
Я курю на балконе, погода серая, как сигаретный дым, на город сверху что-то льется, надеюсь, льет Господь, а не Собянин, поскольку Господь наш город все-таки как-то терпит, а мэр откровенно ненавидит. За спиной надрывается телевизор, восторженно и угрожающе. Вы, кстати, заметили, что это теперь общий тон всех телепередач — восторг в сочетании с угрозой?
Такая вот интонация у эпохи.
Телевизор надрывается не просто так — обещает показать прямую линию. С Владимиром Путиным. «Один на один с Россией!» — восторженно и угрожающе говорит телевизор. «Самые популярные вопросы уже сейчас доступны на сайте прямой линии!»
Ищу ссылку. Ссылка есть на официальном президентском сайте. Если нажать на нее — появляется заставка. Тревожная красная полоса «Внимание! Вы покидаете веб-сервер Кремля!» Надеюсь, за это пока не сажают. И, отдельно отмечу, — все та же восторженная угроза.
Один на один с Россией. Эффектный, богатый смыслами слоган. Единая Россия, без всяких кавычек, коллективное тело. Коллективное тело встречается с собственной головой. Один раз в год, да и надо ли чаще?
Вопросов уже — сотни тысяч. Кстати, а что было бы, если бы голова ответила на все? Год за годом проходит, приходишь после работы домой, а там президент продолжает отвечать на вопросы. Отчего бы не вернуть в школу конкурсы строевой песни? Как победить коррупцию? Почему в деревне Марусино до сих пор нет фонарей?
И голова всегда при деле, и тело бы не факт, что проиграло.
Вопросов сотни тысяч, от глобальных до предельно конкретных. «Тема интеграции наших народов в Таможенный, а затем и в Евразийский Союз заботит и нас, жителей Украины». Например. Или так: «Почему администрация Люберецкого района ничего не делает для своих граждан?»
Почему, почему и почему. Сотни тысяч, россияне как дети в безудержной своей любознательности. «Почему судьи в нашей стране уже вообще ничего не боятся, кроме дубины В.В. Путина»? Почему это, кстати, В.В.Путин — дубина? Нет, я тоже от него не в восторге, но стоит ли так вот, дорогие россияне, ругаться?
В потоке «почему» нет-нет да и всплывет рациональное предложение: «Уважаемый Владимир Владимирович! Пробовали ли Вы общаться с руководителями крупных предприятий, НИИ, концернов, мэрами городов неожиданно, в лоб? Без предупреждения. Как делал это Сталин». Или вот, еще лучше: «Владимир Владимирович, почему бы не продумать вопрос о трудоустройстве лидеров оппозиции (Навальный и другие)? Хоть какая-то польза была бы от них, да и на практике народ посмотрел чего они стоят!»
Хотя нет, тут тоже «почему». Вернее, даже «почему бы». Правда, вопрос запоздал — трудоустройством Навального вплотную озаботился кировский суд.
Купаешься в этих бесконечных «почему» и в голову — не коллективному телу принадлежащую, а свою, никчемную и маленькую — приходит вопрос «зачем». Зачем они вообще все это устраивают. Нет, банальный ответ — про пиар, про необходимость поддерживать рейтинг посредством демонстрации знакомства с фактами и цифрами, а также фирменных шуточек, непременно ведь будет пара-тройка этих самых фирменных шуточек, чтобы интеллигентные граждане в социальных сетях вдоволь поужасались, обсуждая дворовый юмор хозяина государства, — банальный ответ понятен. Понятна и причина большинства «почему». Понятно, почему учителя и врачи жалуются на зарплату, многодетная мать — на то, что в школе больше не предоставляют ее детям бесплатного питания, а жители деревни Марусино — на отсутствие уличного освещения. Я их, между прочим, не выдумал. Действительно жалуются.
Более того, конкретные проблемы нескольких конкретных людей наверняка решатся. Мы ведь не первый раз это все видим, и не второй. Кому-нибудь дадут квартиру, кому-нибудь — орден. Может быть, даже фонари в деревне Марусино появятся. И это не плохо.
Но есть еще какой-то смысл в этих ежегодных встречах головы и тела. Тело смотрит на голову сквозь телевизор, жалуется на американскую военщину или мздоимца-участкового и тем самым голове напоминает, что оно, тело, по-прежнему существует. Во всех смыслах — по-прежнему. Проблем больше, чем радостей, и ощущаются покалывания в области печени. То есть ЖКХ.
Все эти «почему» могли прозвучать на встрече президента с россиянами год назад. Или два. И это все нужно не телу, а голове. Вернее, так: голове — нужнее. Вся эта дозволенная и масштабная демонстрация наличия мелких недостатков на местах доказывает только одно: в стране не меняется вообще ничего. Год, и год, и еще один год — без перемен. И ошибок, значит, не было допущено. И подстраиваться под перемены в реальности не нужно, ввиду отсутствия в реальности перемен. Все спокойно и немного серовато. Как дым от сигареты. Как неизбывная стабильность.
Не зря ведь телевизор кричал, восторженно и угрожающе, что студия оформлена в спокойных сине-серых тонах. Пока тело жалуется на мимолетные свои боли, голова примиряется с собственной вечностью.
Air Jordan 1 Low Emerald Rise/White-Black For Sale
ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.
Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер