вверх
Сегодня: 20.04.24
1.png

Журналы

Хор ИГУ: эволюция костюма

 

1967 год. В Иркутском государственном университете появился настоящий студенческий хор, организованный Анатолием Кузьмичом Ромащенко. Выпускник Ленинградской консерватории, именно он сформировал лучшие хоровые традиции и задал высокую планку исполнительского искусства. В хор валом повалил народ с разных факультетов – и коллектив рос как на дрожжах. Поначалу хористы стеснялись петь хорошо, а зал нужно было чем-то брать. Поэтому основной деталью костюма женской партии были короткие юбки. Чтобы их не затмевать, хористов-мужчин поставили за спины. Успех был ошеломляющим!

Хор зажил своей жизнью – и вскоре стали появляться хоровые пары. Но… основатель хора Анатолий Кузьмич Ромащенко был уже счастливо женат на певице Нине Михайловне Забелинской, также пытавшейся передать толику своего мастерства хористам. А девчат в хоре всегда больше, чем юношей. Девушки усиленно продолжали носить короткие юбки. И… начали с катастрофической быстротой выходить замуж «на сторону». Это шло вразрез с хоровой заповедью «Выбирай друга из хорового круга» – в хоре скоро бы просто некому стало петь. Поэтому девушкам решили юбки удлинить, а блузки сделать с респектабельными барочными рюшами.

В 1992 году хор впервые был приглашен на гастроли за границу, в немецкий город Фрайбург. С этого момента началась кочевая гастрольная жизнь коллектива. Поскольку в процветающей Европе тогда уже вовсю использовались цветные фотографии, хористы решили не «ударить в грязь лицом» и тоже предстать «в цвете». Поэтому на экспорт пошли цыганские юбки. Немцы были сражены наповал и захотели срочно купить себе такие же. Разумеется, Анатолий Кузьмич Ромащенко тут же их пригласил. И вскоре иркутяне встречали своих новых друзей уже у себя дома.

Но гастроли не заслоняли собой суровые будни. А поскольку времена тоже были суровые, дома хористам приходилось донашивать то, что было. В эти лихие годы мужчин пришлось даже… раздеть – так как их пиджаки пошли на новые юбки и бабочки. В это время у руля хорового коллектива уже встала дочь основателя хора – Татьяна Анатольевна Ромащенко. И крепко стоит там до сих пор – уже двадцать лет!

В 1997 году Иркутский государственный университет возглавил А.И. Смирнов. Первое, что сделал новый ректор, – одел хоровых девушек в модные юбки с запАхом. Именно в этих костюмах хористы успешно выступали на сцене Иркутской филармонии и Музыкального театра. В таком виде хор исполнял номера из «Реквиема» Моцарта, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина.

А на экспорт – вновь то, что поживее. Для очередной поездки на фестиваль в Германию в 2002 году хористкам срочно сшили элегантные блестящие темно-синие юбки. На пошив новых блузок денег уже не оставалось – поэтому хористками был совершен массовый набег на «шанхайку» для закупки белого «верха».

Хору – 35 лет! В этом уже взрослом возрасте наконец-то обратили внимание на мужчин! Хористов одели в смокинги – дабы они смогли посещать приемы самого высокого уровня. Для соответствия столь респектабельным мужчинам дамы получили черные платья. А чтобы не заскучали – строгие наряды дополнили позитивными оливково-желтыми шарфами. Именно в таком виде хор ИГУ успешно штурмовал итальянские Альпы – не хуже легендарного Суворова! Во всяком случае, на фестивале ALTAPUSTERIA в 2004 году коллектив произвел настоящий фурор. А овации после исполнения песни «Вдоль по Питерской» были столь длительными, что хористы чуть было не опоздали к своему отъезду.

В это же время у себя в Иркутске хор ИГУ подружился с католическим хором польского костёла Непорочного Сердца Божьей Матери. Требовалось соблюдать «дресс-код» духовного заведения – поэтому чёрные платья стали носить со скромными белыми шарфами. Надо сказать, тогда все хористки весьма порадовались тому, что их платья были сшиты из плотной ткани: петь рождественской ночью в соборе ну о-о-очень холодно… Многие годы хор ИГУ украшал своим участием все праздничные рождественские службы. И не только в Иркутске – но и во время рождественского гастрольного турне по Чехии и Польше зимой 2006 года.

Однако для фестиваля 2005 года в чешском городе Пардубице черно-белый вариант выглядел слишком сурово. Поэтому девушки оживили свои концертные наряды эффектными алыми палантинами – и в таком виде завоевали серебряные награды конкурса. Для этого петь пришлось по-чешски, по-французски, по-испански, по-русски – ну да хористам не привыкать быть полиглотами! Между прочим, вместе с коллективом ИГУ в той поездке участвовал ансамбль «Пой, френд!» из ИрГТУ. И тоже занял второе место. Спрашивается, стоило ли ехать в такую даль, чтобы поделить между собой «серебро»? Могли бы и в Иркутске посоревноваться с тем же успехом...

Впрочем, постоянно быть «застёгнутыми на все пуговицы» хористы не хотели. Особенно если исполняли всякую неформальную музыку, африканскую, латиноамериканскую. Откуда брали столь необычный для Иркутска репертуар и инструменты? А из поездок и привозили. Зажигательная музыка, джинсы, пёстрые футболки и банданы – публика на таких концертах просто неистовствовала!

Незабываемые хоровые капустники, неформальные творческие встречи с представителями других хоровых коллективов добавляют еще больше ярких красок и в костюмы, и в настроение. Народ «отрывается» по полной программе! Где только не проходили «капустники» – даже на ледоколе «Ангара»! Но только не надо думать, что именно после этого корабль перестал плавать. Он раньше встал на прикол, честное слово!

Поездки за рубеж стали чаще – а там, помимо выступлений, приходилось участвовать в различных фестивальных парадах. Поэтому в гардеробе хора появились походные наряды в стиле «лайт», например оранжевые футболки! Перед искушением пощеголять в таком «солнечном» одеянии не устояла даже сама Татьяна Ромащенко – вон она, в самом центре! Да уж, совмещать в себе дирижёрскую жёсткость и умение быть просто членом коллектива – это талант!

А Париж хористы «брали» уже в синих футболках – к ним в комплекте были ещё и синие кепки – с эмблемой Иркутского госуниверситета. В таком облачении нас всегда было видно издалека. Очень удобно, чтобы не потеряться на экскурсии или на параде! Только всё равно кто-нибудь ухитрялся или сам заблудиться или хотя бы где-то оставить свой паспорт... К счастью, пропажа всегда находилась!

2007 год. Хору – 40 лет! В 40 лет гамма чувств становится всё более яркой – и в ход идут ярко-красные платья. В этих нарядах хористки сразили всех наповал на Международном фестивале в Генуе. Конечно, не только своими нарядами, но и пением. Иначе бы больше не звали – а теперь каждый год всё пишут и зовут…

После 40 лет на первое место выходят спокойная уверенность и элегантность. Кроме того, хор с берегов Байкала должен ассоциироваться у всех с синими водами великого озера. Поэтому хористок одели в красивые синие платья с белыми шарфами. Именно в них мы предприняли свой очередной заграничный вояж из серии «Галопом по Европам» – сперва по Италии, а потом и по Испании.

А четыре года назад хористы успешно освоили новый для себя жанр мюзикла – поставив «пьесу-экстраваганцу» Давида Тухманова под названием «Багдадский вор и чёрная магия». Между прочим, это было первое представление мюзикла в нашем городе: в репертуаре Иркутского музыкального театра «Багдадский вор» появился лишь два года спустя!

«А я еще и на машинке шить могу…» Это, между прочим, тоже про Татьяну Анатольевну Ромащенко. Нет, костюмы для всего хора она, конечно, не шьёт – но, имея определённые навыки швейного дела, всегда руководит процессом их изготовления. К 45-летию коллектива хористам в спешном порядке решили освежить наряды. Стильные белые жакеты «болеро» успели дошить перед самым началом юбилейного концерта!

 

«Если хору 45, хор наш – ягодка опять!»

Эволюция хорового костюма продолжается. Сегодня в моде – эклектика. Гамма хоровых чувств ассоциируется с ярко-красными или ярко-синими платьями у женщин и чёрными смокингами с белыми рубашками у мужчин. При желании хористы, одетые в концертные костюмы, могут выстроить на сцене настоящий российский триколор. Только яркие костюмы никогда не затмят ярких эмоций, которые испытывает публика в зале во время выступления хора ИГУ! Интересно, в каких нарядах хор встретит свой пятидесятилетний юбилей?..

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровые тренды комментировала Лариса Миронова

Фото из архивов участников коллектива



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Как называется журнал? "Иркутские кулуары"? Не знаю, никогда его не читал.

 

Сергей Якимов, юрист