вверх
Сегодня: 19.08.18
6.png

Маргарита Панфилова, главный редактор медиахолдинга «АС Байкал ТВ» о себе и не только

  Вообще-то, Маргарит Панфиловых две. Обе журналистки. Одна - начинающая. Но уже со своим взглядом - посмотрите сделанные ею фотографии, со своим видением - гляньте на её рисунки. Другая знает о журналистике, наверное, всё. Дочка и мама. Мама и дочь. Мы беседуем с Маргаритой Первой.

Она перемерила разные ипостаси и костюмы, сыграла много ролей, но не все - предстоит ещё сыграть. Ощущает себя вполне счастливой, но пока недореализовавшейся. В четвёртый раз уже возвращается в родную телекомпанию. Маргарита Панфилова сегодня - главный редактор медиахолдинга «АС Байкал ТВ». Действительно - первая, то есть скрипка.

 

 

- Рита, каково это - быть первой скрипкой? Не давит?

 

- Ты как моя совесть. Но что поделать, если я чувствую себя лидером? При этом я ведь не просто хочу командовать. Мне кажется, что я единственная знаю, как делать правильно.

 

- О, а я думала, что только я знаю...

 

- Ну, ты, наверное, в своём деле знаешь, а я в своём. Мне нужно всё контроли­ровать - чтобы другие чего не испортили в процессе. Меня за это всё время очень ругает муж. Я и сама вижу, стараюсь ослабить вожжи. На работе я тоже, может, чересчур сильно высовываюсь. Меня в этом Александр Иванович Тюников, президент компании, тоже иногда упрекает, говорит, что не надо лезть туда, где ты дилетант. Но я-то знаю, куда лезу!

 

- Может, это неравнодушие?

 

- Скорее всего, я ведь не могу себя остановить. Надо бы, а не могу.

 

- Но зато благодаря этому ты действительно идёшь вперёд, что-то осваи­ваешь новое, потом внедряешь его в жизнь. Ведь как ваша телекомпания начиналась?

 

- Да, я помню, когда стала ездить в Шелехов, там была пристройка к дому, и Огородников, Станислав Викторович, один из собственников телеканала - в штанах с надутыми коленями, гвозди в зубах - что-то там приколачивал. Тюников - тоже собственник, они оба своими руками стены делали из кир­пичей - такое было телевидение - своими руками. Коля Тарханов знал, как с видеокамерой обращаться, умел снимать, а Инна Столярова училась ещё в университете - они делали клипы, рекламные программы. Как все тогда кана­лы - пускали видео с кассет, заполняемость эфира была такой. А мы, журна­листы, в это время творили «заговор на диване» - там диван посреди студии стоял. Саша Рябов туда подтянулся, Лена Нупрейчик, Юля Язовская, Нонна Карнаухова. «Давайте что-то делать? Давайте что-то делать!» Я говорила: «Давайте делать новости». Тюников говорил: нет, рано. Это была осень 1994- го. А зимой Тюников пробил грант на обучение в Америке, и меня на полтора месяца отправили туда.

 

- Ты училась в Америке?

 

- Да, правда, программа была рассчитана на журналистов, которые пишут на юридические темы. Никак не близко мне, но специалисты со мной учились хорошего уровня, с ОРТ, с РТР. Общение с ними плюс  то, что я настойчиво про­сила показать нам местные телестудии, многое мне открыло в професси­ональном смысле. Мы были в нескольких городах, видели и крупные, и мелкие станции, и совсем региональные типа нашей шелеховской, причём уровень иногда был пониже, чем у нас. Для меня стало шоком - мы тогда уже нормаль­но монтировали на специальной аппаратуре, а там на радио резали плёнку бритвочкой и склеивали. То есть по сравнению с некоторыми американскими станциями у нас был прогресс. Я вернулась, снова давай убеждать. Был январь. Машин нет - единственная на всю студию, а новости нужно делать в Иркут­ске. Я не отставала. Мне говорят: «Хорошо, давай, но только под твою от­ветственность. И ездить будете на рейсовом автобусе!»

 

- И что, вы с оператором, штативом, камерой – на автобусе? Ха-ха-ха!

 

- Да-с камерой, на автобусе - мы ездили, снимали новости, которые выходили раз в неделю. Конечно, это было немного смешно: попытка сделать что-то серьёзное, не имея на это возможности. Поэтому, мне кажется, над нами и смеялись коллеги.

 

- Ну, судя по тому, что у вас получилось полноценное интересное телевидение, задумка не была настолько нелепой, как тогда каза­лось. И смеялись, получается, зря.

 

- На наши «полувзрослые» новости обратила внимание власть, по­тому что мы никому не подчинялись. Говорили, что думали, не со­блюдали стандартов. Постепенно с нами стали считаться. И шефы в нас поверили, стали больше нас поддерживать. И машины появи­лись, и операторов стали учить. Из Шелехова уже в Иркутск перееха­ли.

 

- Скучали по рейсовым автобусам?

 

- Нет, что ты! Нас перевезли в гостиницу «Сибирь», там мы новости делали на кроватях, что тоже было оригинально, но уже лучше, чем каждый день кататься из Шелехова.

 

- Почему на кроватях?

 

- Для редакции снимали обыкновенный гостиничный номер. А там, кроме кроватей и столов, - ничего. На них мы и тексты писали, и монтировали. Новости были по-прежнему еженедельными. Люди приходили-уходили, команда была в процессе формирования. А по­том гостиница сгорела.

 

- Не из-за вас хоть?

 

- Нет, но мы тоже сидели на первом этаже. У нас был такой Женя Семёнов, человек, который не имел никакого отношения к телевиде­нию, он просто приходил и тусовался с нами. Он случайно заночевал в этом номере, и когда случился пожар, спас всю технику - вынес. И с этой полузапылённой, облитой газовой пеной тех­никой мы переехали в офис на улице Сухэ-Батора - там нашлось более-менее подходящее помещение, и мы провели там значительную часть нашей жиз­ни, и новости ежедневные начались уже там.

 

- А потом?

 

- А потом выяснилось, что у меня такой харак­тер: я люблю что-то запускать, а исполнителем мне быть скучновато. Новости запустились, мы нашли, в каком жанре работать, к тому моменту всё уже стояло на ногах - и мне стало не хватать драйва. Я захандрила. Ежедневная суета неинте­ресна - надо же расти было. Тогда главным нашим учителем по части того, как делать новости, было НТВ. И у ТВ-6 неплохие новости были. Однажды я по­звонила на ТВ-6 - вижу, что они дают новости из регионов, - и напросилась делать им сюжеты из Ир­кутской области.

 

- Ты авантюристка, что ли?

 

- Сейчас уже поменьше. Они мне говорят: делай! Меня это подзадорило. Но потом смотрю - НТВ по­серьёзней, начала сотрудничать с ними, в Иркутске мне совсем стало скучно. В результате я уехала в Москву.

 

- Ты там новости, случайно, не вела? Мне кажется, я видела тебя тогда на НТВ.

 

- Нет, новости я вела только здесь, а там часто делала стендапы - в экран-то хотелось. Теперь я уже понимаю, когда столько молодыхлюдей прошло через мои руки, - мне так нравится звёзд выращи­вать, что кто любит в кадр лезть, из того точно звёзда получится! Нужно иметь какое-то здоровое ли, нездоровое стремление, чтоб тебя видели. А на НТВ всё оказалось не так просто. И Москва сама - я даже не думала тогда, что туризм от эмиграции отличается настолько сильно. Прожила там пол­тора года и поняла, что в профессиональном плане всё равно есть некий предел. В новостях в телеком­пании - в любой, что здесь, что там - та же самая суета. Ну, достигнешь ты уровня известного ве­дущего или журналиста, максимально - получишь собственную программу, затратив усилия, нервы, здоровье. И ради чего? Особенно когда результат уже известен, знаешь, чего ты максимально мо­жешь добиться. Я не из-за денег, конечно, уехала. Тем не менее разница была большая и в финансовом пла­не. Тут, например, зарплата что-то около шести тысяч составляла рублей, а там один гонорар 100 долларов - большая разница. Командировки посто­янные, передвижения какие-то - это было, конечно, знакомо, но там, в Москве, все эти пробки - тяжело. И я, когда вернулась в Иркутск, подумала: наверное, это мой город. Без всякого пафоса. А вернулась ещё и потому, что ребёнку, Маргарите, исполнилось 7 лет, надо было в школу - или туда её везти, или здесь устраивать. Юра Андропов - он там давно работает с регионами - предложил делать сюже­ты из Иркутска для НТВ.

 

- То есть работать собственным корреспондентом НТВ в Иркутске?

 

- В общем, да. Потом, какое-то время спустя, ста­ла делать сюжеты для ОРТ. Я вообще такая непо­стоянная...

 

- Ветреная?

 

- Просто хотелось как-то всё попробовать. Но на ОРТ мне понравилось гораздо меньше. Там структу­ра очень странная. А первые мои премии здесь были получены именно за НТВшные сюжеты. Мы их дела­ли для НТВ, а потом отдавали на «АС Байкал ТВ».

 

- Про какие премии ты говоришь?

 

- Тогда ещё не было регионального «Тэффи», но зато был конкурс «Новости. Время местное», который проводил Интерньюс. Интерньюс - это органи­зация, которая по всему миру, в том числе и у нас в стране, вела работу по повышению професси­онального уровня регионального телевидения. У человека, который работает на Москву, времени гораздо больше, чтоб сделать что-то приличное, чем у журналиста, который пашет каждый день в новостях. Поэтому участие в конкурсах неизменно приносило какие- то награды. И потом, обязательно должен быть оператор, кото­рый тебя понимает. Я выбрала себе оператора и могу быть в нём уверена - кстати, выбрала его на всю жизнь: у нас семья, ребёнка вос­питываем.

 

- Вот как?! А говоришь, что ветреная, непостоянная...

 

- Замуж-то за него я не вышла, мы живём гражданским браком, а за­мужем я никогда не была. И в союзы ни в какие не вступаю.

 

- А что мешает?

 

- Я задумывалась много раз. Но как-то не вижу в этом смысла. Опре­делённая свобода должна быть у людей, а штамп в паспорте ничего не даёт.

 

- Что за свобода - жить в одной квартире, иметь детей, общий быт?

 

- Да это же главное, а не штамп! Потом Интерньюс отправил меня учиться в Лондон, в тренерский центр на базе телекомпании ВВС. По­сле этого пригласили преподавать в Москву. Мы месяц обучали теле­журналистов, которые приезжали туда по конкурсу. Вообще, такая учёба идеальна для журналиста: когда человека учат еще и снимать - он начинает и писать, и мыслить по-другому. Он начинает видеть глазами оператора. Курс делился на две недели теории и две недели практики. Я приезжала тренером на практики. А теоретиками были Светлана Сорокина или другие маститые специалисты. Я съездила несколько раз, и это сказывалось на работе. Иногда приходилось увольняться. Очень благодарна Александру Ивановичу Тюникову, он по жизни поддерживает меня и помогает. И к этому он не относился как к измене, он всем, кто уходит, говорит: «Ищите себя»...

Я вновь вышла на работу, когда он сказал, что нужен кризисный управляющий, что новости разваливаются. 2000-й год. Поработала и... ушла - в декрет, хотя, честно говоря, думала, не вернусь. Дума­ла тогда, что вторая попытка была, наверное, ошибкой. Хотя мне каждый раз интересно. Потому что каждый раз, когда возвращаюсь, Александр Иванович придумывает что-то новое. И каждый раз есть чем заняться. Ну что, опять новости? Нет, не опять новости, по­тому что прямые эфиры начались, техника другая, народу стало больше, возможностей.

 

- И как же ты с маленьким ребёнком ездила опять в Москву - пре­подавать по полмесяца?

 

- Мама молодец, она постоянно молодец, сильно помогает. Она и с первой внучкой сидела, и со второй, когда я работала.

 

- Мама просто героиня! Пока она помогала тебе растить детей, ты продолжала себя изучать.

 

- Да. Так я стала директором телекомпании «Пионер». Тоже такой удар по психике!

 

- Почему же? Тебе ведь нравится быть первой...

 

- Быть директором оказалось не то же самое, что быть первой скрипкой здесь, например, на «АС Байкал ТВ». Там бумаги, финансовые отчёты, документы, налоги - это вообще не моё! Также, как и ра­бота в областной администрации начальником управления пресс-службы. Такая роль меня не устроила. Мне хотелось раствориться, потеряться, и быть совсем мышью. А не скрипкой.

 

- Как ты туда попала?

 

- Это тоже из разряда «попробовать». Хотелось попробовать и там тоже.

 

- Новую реальность?

 

- Да, а потом, после всех этих новых реальностей наступают периоды, когда хочется отсидеться. Эта вся публичность, тусовка очень достают. Я опускаюсь на дно, никому не звоню. А если мне зво­нят -я не отвечаю.

 

- И сколько это длится? Месяц?

 

- Больше, по полгода было. Меня могут куда-то звать, предлагать зарплаты и должности. А я если не могу работать - значит не могу: я опустошён­ная, мне нужно накопить силы. Я взахлёб читаю кни­ги, кино наконец смотрю авангардное и всякое «дру­гое», какое мне нравится, музыку слушаю, бардов и старый русский рок.

 

- А инструмент любимый у тебя какой?

 

- Мне очень нравится скрипка.

 

- Ага! Все-таки скрипка?

 

- И ребёнку моему она нравится. Но когда Лера по­шла в музыкальную школу, я сказала, что скрипка будет у неё вторым инструментом. А главным - фортепиано. Просто когда около тебя пилят... А у фортепиано сегодня есть изумительная функция - можно выключить звук и репетировать в наушни­ках. Так она и занимается.

 

- Да, это классно. А у скрипки звук не выключишь!

 

- У скрипки - нет. Но она всё равно рвётся, у неё под­ружка ходит на скрипку.

 

- А у тебя, наверное, гитара?

 

- Да, гитара и вообще акустические инструменты. Мне Андрей Волченков, наш иркутский музыкант, композитор и аранжировщик, давно уже подарил «Кремону», очень хорошую гитару. Точнее, не пода­рил, а сказал: «Это тебе гитара, пока не научишься играть». Недавно встретила его, говорю: «Гитара стоит, я ещё не научилась». Но всё может быть.

 

- Может, в какой-то из своих перерывов возь­мёшь да и научишься?

 

- Может быть. Я себя ругаю за то, что у меня много планов, и самые важные стоят позади - научиться играть на гитаре, научиться рисовать - вроде это важно, но потом.

 

- А сейчас для тебя что главное?

 

- Сотрудники медиахолдинга сейчас работают над новым проектом. Это собственный новый ка­нал, мы думаем, как его раскрутить, как сделать популярным: сейчас это очень сложно, если канал не тематический. Такой коллективный проект. А личный - доделать то, что снято, и двигаться дальше в этом направлении. Меня интересует до­кументальное кино - это следующий этап после журналистики. Какой тележурналист не мечтает, об этом! Мне нужно закончить фильм. Пока он висит. И я понимаю, что это не лень, а, скорее всего, внутреннее созревание. И ещё оператор - очень ведь важен человек, с которым ты сотрудничаешь. Мужу меня ушёл из этой профессии, он теперь за­нимается другими вещами.

 

- А ты бы для конкурса это сделала или для чего- то еще?

 

- В глубине души я всегда думаю, что надо это куда-то отправить. Чтоб больше людей увидело. Я не умею делать «в стол», как - есть у меня при- ятель-ангарчанин, он мог фотографировать... без плёнки! Но зато так увлечённо! Ему очень нравился процесс. Или делают мои коллеги фильмы по заказу государства, а эти фильмы никто не видит. Я нуж­даюсь в обратной реакции.

 

- Что ещё, кроме фильма, нужно доделать?

 

- Я хочу связать крючком растаманскую шапку - у меня прямо образец лежит, специально в индийском магазине купила, и не могу дойти до этого.

 

- Так, связать шапку. Вполне возможно, начать воспитывать внуков...

 

- Ну, на самом деле, это хорошо, когда маленькие дети у тебя всё время есть в процессе. Это же для себя такой мир открываешь каждый раз! Они ра­стут - и ты не стареешь.

 

- А тебя что, пугает старость?

 

- Нет, не пугает. Меня пугает, что я забываю, какой я была.

 

- Одно дело, какая была, другое - какая ты насто­ящая. Какая?

 

- Да разная всегда. В юности я была полна идей, какие роли сыграть. То я путешествовала без денег - ав­тостопом. Рок-н-ролл форева - бесконечно ездила на какие-то рок-фестивали. Зачем? Я же инстру­ментами не владею, не пою, но я тусовалась - про­фессиональная тусовщица. У меня была свободная квартира - родители оставили меня в Иркутске, у них была острая необходимость уехать, и с 13 лет я жила одна. Поэтому концерты-квартирники по­стоянно проходили у меня. Теперь думаю, сколько ж времени я тратила на эти посиделки! Но в них всег­да было что-то полезное. Сейчас я уже больше, чем раньше, исполняю роль жены и матери. Но дети-то вырастают, и я понимаю, что надо что-то новое сочинять. Можно бизнесом заняться. Такую роль я ещё не играла! Хотя мне будет скучен просто биз­нес. Тут надо или эти растаманские шапки...

 

- ...вязать...

 

- Ну, что-то а-ля. Мне вот нравятся за границей такие маааленькие магазинчики хэнд-мэйд, и я ду­маю, это должно быть что-то такое же. Либо уже переработка пластиковых бутылок, чтоб планету освободить от пластика. Или утилизировать не­нужные шины. То есть ты не просто деньги зараба­тываешь - но и пользу приносишь. Какая-то идея должна быть интересная, гениальная просто. Вот! Всё в процессе.

 

- Желаю не останавливаться!

 

- Спасибо, тебе тоже!

 

Журнал The ONE № 5, февраль 2012

Дата: 13.03.2012

Автор: Светлана Переломова



ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАГАДКА И ТАЙНА, СВЯЗАННАЯ С ЖУРНАЛОМ «ИРКУТСКИЕ КУЛУАРЫ», НО ТАК ИМ И НЕ РАСКРЫТАЯ, – ЭТО ТАЙНА ВЫЖИВАНИЯ ЖУРНАЛА. У ВАС ВЕДЬ СОВЕРШЕННО НЕТ РЕКЛАМЫ! ДОЛЖЕН ЖЕ БЫТЬ КАКОЙ-ТО СПОНСОР!? ИЛИ НЕТ?

 

 Александр Васильев, бизнесмен