вверх
Сегодня: 24.04.24
4.png

Сергей Станкевич объясняет «Русской планете», почему в 1990 году необходимо было принимать Декларацию о суверенитете России

Сергей Станкевич объясняет «Русской планете», почему в 1990 году необходимо было принимать Декларацию о суверенитете России

 

Коммунистическая империя, каковой без сомнения был СССР (писатель А.Проханов использует термин «Красная империя»), держалась на трех китах: монопольная идеология, монопольная партия и репрессивная машина, охранявшая монополию идеологии  и партии  от любых покушений на генеральную линию.

 

В конце 80-х перед руководством СССР впервые встал вопрос: отступать или давить протест? Сил и средств для удержания в узде стран социалистического лагеря у Москвы уже не было, а кроме того, вся идеология и весь имидж «перестройки» исключали интервенцию.

 

Начал работать «принцип домино»: демократические перемены в Чехословакии, Венгрии, переходное правительство «круглого стола» в Польше, падение и казнь Чаушеску в Румынии, падение Берлинской стены. Фактический, а затем и юридический распад Варшавского договора.

 

Этот поток ошеломляющих событий ежедневно обрушивался на республики в составе СССР, на головы советских граждан; старый Союз, прикованный к химере коммунистического строительства, трещал по всем швам. Все меньше людей верило в коммунизм, рухнувший на их глазах в Европе; все больше людей понимало, что падение коммунизма в СССР уже не за горами.

 

К началу 1990 года большинство республик, входящих в СССР, провозгласило свой «суверенитет», а многие открыто готовились к провозглашению независимости.

 

Россия была в составе Союза своего рода «изгоем»: она фактически управлялась напрямую из союзного центра и не могла участвовать ни в каких переговорах с другими республиками о новой форме межгосударственного объединения.

 

Кроме того, 20 автономных республик и областей в составе России самостоятельно провозглашали «суверенитеты» и пытались вести переговоры о вступлении в новый Союз напрямую, минуя уровень РСФСР. Еще немного, и Россия напоминала бы кусок голландского сыра с большими и малыми дырами по всему пространству.

 

Первый съезд народных депутатов РСФСР. Кадр: Youtube

 

Во второй раз, встав перед дилеммой – давить силой внутренние суверенитеты, или отступать – руководство СССР отступило и начало подготовку нового Союзного договора.

 

Вот в такой обстановке и встал вопрос о суверенитете России.

 

Первыми этот вопрос – в полемическом плане - подняли два известных русских писателя Валентин Распутин и Василий Белов на Съезде народных депутатов СССР. В ответ на постоянные разговоры о выходе из состава СССР различных республик и на обвинения в адрес «имперского центра» Белов, в частности, заявил: «Поумерьте ваши притязания, а то ведь в один прекрасный день Россия со всеми своими землями может захотеть выйти из состава СССР». Эти слова имели широкий резонанс.

 

В марте 1990 года происходит сразу несколько важнейших событий. Отменена 6-я статья Конституции СССР (о монопольной роли КПСС) и начался переход к многопартийной системе; М.С.Горбачев избран президентом СССР; Б.Н.Ельцин избран народным депутатом РСФСР с ясной претензией на руководство в России; Литва и Эстония как «первые ласточки» провозгласили свою государственную независимость.

 

Новые драматические события добавились в апреле-мае 1990 года. На местных выборах в 20 крупнейших городах России, включая Москву и Ленинград, победила оппозиционная в отношении коммунистов «Демократическая Россия»; Б.Н.Ельцин избран председателем Верховного Совета РСФСР; провозгласила независимость третья беглянка - Латвия. Суверенизация остальных республик шла полным ходом.

 

В такой обстановке от России и ее нового руководства требовалось срочно определиться. Во-первых, нужно было стать полноправным участником переговоров о судьбе СССР, представляя определенную территорию и имея за спиной какие-то ресурсы влияния. Во-вторых, нужно было срочно скрепить территориальную и правовую целостность самого российского государства в сложившемся на тот момент виде. Альтернативой мог стать обвальный распад всего евразийского пространства.

 

В ходе нескольких совещаний команды Ельцина в мае 1990 года было принято решение форсировать подготовку и принятие Декларации о суверенитете России.

 

Проект писали С.С.Алексеев, А.М.Яковлев, В.А.Туманов с участием С.М.Шахрая. Обсуждали постатейно, спорили горячо. Основной мотив споров: не ускорим ли мы тем самым распад союзного государства? Как, наоборот, стимулировать интеграцию на новых условиях?

 

Решено было, что Декларация станет актом конституционного уровня. В ней впервые устанавливалось гражданство РСФСР с сохранением гражданства СССР, утверждался суверенитет законов и руководства России на всей территории республики. Фактически объявлялся вне закона любой сепаратизм (изменения в границах или статусе внутренних территорий только через Конституцию и законы федерации).

 

Важно, что целью России провозглашалось участие в составе обновленного Союза ССР, которому незамедлительно делегировалась значительная часть российского суверенитета на договорной основе. Вместо прежнего насильственно скроенного СССР (уже потерявшего первые три республики) по инициативе России возникал новый договорный Союз на нормальных демократических принципах.

 

Декларация о государственном суверенитете СССР была принята 12 июня 1990 года. За этот исторический документ проголосовало 907 народных депутатов, против было всего 13.

 

Это был первый основополагающий акт обновленной российской государственности, позднее легший в основу Конституции 1993 года.

 

Сергей Станкевич

Источник: http://rusplt.ru/

 

nike pegasus 89 maroon blue pink shoes black pants

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЖУРНАЛ КАК ЖУРНАЛ, ТОЛЬКО В КИОСКАХ НЕ ПРОДАЕТСЯ И ВЫХОДИТ РЕДКО. НУ, КТО-ТО ЧИТАЕТ. ШЕФ МОЙ, НАПРИМЕР... А БОЛЬШЕ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, КТО ЕГО ЧИТАЕТ.

 

Наталья Попова, секретарь