вверх
Сегодня: 26.04.24
3.png

Удастся ли Путину заменить «Единую Россию» на ОНФ?

В славном городе Ростове-на-Дону (не зря ведь его называют «Ростов-папа») завершилась конференция Общероссийского народного фронта. Первый день конференции прошел без сенсаций, в брендовом бюрократически-шутовском стиле. Были названия секций, которые применительно к современной России выглядят вопиющим надругательством над здравым смыслом (вроде «Достойный труд и социальный престиж человека труда» и «Россия – страна без бедности»). Было выступление социолога Крыштановской, предложившей взыскивать алименты по итогам генетической экспертизы. Кому, как не социологу, знать, что лучший способ отметиться на подобном мероприятии – публично сморозить какую-нибудь глупость?

Второй день тоже прошел привычно, в жанре пресс-конференции Владимира Путина. Для утверждения социальной справедливости Путин пообещал немедленно восстановить звание Герой Труда. Не знаю, читал ли нацлидер «Афоризмы житейской мудрости» Шопенгауэра. Даже если нет, мысль философа-пессимиста о том, что ордена, заменяя собой денежное вознаграждение, позволяют работодателю экономить значительные средства, должна быть ему близка по управленческому опыту. Выяснилось, правда, что применяет он эту идею творчески, то есть избирательно: трудящимся – орденами, а вот если речь об эффективных менеджерах, то надо еще подумать. Они ведь такие эффективные, что, пожалуй, обойдутся без «золотых парашютов» на случай полного провала.

В общем, ничего нового. А между тем ожидания были велики. Аналитики хором предсказывали трансформацию ОНФ из довольно бессмысленного (и в какой-то момент, казалось, окончательно заброшенного) придатка к президентской кампании Путина в полноценный заменитель «Единой России». Имелись солидные фактические основания для таких прогнозов – например, то, что злосчастную партию власти в массовом порядке покинули сотрудники президентской администрации. Но надо было читать внимательнее: они не вышли из «Единой России», а приостановили членство. Очень точное слово: приостановили.

Чтобы понять нулевой (пусть и, возможно, промежуточный) финиш истории, которая обещала быть громкой, нужно немного поразмыслить об общей логике функционирования персоналистских диктатур. По природе это не партийные режимы. Постоянно действующая партия власти, как правило, обуза для правителя. Происходит это по двум причинам. Одна из них вполне очевидна: популярность партии – величина непостоянная, и если она идет вниз, то вместе с ней снижается рейтинг лидера. Вторая не очевидна из российских обстоятельств, но неоднократно подтверждалась мировым опытом: чем больше самостоятельности у партии власти, тем меньше оперативная свобода правителя, и в тем большей степени приходится принимать во внимание интересы влиятельных в партии групп. Мало-помалу может и до ротации людей у власти дойти, как в свое время в Мексике. А уж это ни в какие ворота не лезет.

Конечно, российская исполнительная власть всегда тщательно заботилась о том, чтобы у нас не было даже отдаленной угрозы такого сценария. Роль, отведенная «Единой России», была исключительно жалкой: электорального пылесборника и законодательной подпорки. А сейчас, когда к «ЕР» прочно прилип ярлык «партия жуликов и воров», проще всего было бы выбросить ее на помойку и заменить на новую, хорошую, с приятными розовощекими лидерами-общественниками. И пускай себе формальный лидер «Единой России», Дмитрий Анатольевич (ни в коем случае не Димон!), тонет вместе с этим хламом, который он себе выторговал как бонус к сумме компенсаций за несбывшиеся надежды.

Но просто заменить «Единую Россию» на ОНФ не удастся, потому что даже ребенку ясно, что при такой замене флаер «партия жуликов и воров» немедленно перелетит на новую партию да намертво к ней и приклеится. Не в Африке живем. Это там диктаторы могут себе позволить новую партию к каждым следующим парламентским выборам, а у нас ресурс исчерпан еще в лихие девяностые. Последовательность «Наш дом – Россия» – «Единство» – «ЕдиОт» пройдена, пипл больше не схавает.

ОНФ может стать основой для нового и более тонкого решения. «Единая Россия» остается, но превращается в часть ОНФ. Помимо нее под знамена фронта подтягиваются какие-то новые и прекрасные партии, вовсе не жуликов и воров, а честных патриотов, всецело разделяющих политику президента, какой бы она ни была. Вот, например, Геннадий Семигин с «Патриотами России». Правда, в списке более чем полутора тысяч членских организаций на сайте ОНФ «Патриоты России» не значатся. Оно и верно, мелковаты будут. Есть кандидаты получше: «Справедливая Россия», например. А на подходе еще «Родина» с Дмитрием Рогозиным. Да и мало ли у нас теперь партий, одна лучше другой? Была бы вакансия, соискатели найдутся.

Может получиться неплохо, совсем неплохо. По партспискам партнерским партиям придется подкинуть голосов, но понемногу. Чтобы не усомнились в руководящей роли партии-прародительницы. Зато в одномандатных округах провести такую разводку кандидатур, что никто из избирателей про «Единую Россию» и не вспомнит. ОНФ, да и только. Так не только что 75%, но и все 90% можно обеспечить в будущей Думе.

Вот и получится замечательная система, в свое время впечатлившая нашего нацлидера в братской ГДР. Там помимо Социалистической единой партии Германии (276 мест в народной палате предпоследнего созыва, чуть больше половины) в парламенте заседали еще депутаты от союзнических партий: Демократической крестьянской, Либерально-демократической и Национально-демократической, а также от Христианско-демократического союза (по 52–54 места на брата) плюс от общественных организаций. Все, как один, верны делу социализма, признают руководящую роль СЕПГ. Таким и спикерство не грех доверить, и в правительство пустить. Не подведут.

Но есть одна проблема. Как и советские, гэдээровские «выборы» проводились на неконкурентной основе. Даже формально: голосовать можно было за кандидатов от «Национального фронта» – или против них (хотя эта опция у граждан ГДР почему-то оставалась невостребованной), но не за союзнические партии по отдельности. Поэтому и получали эти партии по 50 мест. Больше им было не положено. А в России нужно соблюдать видимость демократии. И представьте себе, что «Единая Россия» во главе с Медведевым начнет – пусть даже понарошку – конкурировать с «Родиной». Дмитрий Олегович – уж точно не Димон, итог предвидеть нетрудно. По опыту знаем: дашь такому палец, он всю руку отхватит. Да и все они лояльные, только пока слабые.

Конечно, можно так посчитать голоса, что все сойдется. Но, как показала практика, это тоже не совсем безобидный вариант. Надо выдумать такую хитрую комбинацию, чтобы и «Единая Россия» была сыта, и ОНФ цел, и избиратели не слишком сердиты. Возможно, к первому съезду ОНФ (намечен на июнь) выдумают. Раньше всегда сходило с рук. Нет гарантии, что так пойдет и дальше. Покуда ты на подъеме, твоя хитрость работает на тебя. Ты обманываешь других. А если дела идут через пень-колоду, то самые тщательно проработанные схемы дают сбой в неожиданных местах. Приходится приостанавливаться, все взвешивать по новому кругу, искать хороший выход из плохой ситуации. Но его, как правило, нет. Что же касается орденов, то о них Шопенгауэр писал: «Ордена – это векселя, выданные на общественное мнение; их ценность зависит от кредита заимодавца».

 

Григорий Голосов

Источник: http://slon.ru/

Air Force 1 Sage Low

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


"Иркутские кулуары" - уникальный случай соединения анархо-хулиганского стиля с серьезной содержательностью и ненавязчивой, то есть не переходящей в гламур, глянцевостью. В кулуары обычно тихонько заглядывают. А тут нечто особенное - журнал не заглядывает в кулуары иркутской жизни, а нагло вваливается туда. И не для того, чтобы тихонько поподглядывать, а для того, чтобы громко поорать.

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук