Может, вы и будете смеяться, но мы не собирались делать эту акцию смешной. Вы не поверите, но даже ироничной мы делать её не собирались. А уж тем более стёбовой. Мы хотели еще раз поговорить на тему провинциальности Иркутска и иркутян (далеко не всех, конечно). Хотели внести свои пару копеек, чтобы именно взбодрить сознание. Эту акцию в журнале «Иркутские кулуары» мы провели, вы не поверите, ещё в 2015 году. Но выставляем на сайте сейчас, и она не потеряла актуальность. Под тем, что сказано и показано было тогда, готов опять подписаться не только собственно автор текста Антон Закорецкий, готовы остальные сотрудники редакции и, наверняка, большинство наших авторов. А сказал (и говорит) автор следующее…
------------------------------------------------------------------------
Провинциальность – это не признак отдаленности территории от столиц и центров и, соответственно, отдаленности человека, проживающего на этой территории. Это даже не статус населенного пункта: областной центр, просто город, поселок или деревня. Это состояние ума и фантазии отдельного человека или сообщества той или иной территории.
Скажете: банально? Да, конечно! Банально! Но тем и забавен Иркутск, что легко находит недостатки во всем, что мешает ему измениться, и… Продолжает жить своей крайне банальной, серой и ватной жизнью. Ну, знаете, как тот толстяк, который – чтобы не делать физзарядку по утрам – находит оправдание в том, что отжиматься вредно для сердца. И подтягиваться тоже. И бегать. А вот гамбургеры жрать – не вредно. Не банально.
Подозреваю (хотел бы, во всяком случае, подозревать), что у толстяка Иркутска просто инерция велика, любовь к привычкам. Сложилось так, что гамбургеры – они же: серые улицы и грязные деревянные развалюхи – составляли основную часть его жизни, вот он и пользует их дальше. По полной.
Иначе трудно объяснить, почему в городе практически нет ярких арт-объектов или необычных строений, которые фактически могли бы быть приравнены к арт-объектам. Провинциальность, инерция мышления это хорошо объясняют.
И самый яркий образчик такого провинциального мышления звучит так: «А зачем нам еще какие-то арт-объекты? У нас вон Дом Европы есть. И еще несколько десятков домов, составляющих историческую и культурную ценность!». И даже неловко как-то отвечать на такую глупость, что в Париже таких домов, «составляющих историческую и культурную ценность», пруд пруди, в разы больше, чем в Иркутске, но там понаставили кучу модернистских новоделов, и среди них главный – Эйфелева башня. И каждый из иркутян, между прочим, по приезду в этот город теперь рвёт когти прежде всего именно туда, а не в Лувр или Версаль.
И в Барселоне, история которого побогаче иркутской, возник некогда свой новодел – архитектурные творения Гауди, а потом появился еще один – Поющие фонтаны, которые, казалось бы, ни в какие рамки не вписывались с привычным историко-архитектурным наследием города. А потом – Башня Агбар. И так далее.
Многие города мира – большие и маленькие, гораздо меньше Иркутска зачастую – обеспокоились тем, чтобы украсить, превратить в уникальное своё визуальное пространство. Для туристов, для себя, для детей, ведь детей крайне трудно воспитать добрыми и любящими красоту в убогой, грязной, неинтересной среде. Такой примерно, какая в основном сейчас есть в Иркутске.
Иркутские эстеты любят называть свой город «маленьким Парижем», но в отличие от парижских они – глубоко провинциальны. Правда же?
Мы решили взять несколько всемирно известных и крайне занятных с визуальной точки зрения объектов и… разместить их в «столице Восточной Сибири». И тем самым если не расширить сознание наших читателей, то хотя бы взбодрить его! Или, на худой конец, – попробовать расшевелить фантазию. Уверены, что в нашем городе немало творчески одаренных людей, в том числе архитекторов, у которых могут быть свои, оригинальные, предложения в развитие/продолжение этой темы. Мы с удовольствием взглянули бы на эти предложения и даже опубликовали бы некоторые из них. Ну а пока… Вот так!
1. Этот домик мы «привезли» из Лондона. Нам показалось, что в Иркутске он очень хорошо ужился бы не только с рекой и храмами, но и с улицами. Более того, руки сами бы зачесались привести эти улицы в соответствие новому домику. Нет?
2-3. А этот веселенький домик родом из Мадрида. Представляется нам, что стоимость его возведения не самая большая, зато визуальная отдача – просто потрясающая, на наш взгляд. Нам даже захотелось перекрасить эти дурацкие трубы, которые нависают над городом и окончательно портят в его облике то, что осталось неиспорченным…
4. А тут постарались чикагцы. Они поставили такого изящного монстра у себя и… у нас, конечно. Понимают, чертяки, где все-таки Середина Земли.
5. Лестницу мы спёрли в Мюнхене. Нам она по-любому нужнее! Своей фантазии не хватает, так хоть чужой (и чужим имуществом) попользоваться…
6. Это уникальное здание в форме рояля и скрипки – из Китая. Баловство, конечно. Нам достаточно деревянных туалетов на улице и насыпушек постройки послевоенных времен. Но – посмотреть можно, не правда ли?!
7-8. А на знаменитый пекинский стадион даже смотреть не хочется – ну не построим мы что-то из обьектов культурного или спортивного предназначения вот на таком архитектурном уровне. «Ни в жисть» не построим. Забоимся даже мечтать! Или не забоимся?
9. И завершает наш арт-парад фонтан из Кадиса, Испания. Просим любить и жаловать. И жаловаться (в соответствующие инстанции), что у нас ничего подобного нет. Да и будет ли когда…
- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…
Александр Ахмедов, студент
Комментарии