вверх
Сегодня: 18.11.24
4.png

Город. Продолжение…

  

 

А вы-то, наверное, думали, что мы возьмём и ограничимся двумя публикациями о телекомпании «Город», да? Думали, не о чем больше вспоминать? И некому? Нееет! Смайл. Мы, по большому счёту, только разгоняемся. Народ вспоминает и пишет: занят по преимуществу, но – пишет. 

Потому что это правда было удивительное телевизионное время для большинства активных участников событий – начало нулевых. Время, безусловно, порождённое особой политической и экономической обстановкой в стране, в регионе, в областном центре, и обстановка эта предполагала многое из того, чего сейчас просто нет. Нету в помине!

 

 

 

Журналисты встречались с политиками любого ранга практически запросто и регулярно, могли задать, по сути, любой вопрос и – и! – могли рассчитывать при этом на ответ. А бизнес-сообщество почему-то хотело поддерживать и поддерживало СМИ во всех мало-мальски интересных проектах, включая неполитические. Может быть потому, что рвалось во власть, как принято считать в таких случаях, и хотело получить инструмент влияния. А может, быть потому, что просто видело в таких медиапроектах и возможность заработать, и возможность сделать жизнь интереснее, событийнее, красочнее. И в целом – не такой нервной. 

Один богатый человек в то время мне сказал как-то (когда мы выпивали), и я это запомнил крепко: «Понимаешь, за высоким забором никто ведь не сможет из нас спрятаться. Ну и что, что я заработаю огромную кучу денег?! Если вокруг будет голодная, озлобленная масса, и меня, и моих детей, внуков всё равно достанут. Всё равно это опасно, если окружающая среда не будет в достаточной мере цивилизованной и удовлетворённой»!

Представляете? Нет, вы представляете, братцы? Тогда многие богатые люди ПОНИМАЛИ, что нужно не только набивать собственный карман (пилить бюджеты, жрать в три горла), а – делать комфортной, качественной и потому безопасной общественную среду. И делать это с помощью СМИ в том числе.

Сейчас, когда я вижу, как загибаются одно за одним региональные СМИ, я понимаю, что властям и бизнес-элитам глубоко наплевать на то, чтобы сделать общественную среду безопасной, комфортной. Начихать. Или они думают, что общественная среда однажды сама по себе станет спокойной и милой? Чудесным образом? 

Впрочем, заболтался я тут. Почитайте лучше то, что пишут другие…

 

Андрей Фомин

 

 

 

Этот Город – самый лучший…

 

Что для меня телекомпания «Город»? Пишу и улыбаюсь. Рада возможности вспомнить один из лучших периодов моей жизни. Я считаю, мне очень повезло. Мне был 21 год, когда судьба забросила меня, южанку, в Сибирь. Я поразилась, насколько в Иркутске профессиональное местное телевидение, когда включила городской канал и не сразу поняла, что в эфире не федералы.

Помню, как увидела бегущую строку о том, что требуются журналисты. Вот так я, студентка-заочница второго курса краснодарского университета, пришла на Площадь декабристов попытать счастья. Из опыта - только заметки в газетах, а в перспективе – регулярные отлучки на сессию. Но меня взяли!

 

 

 

 

В то время факультеты журналистики только отпочковывались от филфаков и еще не имели четкой программы обучения. Да и как можно научиться тележурналистике на лекциях? Лучшее, что могло случиться с начинающим корреспондентом – практика. Я считаю, что половина профессионального успеха зависит от того, кто был твоим первым редактором. И тут мне сказочно повезло.

Юлия Язовская (прошедшая школу легендарного «Времечка»), Вадим Кузнецов, Людмила Ермакова. Это люди, которые доходчиво ставили задачу и были разумно требовательны. Это отличные учителя, которые поистине воодушевляли!

 

 

 

Безмерно им благодарна и каждого вспоминаю с теплотой. Как и весь коллектив. Это была настоящая семья! И дело не в том, что сейчас эти воспоминания овеяны ностальгией по юности. Это абсолютно объективно. Уверена, в этом меня поддержат все, кто работал в «Городе». А работали там отличные ребята, с горящими глазами, с четким пониманием того, что мы делаем важное, большое, общее дело. Это был настоящий азарт - найти интересную тему и сделать классно! Не для галочки, а от души!

 

 

 

 

Я работала в новостях, где, конечно, жизнь бурлила и неслась с огромной скоростью, заставляя и нас быстро бегать по коридорам. А в соседнем кабинете размеренно, вдумчиво и даже загадочно создавалось «Политбюро». Более опытные «горожане» во главе с Андреем Фоминым хоть и жили немного обособленной жизнью, но носа не задирали. Во всяком случае я ничего подобного не замечала. Пересекались не так часто, но если и доводилось, то всегда было отрадно переброситься на бегу с Фоминым и Александром Медведевым парой слов о музыке, где у нас совпадали вкусы.

 

 

Мы дружили. Дружили крепко. Ходили в кино, отмечали праздники. С некоторыми жизнь связала основательно, и не одним Городом. Мы до сих пор на связи. Это был классный старт! Кажется, все потом взлетели. На свою, конечно, высоту. Но «Город» для нас всех стал совершенно особой отметкой. Это факт!

 

Любовь Кармокова (Потькалова)

 

 

 

Встряска, изменившая жизнь

 

Мое сотрудничество с телекомпанией «Город» было относительно недолгим, но осталось навсегда ярким воспоминанием. Тогда (кажется, это был 2005 год) я работал в Иркутском госуниверситете заместителем декана филжурфака и преподавал несколько предметов по журналистике и связям с общественностью.  

Грустно это вспоминать, но даже при серьезной должности и приличной учебной нагрузке зарплата очень сильно оставляла желать лучшего. В общем, в эмоциональном плане работа периодически радовала, но все же, когда мало денег и много рутины – это не лучший вариант. Насколько я знаю, сейчас ситуация с зарплатами преподавателей стала существенно лучше. И слава Богу.

 

 

И тут поступило неожиданное предложение от директора телекомпании «Город» Андрея Фомина – попробовать себя в качестве автора и ведущего программы «Во-первых». У меня уже был какой-никакой телевизионный опыт: еще в девяностых мы с родителями делали такие телепроекты, как «Пять минут у власти» и «Пророк в своем отечестве». Но там я в основном снимал и монтировал, и никогда не был автором и ведущим. В общем, я, конечно, немного испугался, хотя тут же согласился! Меня всегда притягивало телевидение. А тут еще и подзаработать можно было – аж цельную тыщу рублей за рабочий день (если не ошибаюсь)!

 

 

 

Мне сразу понравилась концепция телепроекта «Во-первых». Авторы-ведущие чередуются, не успевая надоесть. В каждой передаче помимо «говорящей головы» – информационный сюжет в тему выпуска, интервью с экспертами, краткие включения ролевых комментаторов. Например, «глас народный» Олег Ермолович – всегда был в моих выпусках. Бывал и историк-правдоруб Сергей Шмидт. В телепроектах мне всегда нравилась концептуальность, структурность. И здесь это было. Всего-то пять минут, но как многокомпонентно!

Коллектив, работавший над телепроектом, был компактный, но абсолютно достаточный. Под предводительством Андрея Фомина в нем работали Александр Медведев, Света Переломова, Саша Комаров, Оксана Богданова. Это костяк. Все энергичные, творческие, позитивные. Были, конечно, еще операторы и монтажеры. Но с ними мы пересекались реже.

 

 

Подход к работе мне тоже импонировал. Утром собрались, обсудили варианты темы выпуска, выбрали. Дальше – распределились. Кто-то (я, например) пишет основную текстовую канву, кто-то поехал делать информационный сюжет. Потом – подсъёмки с экспертами и ролевыми комментаторами. Ближе к вечеру – запись всех подводок, монтаж и выход в эфир. Один день – одна передача. Всё свежее, с колёс. Класс! 

 

 

Мы вместе сделали всего несколько выпусков. Но, как я сказал в начале, эта история мне крепко запомнилась. Примечательно, что именно на этот период пришелся мой переход на новую работу: попрощался с любимой, но малооплачиваемой и устроился на хорошо оплачиваемую в «Иркутскгипродорнии». Совпадение? Не думаю. Скорее – получил эдакую встряску, посмотрел на мир другими глазами, спровоцировал изменения. Ну, а с тех пор скучаю и по преподавательской, и по телевизионной своей истории, эпизодически, правда, предпринимая что-то в этих любимых сферах.

 

Антон Баталин, ныне маркетолог и политтехнолог

 

 

 

 

Мой «Город»

 

За время работы в телекомпании «Город» у меня отросли волосы! Пришла я туда работать с ежиком на голове, а уходила почти с косой! И вместе с прической «отрастали» мои скиллы. Гибкость, устойчивость, мобильность. Мое телевидение начиналось с ИГТРК, Иркутской государственной телерадиокомпании. Тогда, в середине 90-х, это был могущественный производственный концерн и школа для новичков, да и для опытных. И те, кто эту школу проходил, будто автоматически становились «мастерами», даже «мэтрами». 

Там я была автором, а потом и ведущей программ «Домашний доктор», «Новый день», ну и других эфиров, прямых в том числе. В «Городе» же в кадр вот так сразу меня не пустили, это удивило и обескуражило. Я же с ИГТРК?! Были поначалу попытки вести новостную программу «Вовремя», и я всё как-то неимоверно волновалась. Помню, однажды в разговоре с приглашенным в студию гостем Виктором Игнатенко, он тогда был председателем облизбиркома, я забыла вопрос. Ну то есть беседа текла себе да текла, и тут вдруг тупняк. Белый лист! 

Виктор Васильевич посидел-посидел, выдержал паузу, да и продолжил свою речь, как ни в чем не бывало! Ему и вопросы-то не нужны, он – профессионал!!! Ну и я в конце интервью, а идет ведь всё в прямом эфире, говорю, что свой вопрос – тот, который забыла – задам ему при следующей нашей встрече. И… Уффф, думаю, выкрутилась!

Это сейчас прямые эфиры стали обыденностью, потому что каждый может, если захочет, выйти в эфир – хотя бы с телефона – и поделиться чем-то своим. Тогда у телевизионного эфира были свои правила и свои законы. Какие-то зависульки лучше было бы отыграть. И я думала, что справилась! Коллеги не разделили мою уверенность. Не помню, из-за этого или нет, но про эфиры на какое-то приличное время пришлось забыть. Зато у меня появились «Простые мечты». 

 

 

С Юлей Язовской, Леной Поддубной. В детский дом с подарками

 

Идея принадлежала, кажется, Юле Язовской, она тогда была идейным вдохновителем почти всего не связанного с общественно-политическим вещанием. Мне будущая программа не очень нравилась, казалось, что это не моё, но… втянулась, увлеклась. Формат такой для Иркутска непривычен: мы исполняли мечты детей, оставшихся без попечения родителей, тех, кто жил в детдомах. И снимали об этом сюжеты. Ребята хотели стать кто кондитером, кто учителем, кто побывать на хоккейном матче или в музее часов. А одна девочка мечтала встретиться с президентом страны. 

Помню, разговаривала с Таней Вороновой, она тогда была каким-то серьезным представителем «Единой России» в регионе и, кажется, девочку пригласили в Кремль то ли не ёлку, то ли еще на какой-то праздник (правда, это мы уже не снимали). Со временем задача усложнилась. Нужно было делать истории без закадрового текста, на одних только лайфах. Для меня это был, конечно, стресс, пришлось многое менять в своих подходах, но смотрелось действительно интересней!

 

«Простые мечты»

 

Жизнь была увлекательной с элементами трэша. Однажды украли машину. Нашу. Личную. Мы ездили на ней на работу, парковались у входа в телекомпанию, Андрей и на съемки своих передач частенько на ней с оператором выезжал. Однажды выходят они, собрались с Сашей Медведевым на очередные съемки, а машины … нет! Недавно купили «Тойоту Короллу» (не новую, хоженую) и сигнализацию не успели поставить, а машины в то время угоняли активно, часто. Но кто ж мог подумать, что прямо от телекомпании средь бела дня уведут?! 

Причём, от той телекомпании, у которой была своя хорошая криминальная программа «НЧС» (Новости Чрезвычайных Ситуаций), а значит, и хорошие связи с полицией и, скажем так, наоборот. Подключили эти связи. Разные. Думали, может, «виновата» профессиональная деятельность?  Потому что и прямые угрозы всякие Андрею поступали, и просто вопросы задавали типа: «А ты знаешь, на кого наехал?». Но – нет. С политикой это связано не было. Просто угнали, хотели денег, 2500 долларов. Заняли, выкупили. Помню, на такси прибыли по указанному адресу, подходим, стоит наша машина, ключ в зажигании. Сели и поехали! 

 

С Оксаной Богдановой. Прическа - в промежуточном варианте

 

А вообще жили мы весело. Коллектив молодой, задорный, энергичный! Обязательно отмечали дни рождения. Каждый праздник – какое-нибудь приключение. То пойдем кататься на картингах, а то на кораблике по Байкалу. То на 8 марта девушкам в поздравление снимут что-то музыкально-клиповое с горящими шинами и розами на снегу. То на новый год забабашат иронию над «Иронией судьбы». 

Бессменный одно время монтажер или, как тогда принято было говорить, монтагер Пашка Елькин ночами все это великолепие монтировал, потому что днем – понятное дело – работал по основному профилю, на текущих заданиях. Мы его спрашивали сочувственно: мол, Паша, когда же ты расслабляешься? «А я и не напрягаюсь!» – улыбался Елькин. Очень мотивированный и позитивный парень. Как, собственно, многие тогда. Молодёжь! 

Каждый новый год у них, у нас – костюмированная вечеринка, веселье, танцы, конкурсы. Разыгрывались, между прочим, и туристические путевки за рубеж. Я вот только никогда ничего не выигрывала. Кроме, разумеется, самого шанса поработать в таком коллективе!

 

Встречаем новый, 2007 год

 

Дело молодое – понятно, любови, свадьбы. Многие переженились, ЗАГС был рядом, две минуты ходьбы спокойным шагом! Наташа Синкевич и Рома Гаврилин, Таня Усова и Андрей Лузан. Наши с Олей Завидоновой, теперь Токаревой, свадьбы шли друг за другом – она вышла замуж 12 апреля, мы с Андреем поженились 13-го. В пятницу! 

Свадьба была такой, какую я всегда хотела: чтоб никакого пафоса, просто и радостно. Чтобы много людей и шарики с надписями, в том числе дурацкими: «Они жили долго и счастливо назло друг другу», «За победу надежды над жизненным опытом!», «Курица – это во-первых!». Про курицу надо расшифровать. 

Дело в том, что курица-гриль была любимым блюдом редакции общественно-политических программ. Этот «изыск» только-только появился в магазинах, поначалу ели её исключительно по праздникам. А потом уже, так как жили практически на работе, она перешла и в будничный рацион, но любить ее от этого мы меньше не стали! А в ЗАГСе… 

Мы зашли к директору просто поздороваться, потому что уже снимали там, знакомы были, и – она вызвалась сама провести церемонию нашей регистрации. А домой мы поехали… нееееет, не на лимузине. На машине с логотипом «Времечка»! 

 

 

 

В то время я возглавляла редакцию общественно-политических программ. Называлась она «Политбюро». Как-то на запись программы «Перекресток» приехал Зюганов, тогда многие из столиц приезжали поддержать наш объединительный с Усть-Ордой референдум.  

Название редакции особо заценил, всем жал руки, со всеми разговаривал. Сереге Шмидту сказал: «Если вас тут, в «Политбюро», будут обижать, смело обращайтесь прямо ко мне!». Мишке Логвиненко подарил свою визитку и заверил, что по ней в любом ресторане Москвы ему сделают скидку! Тот, похоже, поверил. Обрадовался.

Кабинет, в котором редакция заседала, был увешан флагами самых разных политических… ммм… конфессий, а их в то время насчитывалось предостаточно! На стене торжествовала разноцветьем политическая карта мира 1972, а, может, и 1974 года, великодушно предоставленная нам в пользование Аней Иоффе. Тут же красовались шаржи политических лидеров и звезд: Хрущева, Шварценеггера и кого-то еще, – большую часть которых нарисовал специально для нас художник Олег Беседин. За деньги. Задорого. Возможность порекламироваться в нашем эфире он демонстративно проигнорил.

 

 

С тех пор я уже и обстригала, и отращивала прическу не раз. Но именно те годы вспоминаю тепло, потому что всё, тогда со мной происходившее, по-прежнему «распаковывается»: тот опыт важен до сих пор. И я рада, что мне удалось несколько раз провести «Иркутское времечко». Этот драйв прямого эфира, общения со зрителями и гостями студии хранится в библиотеке самых ярких впечатлений моей телевизионной жизни. 

 

 

Светлана Фомина (Переломова)



Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Хорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.

Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK