вверх
Сегодня: 27.04.24
11.png

Что нужно сделать перед Старым Новым годом

Россия уникальна тем, что встречает Новый год дважды – по григорианскому и юлианскому календарям. Пришел черед встречи старого Нового года. Ему предшествует Васильев вечер, который, считалось, «программирует» события предстоящего года.

Nike Air Max 270

 

Чтобы в новом году были обновы, Старый Новый год встречают в новой одежде. В ночь на Старый Новый год спутывают ножки стола, чтобы все за этим столом собирались, бедой не разлучались.

 

В этот день не платят долгов, чтоб весь год в долгах не быть, и не делают тяжелой работы.

 

Картинки по запросу со старым новым годом старость не радость

 

Много-много кушать

 

В Васильев вечер, он же Добрый, Щедрый вечер, он же Жирная кутья, Щедруха, принято есть не просто много, но чрезмерно много. Есть больше, чем можно съесть, объедаться – не обжорства ради, а дабы, согласно преданию, обеспечить столь обильным застольем довольство на весь год.

 

Васильев вечер околдован «магией первого дня»: наденешь новую рубаху в канун Нового года – круглый год будешь славно одет, приготовишь и съешь много кушаний – будешь сыт.

 

 Картинки по запросу старый новый год открытки

 

Жарить «кесаретского» поросенка

 

Обязательный атрибут праздничной трапезы в Васильев вечер – «кесаретский» поросенок, названный в честь святого Василия Кесарийского. Накануне празднования Нового года, еще 30 декабря, в каждой семье было принято закалывать свинью и готовить различные блюда из свиного мяса, но бесспорное предпочтение отдавалось жареному целиком поросенку.

 

Блюдо «кесаретский поросенок», съедаемое за праздничным ужином, в канун Васильева дня, символизировало одновременно и урожай, и плодовитость домашнего скота. Потому новогоднее застолье было не просто актом насыщения, но приобщением себя и членов своей семьи, а также всех объектов своего домашнего хозяйства к магическим свойствам, приписываемым съедаемому животному. Так что – «Свинку да боровка для Васильева вечерка»!

 

Варить «Васильеву кашу»

 

С раннего утра было принято варить «Васильеву кашу». Заполночь брала из амбара большуха-баба (старшая в доме) крупу, в то время как большак-хозяин (старший в доме) приносил из колодца воды. Ставили и ту и другую рядом на стол, сами отходили поодаль. Как растопится печь, так приспело время кашу «затирать».

 

Садилась вся семья за столом, только большуха стояла – размешивала кашу, причитывая. А заканчивала хозяйка причет, так брала горшок с кашей со стола, и тогда все члены семьи вставали: время водворять кашу в печь. Пока ждали гостью-кашу, коротали время за прибаутками, играми, песнями веселыми.

 

Вот и поспела «Васильева каша»: «Милости просим к нам во двор со своим добром» –величает гостью большуха. Полон горшок – к добру, треснет горшок – не обойтись хозяйству без ущерба, а вылезет каша «из гнезда» – ждать беды всему дому. Если счастливые приметы – съедят кашу дочиста, а худые – вместе с горшком в прорубь бросят.

 

Похожее изображение

 

Встряхивать яблони и груши

 

Святой Василий Великий почитался в народе не только как покровитель свиноводства, но и как охранитель садов. Потому особенно почитаем и пастухами, и садоводами.

 

Вот и выходили хранители прадедовских обычаев в полночь в Васильев вечер в сады и огороды, встряхивали плодовые деревья, приговаривая: «Как отряхиваю я, раб Божий (имя рек), бел-пушист снег-иней, так отряхнет червя-гада всякого по весне и святой Василий! Слово мое крепко. Аминь».

 

Засевать «Василь-зерна»

 

«Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный!», – приговаривает большуха в Васильев вечер, собирая яровое жито. А детвора знай себе разбрасывает, «засевает» по полу избы овес, ячмень, гречиху, пшеницу. Чем скорее подберет хозяйка, тем урожай спорее!

 

Подобранные зерна бережно хранили до посева яровых, затем примешивали к семенам – сами понимаете, чтобы урожай был богатый!

 

Петь «авсень», «таусень»

 

 

«У Ивана на дворе стоят сорок коней. Таусень, таусень!», – пели девушки-невесты так называемые «овсени», «таусени», с которыми колядовали в Васильев вечер. В праздничных нарядах или масках девушки ходили с колядными величаниями только в те дома, где водились женихи. Но не только девушки, но и парни, и детвора выпрашивали в это время под окнами пирогов со свининою взамен на задорный, хвалебный «авсень».

 

Все собранное складывали в лукошко, а потом съедали на веселых беседах-посиделках под песни подблюдные, забавы шумные. На то он и Васильев вечер – добрый, щедрый, «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень»!

 

Гадать

 

«Загадает девица красная под Василия – все сбудется, а что сбудется – не минуется», – говаривали в старину. И хотя гадать можно на протяжении всего святочного периода, но самыми верными считаются гадания в канун Нового года, в Васильев вечер, разделивший святочный цикл на две части: «святые вечера» (с сочельника до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с Васильева вечера до Крещения).

 

Вот и гадали девицы с помощью свиных хвостов, запасенных после разделки «кесаретских» поросят, гадали с петухами, с сапогами, гадали в овинах, в банях с зеркалами, гадали на перекрестках, ходили подслушивать под окна, что сулит им судьба в Новом году: радость или горе, замужество или девичество, богатство или бедность.

  

Чур меня, чур меня!

 

Картинки по запросу кот выглядывает

 

«Страшные вечера» считались в народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало Великое водосвятие на Крещение Господне – символ очищения и возвращения порядка

Страшные вечера связаны с событием, когда открываются ворота ада и на землю спускается вся нечисть: по уже поздним народным представлениям, Господь настолько возрадовался рождению сына, что открыл ворота ада – и с Васильева дня до Крещения нечисть ходит по земле, пытаясь напакостить живущим.


Для защиты от разгула нечистых в традицию Святок прочно вошли маскарады, когда маски защищали человека от воздействия темных сил, так как последние не могли навредить смертному, если не знали его имени, не могли его узнать. Святочные ряженые должны были не просто закрыть лица личинами, но и полностью перевоплотиться, изменяя походку, голос и повадки, в некоторых деревнях узнанных ряженых просто выгоняли с посиделок. Для защиты от темных сил в эти дни на домах и воротах рисовали углем и мелом кресты.

 

Среди загадочных и притягательных элементов святочной традиции – всевозможные гадания о судьбе, которые приходились как раз на вторую половину святок, ибо первая, по традиции, была посвящена гаданию об урожае и благосостоянии.

 

Вообще, весь мир пытался разговаривать в эти дни с человеком, и тот, кто мог услышать и распознать эти знаки, без помощи и участия потусторонних сил получал удивительные качества и узнавал дорогу к желаемому.

 

Заканчиваются эти двенадцать святочных дней кануном Крещения Господня, который в традиции считался постным. После полуночи все земные воды становились святыми в память о Великом Крещении Господнем. После ночной храмовой службы, заканчивающейся водосвятием, участники святочных игрищ купались в крещенской проруби, снимая со своего тела и души хаос святочных дней.

Ольга Галица, этнограф

http://opentextnn.ru/museum/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ЕСЛИ ЧЕСТНО, ТО ЖУРНАЛ МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. СЛИШКОМ ЗАМУДРЁНО ТАМ ВСЕ НАПИСАНО. ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ЕГО ПИШУТ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ВО ВЛАСТИ НАШЕЙ СИДИТ.

Людмила Селиванова, продавец книжного киоска, пенсионер