект «сводит к нулю все наработки в авторском и клубном туризме за эти годы», останавливает развитие экскурсий и возвращает во времена бюро «Спутник» и «Интуриста». Но в одном поспорить трудно: количество еще никогда не означало хорошего качества. Контроль в столь ответственной сфере необходим.

 

Каждый выходной от гостиницы «Ангара» (такая негласная точка сбора) отъезжают несколько наполненных экскурсионных микроавтобусов. Иркутяне стали очень активны. Спрос именно на экскурсии, если последить за их заполняемостью в соцсетях, не падает даже зимой. То есть вопрос о востребованности гидов чисто риторический. Начальник отдела развития въездного и внутреннего туризма агентства по туризму Иркутской области Ирина Томсон подтверждает: профессия экскурсовода в Приангарье сегодня крайне востребована и важна. Более того, освоить ее можно в колледжах или в вузах с гуманитарным профилем: культурология, история, лингвистика и иностранные языки. Также экскурсоводов готовят учебные заведения, в которых есть специальности, связанные с туризмом: «Сервис и туризм», «Гостиничный бизнес», «Туризм и гостеприимство». Для будущих гидов есть и краткосрочные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Экскурсоводы требуются как в музеях, так и для сопровождения гостей по маршрутам региона.

 

Частично функции экскурсоводов исполняют сегодня виртуальные гиды и туристические приложения, которые можно установить в своем смартфоне. С их помощью легко сориентироваться на местности, узнать необходимую информацию и при этом не зависеть от жесткого расписания и других участников тургруппы. Но все эксперты сходятся в одном — «живого» рассказчика с чувством юмора, своим видением темы никакое приложение не заменит.

 

Екатерина Санжиева



Источник: http://vspress.ru/segodnja-i-zavtra-universalnogo-soldata-turisticheskogo-rynka/?fbclid=IwAR2NBgzWMocn2CEi774sHDm6dipk9J1_VbdWhTw1TwrpaXYg9mde5PdEOXQ

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТЯЖЕЛОВАТЫЙ У ВАС ЖУРНАЛ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ. МНОГО О ПОЛИТИКЕ ПИШЕТЕ И ОЧЕНЬ СЛОЖНО.

Марина Попова, преподаватель русского языка и литературы