вверх
Сегодня: 19.11.24
4.png

Долой польских повстанцев?

 

 

Редакция сайта «Кулуары» сочла своим долгом опубликовать эту информацию (и реплику В.Напартэ) не потому, что мы горой за переименование иркутских улиц. Мы скорее как раз против переименований и неоднократно высказывались насчёт этого. Но!

Думать на эту тему – о том, в каком топонимическом пространстве мы находимся и что создаёт повседневный визуально-смысловой фон – считаем необходимым, реально полезным. Как, впрочем, полезным считаем думать вообще на любые темы. Смайл.

Думать – это, знаете ли, того… Лучше, чем не думать! (Последний слоган просим считать фирменной редакционной мудростью)

Итак… 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

В мэрию и Думу Иркутска поступило обращение с предложением убрать название улицы Польских повстанцев и вернуть первоначальное – Спасская.Авторы обращения убеждены, что на фоне явно враждебной политики Польше, по отношению к нашей стране, продолжать прославление польских русофобов прошлого уже просто стыдно. Уверен, что многие горожане поддерживают эту инициативу. Хотя кто-то, наверное, готов обвинить их в попытке разжигать общественные страсти.

А действительно? Стоит ли «разжигать страсти», выступая с очевидно болезненной инициативой как переименование улиц, да ещё в столь непростое для нас время? Поверьте, стоит. И стоит именно потому, что время у нас на само деле непростое. 

Появление в 1967 году этого топонима – «Польских повстанцев» –объяснимо: город продолжал «ребрендинг», позиционируя себя как исторический центр революционного движения. И в рамках идеологемы интернационализма русофобия восставших в 1866 году на Кругобайкальском тракте польских каторжан значения не имела. Советские люди должны были сочувствовать стремлению к свободе сосланных за бунт 1863 года польских националистов и трактовать её как общую борьбу с угнетением. Вообще Угнетением. С большой буквы.

Но времена изменились и изменилось значение памятника – теперь это название звучит как историческая санкция враждебных действий против нас: посмотрите, польские патриоты еще 156 лет назад били русских даже в Сибири!  

Так что, нет никаких причин продолжать прославление польских бунтовщиков, поскольку нет никаких внятных доводов, что их деятельность вела хоть к какой-то пользе России. И если топонимика есть часть городской культуры, хотелось бы, чтобы эта культура строилась на принципах национального достоинства.

Однако понимаю, что кому-то может показаться, что повод вернуть улице Польских повстанцев её исконное имя Спасская малозначимым, даже нелепым. Дескать, правительство Польши нам, конечно, вредит, как может, но и мы как бы в ту же дуду. Вроде как просто проявляем административный восторг – поддерживаем курс партии и заявляем «наш ответ Чемберлену». 

Не скрою: да, есть такой осадочек. Хотя изначально убоясь подобных трактовок, мы окажемся в куда более неприятной ситуации. А именно: мы распишемся в полной и дремучей провинциальности – в самом худшем значении слова. 

Когда в сегодняшней Польше сносят памятники советским воинам и активно помогают врагу, воюющему против нас, мы не можем делать вид, что это нас не касается, потому что оно от нас далеко. Нет, никакое отдалённое от тех мест расположение не избавляет нас от ненависти со стороны врагов и ответственности за свою страну. 

Информационная война – и война символов, как ее составляющая, в том числе – это реальность. Реальность, в которой мы живем! И если Иркутску есть чем ответить неприятелю, это надо обязательно сделать. Всё для фронта, всё для победы.

 

 

 

 

Всеволод Напартэ



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

- Это фантастика! Часто езжу по стране, но ни разу нигде не встречал ничего похожего на ваш журнал. Иркутяне, вы жжете! Классное издание! Респект! Так весело и умно сегодня не пишет, кажется, вообще никто!

 

Борис Линчук, командировочный, г.Кемерово