Дарья Цыплухина родилась в Ангарске, училась в Новосибирске, живет в Петербурге. А нынче впервые побывала на Грушинском фестивале под Самарой. И теперь делится впечатлениями, эмоциями, стихами.
Грушинский встречает сценой и песнями. Не в переносном смысле, а сразу с электрички. Прямо на платформе расположилась деревянная сцена с микрофоном, колонками и всеми вытекающими мелодичными последствиями. Бардовское настроение появляется сразу, хватаем гитару! А мы ещё на поляну не спустились. Спускаемся по новой деревянной лестнице, которая по словам постоянных грушинцев появилась только в этом году. Губернатор Самарской области позже нежно поинтересуется с главной сцены, а нравится ли лестница и прочие улучшения народу? Поляна фестиваля кажется огромной, палаток много, но на самом деле в палатках и весь лес вокруг, да так плотно, что за день до фестиваля место себе найти затруднительно.
Но мы находим, знакомимся с замечательным лагерем под названием «ПЮРЕ». Смысл названия прост и прозаичен: по ходу фестиваля и в фестивальном настроении проживающие превращаются в пюре. В лесу и на поляне нас ждут где-то, наверное, 10 (можно уточнить в Гугле) площадок, сцен для выступления, и можно даже выступить самим, если поёте под гитару, играете на ней, либо читаете стихи. Я так и поступила, являясь поэтессой. В свой первый приезд на «Грушу» читала в микрофон авторские стихи о любви. Жюри не поняло посыла петербургской поэзии, но цензура была пройдена заранее, да и поэзия, она же для людей, а не для оценок... Жюри можно было описать подробнее, но неохота, потому что душнота начнется. Стих мой сначала послушала цензор, одобрила, но потом дедуган из жюри сказал что-то в духе, вы понимаете, что это будет со сцены звучать? Фильтруйте материал! А мне ни за какие свои стихи не стыдно, любые прочесть могу с любой сцены. На «Груше» читала это:
Не смей закрывать от любви сердце.
Подложи что-нибудь,
И держи открытой дверцу.
После влезавших наркоманов,
Дураков и пьяных странных
Дверь обогатилась доводчиком и замком.
Этого вполне хватит на время.
А представь, что станет потом?
Хоть кто-то малость внятный,
Хоть кто-то много нужный
Войти не сможет статно
И тут есть два пути:
Дверь открыть и кирпич подложить,
Либо, приглашая, раздавать ключи...
Не закрывай сердце от любви…
Оу, зрители слушали прям во все глаза и уши, мне было драйвово, я получала удовольствие, слыша свой голос, который раскатывался по лесу, и всё внимание была на мне и на моих смыслах. А ещё выступала босиком для эпатажу! Прочитала со смаком и уходила оттуда вообще без всяких чувств ущемления и недооценивания. Меня слышали люди, а это главный дар!
На лесных сценах исполнялись разные направления в рамках бардовской идеи: где-то происходило заигрывание со ска-панком, а где-то звучал канонический Олег Митяев, и масса современных исполнителей, включая детей. Кстати, для детей придумана целая инфраструктура: и детские площадки, и стена для альпинизма, и исполнительские конкурсы, где главным призом является выступление на главной сцене с известными взрослыми бардами. Будь я ребёнком, обрадовалась бы такой возможности, забыв слова всех песен от волнения и трепета.
Организация всего действа на 56000 человек поистине впечатляет. Это же целый лесной город среднего размера! Грушинбург, например. Фестиваль бесплатный. Для людей сделаны будки с питьевой водой, где можно не только пить, но и умывать себя в жару 30 градусов. А ещё ноги можно мыть после грязи на дороге, но это личная боль автора, и про неё будет дальше. Биотуалеты стоят тоже везде, и ни на водопое, ни в туалет не бывает очередей. Туалеты отмывают. Честно и целиком. Рекреационная нагрузка распределена умело. Глаза, уставшие от костра, а желудки, уставшие от еды, на том же костре приготовленной, можно было порадовать местным грушинским рынком с украшениями, сувенирами, а также привычной едой на фудкорте: плов, шаверма, шашлыки, салаты, выпечка, кофе, веганские сладости.
Радостную жару в один из дней прервал короткий, но насыщенный ливень, который размыл все дороги, и автор в грязи оставила сланцы... Погодный рубеж не был пройден.
Остальные грушинцы обувь не теряли, но теряли равновесие и самообладание, падая в жидкую грязь дорог. Да, грязь была знатная, даже хвалёные умывальники забились. Но «Груша» продолжала быть даже в ливень, что, скорее всего, небезопасно для выступающих на сцене в окружении электрооборудования.
В дождь всегда можно спрятаться под тент соседнего лагеря, если не успел добежать до своего. Люди на фестивале рады друг другу и новым знакомствам. Мне, например, предлагался самогон несколько раз в день, и, не будь я в трезвости, для меня «Груша» стала бы совершенно другого цвета — синего! В каждом лагере была замечена гитара, или хоть какие-то музыкальные инструменты. Правда, в основном гости фестиваля исполняли на своих кострах песни групп «Сплин», «Король и шут», «Гражданская оборона», а утверждение того, что здорово, что все мы здесь сегодня собрались, звучало из уст автора, и только со сцены.
На время фестиваля власти региона заботливо запускают ещё парочку дополнительных электричек, именуемых «Грушинский экспресс», чтоб люди не ограничивали свою любовь к бардовской песне отсутствием удобных рейсов.
А вокруг текла Волга, а в небе светило солнце, и люди были счастливы, катаясь на сап-бордах, катерах и волнах тёплых бардовских напевов.
Для справки: впервые Грушинский фестиваль прошел в 1968 году, 55 лет назад. Организовали его друзья Валерия Грушина, барда из Куйбышевского авиационного института, чтобы почтить память героя и его подвиг. Валерий Грушин погиб в 22 года, спасая детей на реке Уде в Иркутской, кстати говоря, области. Детей спас. Как и мама, Валерий любил петь с детства, а дома у Грушиных часто устраивали капустники для всего подъезда. Сын военного участвовал в школьных вечерах, в студенчестве вместе с другими учащимися авиационного института, Вячеславом Луневым и Анатолием Головиным, основал трио «Поющие бобры». Коллектив исполнял бардовские песни. С раннего детства Валера занимался спортом, гонял в футбол, увлекался столярным и слесарным делом, любил рисовать, выпиливать и мастерить. Вместе с отцом часто бывал на аэродроме, болел небом и самолетами, посещал радиокружок. Повзрослев, научился водить машину и мотоцикл, метко стрелять. Получив аттестат с отличием, Грушин отучился в медицинском колледже, подрабатывал слесарем на заводе. В 1962-м поступил в Куйбышевский авиационный институт, но забрать диплом не успел. Он самозабвенно любил походы, побывал на Урале, Алтае, в Карпатах, Саянах, на Кольском полуострове и отовсюду присылал родителям фотографии, письма и открытки, был душой компании и часто у костра пел с ребятами песни под гитару. Отец назвал его Валерием в честь легендарного летчика Валерия Чкалова. В 2001 году остановочный пункт 135-й километр Куйбышевской железной дороги был переименован в Платформу имени Валерия Грушина. Официально это название утвердили 20 лет спустя. Через остановку ходят пригородные электропоезда из Самары в Жигулевск и Тольятти, а во время Грушинского фестиваля здесь пускают дополнительные рейсы. А летом 2022-го в Самарской области начало выполнять рейсы скоростное судно «Валдай-45Р», которое тоже назвали в честь Валерия Федоровича Грушина.
- Нет, мне все у вас нравится, но хотелось бы побольше определенности в выражении политической позиции журнала… Вы все-таки за нынешнюю власть или против? А то читаешь «Иркутские кулуары» и часто не можешь понять, вы ругаете или хвалите…
Александр Ахмедов, студент