Тема введения дифференцированных тарифов в Иркутской области стала настолько яркой, что на ней спешат хайпануть все – политики, журналисты, общественные деятели… Теперь вот список пополнил «генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский». Выступающий, надо сказать, в редком жанре – апокалиптического пророчества.
А был ли дифтариф?
Статья «Перспектива введения дифтарифов в Иркутской области: социальные последствия и риски для власти» опубликована на известном портале «Региональный комментарий». И написана она так плохо, что мы абсолютно не уверены в авторстве Еловского. Все-таки он довольного долго работал в Иркутской области, часто бывал здесь и после того, как перебрался в Москву – одним словом, с материалом должен быть знаком. Тут же ошибок столько, что создается впечатление: важный генеральный директор вызвал к себе какого-то мелкого клерка и поручил написать что-нибудь по ключевым тезисам. Клерк про Иркутскую область знал примерно… ничего. Поэтому получилось очень плохо.
Начинается текст с констатации общеизвестного: Федеральная антимонопольная служба приказала Службе по тарифам Иркутской области пересмотреть тарифы на электроэнергию для бизнеса и населения. «В Иркутской области тема тарифов болезненная», - пишет лже-Еловский. Можно подумать, во всех других регионах граждане к ней равнодушны. Не припомните, жители какого региона писали пачками обращения президенту РФ с просьбой уровнять их тариф с тарифами нашей области? Напоминаем: это была Бурятия. Вот там, когда тариф приближался к 5 рублям за киловатт, было больно. И тарифы понизили.
Следующий тезис из статьи выглядит так, будто его писал не человек, а пресловутый «искусственный интеллект»: «Там с 1990-х годов низкие тарифы – это связано с огромным обеспечением региона электроэнергией благодаря построенному Ангарскому каскаду ГЭС».
Ни в каких технических или экономических документах, ни в одной приличной аналитической статье уважающего себя журналиста вы не найдете слов «огромное энергообеспечение». Регион может быть энергодефицитным или энергоизбыточным, это да. А вот такие эпитеты как «огромное» или «маленькое» к энергоснабжению не применяют.
Продолжая гнуть свою линию, автор статьи (нет сил поверить, что это именно Еловский) утверждает, что небольшой численный перевес фракции КПРФ над фракцией «Единая Россия» в Законодательном собрании по итогам выборов в 2018 году был обусловлен именно «протестным голосованием» по поводу энергетических тарифов. Вот к чему приводит отсутствие учебника по новейшей истории Иркутской области! И перевес КПРФ был символический, и воспользоваться коммунисты им не сумели, а самое главное – не было в то время в повестке темы тарифов. Губернатор, он же руководитель обкома КПРФ, был. Единственная пресс-конференция о потенциальной отмене перекрестного субсидирования 22 июня 2018 года - была. А вот «проблемы дифтарифа» в головах избирателей - не было.
Вся морда в угольной пыли
«Сейчас вся жизнь в регионе построена на идее дешевого энерготарифа. Там плохо развивалась газовая, угольная энергетика, всегда дешевым электричеством отапливалось огромное количество людей», - продолжает лже-эксперт, поленившийся вникнуть в тему хотя бы в объеме серии устаревших монографий М. Винокурова и А.Суходолова «Экономика Иркутской области».
С газом в области, несмотря на многочисленные соглашения с «Газпромом», действительно плохо. А вот угольная энергетика развита более чем достойно: полтора десятка крупных тепловых электростанций и сотни котельных обеспечивают теплом население всех городов и поселков. Несмотря на снижение добычи угля, она все еще ведется на многих разрезах от Тулуна до Черемхово – и настоящий Еловский должен бы это знать, ведь он наверняка знаком с мэром главного города угольщиков Вадимом Семеновым.
Прежде чем перейти к ключевому тезису лже-пророчества, зафиксируем важный факт: городское население в Иркутской области по данным 2022 года составляет 78,25 процента населения. Это то население, которое полностью обеспечено теплом от централизованных источников теплоснабжения, работающих именно на угле и отчасти на отходах лесопиления – самом доступном и дешевом топливе. Котельные, работавшие на мазуте и электричестве, создавали так много проблем, что областные власти с начала 2000-х системно и последовательно закрывали их одну за другой. Значительная часть сельского населения до сих пор живет при дровяных или угольных печах. Да, несовременно, зато, как оказалось, надежнее, чем электрические обогреватели.
И вот, не зная всего этого, автор статьи переворачивает ситуацию даже не с ног на голову – он выворачивает факты в своих интересах: «Любое повышение тарифов привело бы к жесточайшему социальному взрыву, который спровоцировал бы сильнейший протест населения, потому что это не эфемерный вопрос демократии, а вопрос того, сколько денег уйдет на отопление в следующем месяце».
Это – самая натуральная ложь, потому что электрическим отоплением в Иркутской области пользуются не все жители поголовно весь отопительный сезон, а лишь немногие обладатели индивидуальных электрических котлов. Это люди, проживающие в частных домах, в основном в пригородах Иркутска и Иркутском районе. В абсолютных цифрах, безусловно, речь может идти о десятках и даже сотне тысяч граждан, но едва ли они наберутся в один процент населения области.
Революции не будет
Причем это очень важный, не бедный, экономически активный «процент», у которого уже хватило средств на покупку и содержание частного дома, со всеми прилагающимися к нему расходами на автомобиль (а то и не один), скважину для водоснабжения и так далее. Эти люди менее всего похожи на бунтарей, способных инициировать социальный взрыв, принимать участие в протестах и создавать прочие неприятности себе, окружающим и региональным властям. Они скорее бросят все и уедут туда, где жизнь не требует таких усилий. Население области неуклонно сокращается, и климат – крайне некомфортный – играет в миграционном оттоке не последнюю роль.
Да, советская власть смогла сделать Восточную Сибирь более комфортной за счет возведения нескольких крупных городов и строительства мощной комбинированной энергосистемы, включавшей ТЭЦ и ГЭС. К нынешнему руководству области никаких претензий ни по какому поводу нынешнее население предъявлять не будет. Если уж в прошлом году, видя собственными глазами состояние дорог, больниц и школ, большинство проголосовало на выборах в Законодательное собрание за «Единую Россию», то и после введения любой социальной нормы и любых тарифов никаких возражений не будет.
Известно, что даром в наше время даже птички не чирикают. И хотелось бы понять, зачем (по чьему заказу) псевдо-аналитик, прикрывшийся именем Дмитрия Еловского, несколько раз подряд настойчиво прогнозирует то «социальный взрыв», то «жесткие протесты», то какие-то «серьезные столкновения». Вы, гражданин Неизвестный, не имеете никакого представления об уже существующих в Иркутской области угольных ТЭЦ, так откуда бы вам знать о протестных традициях местных жителей? Вы несете чушь про «создание спроса» на тепловую энергию – не имея никакого представления о ее дефиците и давнем, с конца 1980-х, запросе на строительство новой ТЭЦ в Иркутской агломерации.
Вы, в конце концов, обещаете разрешение выдуманного вами энергетического тупика «жесткими мерами» (со стороны властей?) и «ответную реакцию» (со стороны населения)? Позвольте вам кое-что объяснить: система работает не так.
Если условия в населенном пункте или целом регионе становятся неприемлемыми для населения, оно условно делится на две части. Наиболее активная распродает имущество и перебирается туда, где лучше – именно так население Усть-Илимска сократилось со 120 тысяч до 80, а Черемхово – со 100 тысяч до 50. Пока эти люди ехали в южные районы Иркутской области, но если и здесь станет неуютно – по соседству есть Красноярский край, динамично развивающийся и перспективный. Кстати, дифтариф там ввели несколько лет назад, и никаких протестов это не вызвало.
Вторая часть населения сократит потребление до минимума – то есть втиснется в рамки социальной нормы, будет экономить каждую копейку и, откровенно говоря, уныло доживать оставшиеся годы в сложившихся условиях. Это бюджетники, пенсионеры и прочие граждане, чьи доходы не позволят им сменить место жительства. И вот это – настоящая проблема, от которой у всех властей в Иркутской области, от губернатора до депутата местной думы, должна болеть голова. Потому что экономика области свернется, доходы бюджетов всех уровней сократятся, малый и средний бизнес (торговля, сервис, услуги) перестанут существовать. Жилищное строительство (и без того сокращающееся) утратит всякий смысл, школы и детские сады – о которых так любит порассуждать губернатор – не понадобятся. Хотите представить как это будет – экстраполируйте Черемхово или Тулун после наводнения на масштабы всей области.
Вот это – катастрофа, к которой мы можем прийти. Но запас прочности, заложенный в крупной промышленности, системе транспорта и энергетике, даст Иркутской области достаточно времени, чтобы действующий губернатор мог спокойно избраться и отбыть на своем посту еще пару сроков. Сидите спокойно, Игорь Иванович, никаких социальных взрывов не будет.
Константин ДЫНИН
Ах, дааа! Статья Еловского (или как бы Еловского) – тут:
Хорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.
Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK