Марина Гайкалова (дев. Хахалина) не умеет сидеть на месте ровно, в ее жизни постоянно что-то происходит! Репетиции, концерты, съемки, монтажи, фотосессии, рисование, муж, дети, а с не очень давних пор еще и работа с нейросетями. Как все это умещается в жизни сотрудницы ангарского «Водоканала»? Сейчас узнаем!
Марине слегка за 50, а в душе она все та же девчонка, которая видит загадочных животных в очертаниях облаков, спешит на хоровые репетиции, как в детстве, открытая, веселая, заводная. Просто с возрастом многие как-то угасают, вянут — но это не про нее!
- Образование у меня техническое, с творчеством никак не связано. Окончила Иркутский Институт Инженеров железнодорожного транспорта. Затем пошла выучилась на бухгалтера. И — поняла, что бухгалтерия это совсем не мое! На железке поработала совсем немного. Устроилась на Ангарский Водоканал, и до сих пор тут. А творчество? Творчество со мной всю жизнь. В 8 лет папа повел записывать меня в художественную школу, но… увидел набор на обучение игре на фортепиано… и… Я отучилась 2 года, а потом твердо сказала, не мое! Но хор не бросила и до сих пор пою, правда теперь уже в другом коллективе, он называется Хор-бенд «Braviss» под руководством Ларисы Марчук, но все в том же классе во дворце «Нефтехимик», где все детство я пела в «Юности Ангарска» Валентины Николаевны Мурашовой, спасибо ей огромное за все! Рисовала всегда. Школьная, институтская редколлегия, оформляла стенгазеты. Раньше это было модно, каждый месяц — новый выпуск. После рождении дочери в 2008 году заинтересовалась фотошопом. А 3 года назад освоила карандашную графику. Рисую портреты и животных. Муж говорит, что животные получаются как живые. Потом научилась писать сухой пастелью. 2 года назад открыла для себя нейросети. Но тогда ничего не получилось, так как уроки были все на английском языке, а я на слух плохо воспринимаю. И вот полгода назад я наткнулась на русскоязычные уроки. И теперь не представляю своей жизни без нейронки. Раньше, если, что не знаешь, говорила, Гугл в помощь, теперь же — чат GPT.
- А откуда вообще взялась нейросеть, что это такое?
- Истоки нейросетей уходят в 1940-е годы, когда американский математик Уоррен Маккаллок и канадский психолог Дональд Хебб создали первую модель нейронной сети, которая была основана на работе мозга человека. Однако нейросети не могли получить широкого распространения до тех пор, пока не появились более мощные компьютеры и новые алгоритмы обучения. В 1957 году американский нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт разработал первую нейросеть, на которой основываются современные модели. С тех пор множество ученых и инженеров работали над развитием нейросетей и создали множество различных архитектур и методов обучения. Йоханнес Хинтон, канадский компьютерный ученый, известен своей работой в области распознавания речи и обработки естественного языка. Джефф Дин — американский компьютерщик, который работал в Google. Швейцарец Юрген Шмидхубер. Это лишь некоторые из самых известных и влиятельных ученых в области нейросетей, которые сейчас получили широкое применение. Ими мы пользуемся даже не подозревая, что это нейронка. В телефонах: распознавание предметов при фотосьемке, обработка фото, в соцсетях — ленты рекомендаций, распознавание голосовых команд.
Нейросеть – это программа, работающая по тем же принципам что и человеческий мозг, ее обучает человек. Каждый день выходят новые нейросети. Нейросеть, скорее, похожа на ребенка, который изначально на все вопросы дает неправильные ответы, а человек учит правильным.
Для общения с нейросетью, например, с теми, которыми работаю я, существуют промты. Промт – это текстовый запрос для нейросети, разговор с нейросетью на ее языке. Причем сеть лучше понимает английский язык, потому что обучалась она именно на нем. В этом запросе прописывается то, что я хочу увидеть на изображении, как оно должно выглядеть, действие, постановка освещения. Чем точнее описать то, что хочешь получить на выходе, тем проще сети будет сгенерировать изображение. В промте надо учитывать вес слова, на какое место поставить его. Также есть негативные промты – это то, чего ты не желаешь видеть на изображении. При работе с нейросетями я сама стала думать по-другому, взвешивать каждое слово. Мой мозг стал работать не так, как раньше. Мы оба учимся общаться и понимать друг друга.
- Какие же у нейросети жирные плюсы и какие минусы? Не станем ли мы все в скором будущем лентяями из-за того, что все интеллектуальное будет делаться нейросетью за нас?
- Самый серьезный плюс — это обработка больших объемов данных, анализ их и очень высокая скорость обработки, гибкость. Нейросети могут быть использованы в различных областях и с различными типами данных. Это очень мощный инструмент. Конечно, у нее есть и недостатки: для обучения нейросетей требуются большие объемы данных, они сложны в обучении, необходимы мощные вычислительные ресурсы.
Использование нейронных сетей может автоматизировать многие процессы и упростить выполнение задач. Однако это не обязательно приведет к лени. Творческие профессии — художники, композиторы, писатели и другие, могут использовать искусственный интеллект, чтобы уйти от рутины, ускорить некоторые процессы, однако нейросети не смогут полностью заменить человеческое творчество и воображение, отнять индивидуальный стиль и вдохновение художника или композитора.
- А где их можно найти, нейросети, как с ними познакомиться?
- Ну, например, вот здесь:
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fplaygroundai.com%2F&el=snippet
Эта рисовалка бесплатная, по крайней мере раньше была. Самые красивые рисунки получаются у Миджорни и Стейбл Дифьюжн. Миджорни теперь платник.
- Ну хорошо, а что со всем этим всем делать? Как можно использовать?
- Бывает, что люди хотят большую фотосессию, но не хотят переодеваться и менять локации. Раньше в этом мне помогал фотошоп. Сейчас возможностей больше. Когда я генерирую изображения людей, я не просто копирую уже существующие фотографии, а создаю их с помощью алгоритмов, которые выучены на основе множества фотографий.
Сеть может обрабатывать и анализировать большое количество данных. Это позволяет мне создавать изображения, которые выглядят так же, как настоящие фотографии людей. Я могу изменять различные параметры, такие как цвет кожи, прическу, форму лица и многое другое, чтобы создать уникальное изображение. Единственная сложность, что исходных фотографий надо много. Очень много — на их основе тренируется модель. Зато после этого можно сделать бесконечные варианты фото в разных стилях. Нейросети уже легко генерировать изображения. Обычно модель тренируется на 25-30 фотографиях. В разных позах, по крупности, ракурсах. Для этой работы необходимо иметь огромные вычислительные мощности. Но я работаю онлайн через Гугл коллабы. Эти мощности мне предоставляют. Если работать оффлайн, то нужна очень емкая видеокарта. Нейросети могут использоваться не только для генерации изображений, но и для текстов и музыки, видео.
- Ну хорошо! А лично тебе, для настроения, миропонимания — что дает работа с нейросетями?
- Я вообще стала по-другому видеть мир! Сейчас мой мозг из мешанины разных точек все чаще и больше начинает формировать картинки. Они выплывают сами и везде. Это как в детстве: смотришь на облака и видишь разных животных… Нейросеть — мой инструмент, который помогает передавать свои эмоции и вдохновение. Я люблю создавать изображения, и моя работа состоит не только в их создании, но и в написании промтов для них. Это очень важно, потому что промт должен передавать идею и настроение изображения. Это требует творческого мышления, опыта и понимания того, как работает язык. Чем лучше ты опишешь, тем лучше получишь картинку на выходе. Для этого надо иметь воображение, много знаний в разных сферах. Иногда даже как правильно выставить свет, выбрать оптику... Но в этом сейчас тоже может помочь все та же нейронная сеть.
Знаки зодиака
Спрашивала Светлана Фомина
Хорошо, что есть такой журнал, который нам помогает задуматься, обращает внимание на то, что в рутине мы стараемся не замечать, – да потому, что жить так проще, наверное... Иногда даже думаешь: вот что этим энтузиастам, этой Переломовой, Фомину и их журналистам больше всех надо, что ли? Ведь это такой труд, сколько времени, сил и нервов уходит на создание журнала. Остается сказать спасибо и пожелать развития и творческой бдительности к нелюбимому гламуру и пафосу.
Валентина Савватеева, стилист, имидж-дизайнер, директор Модельно-Имиджевой Студии NEW LOOK